Инициативная
группа
«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ» |
Из материалов газеты "За права человека", № 10 (27-38), январь 2003
НАС ВОЗВРАЩАЮТ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Из интервью
аналитика Общероссийского общественного
движения «За права человека» Евгения
Ихлова радиостанции «Эхо Москвы» (18 ноября
2002 г.):
Проблема
состоит в двух аспектах. Первый аспект —
абсолютно недопустима клерикализация
школы и вообще образования. И, с другой
стороны, абсолютно недопустимо под
предлогом знакомства с историей и
практикой религии внедрять средневековые,
человеконенавистнические представления и
предрассудки.
Учебник
Бородиной «Основы православной культуры»,
с нашей точки зрения, можно считать
пособием для скинхедов, или черносотенным
учебником. Однако учеба по нему началась,
причем еще до появления циркулярного
письма министра образования Филиппова о
практически обязательном введении в школах,
я не побоюсь сказать, Закона Божия.
Суть
проблемы в том, что многонациональному,
многоконфессиональному обществу
вбрасывается идея племенного и национально-религиозного
содержания, что, с моей точки зрения, и точки
зрения многих уважаемых экспертов,
приведет к развалу РФ в течение ближайшего
поколения. Я воспринимаю это крайне
трагически. Появление циркуляра, с моей
точки зрения, ознаменовало радикальную
смену со стороны власти восприятия того,
каким должно быть российское общество.
То, что
нейтральное культурологическое
преподавание истории религии, истории
священных текстов коробит
фундаменталистское сознание — это понятно.
Но для этого есть возможность воскресных
школ, иных способов — вне систем
образования. Я понимаю, что светское
образование коробит носителей
определенной ментальности, но в этом,
формально нейтральном циркуляре Филиппова,
я просто наугад открыв, нашел, что римская
католическая церковь называется — «папизм»,
в скобках — «латинство». Это не коробит?
Минобразования
побоялось Конституционного или Верховного
суда, и переложило ответственность на
регионы. Введение в план преподавания и
установка стандартов — это означает, на
самом деле, нарушение принципа светского
образования. Когда летом мы разбирались с
прокуратурой с этим учебником, то было дано
разъяснение — что если родители напишут
директору заявление, то их ребенок будет
освобожден от прослушивания курса. То есть
произошла смена — была попытка создать
светско-гражданское сообщество, а теперь
концепция изменилась — теперь, видимо,
решено идеологически окучивать некое
этническое ядро — потому что в циркуляре
Филиппова прямо сказано — для русской
национальной идентификации нужно это
преподавание. И хочу обратить внимание на
мелкую подробность — мы только начали
разговор о православии — кстати,
православие есть грузинское, молдавское,
сербское, болгарское, румынское, — этого
ничего нет, есть только русское православие.
Я
категорически против введения подобных
школьных предметов, а в таком обществе, как
российское, это катастрофа. Вы
представляете себе — 12-летний ребенок,
которому учитель задает вопрос на дом — что
такое сатанизм, кто такие секты, еретики —
это все в учебнике есть. Когда школьнику
задают вопрос определения еретика,
сатаниста и сектанта — это же вопрос
инквизитора, подготовка инквизитора. Это
сеет рознь, средневековую ненависть,
разрушает государство.
Драматизм ситуации в том, что я нигде не увидел и намека на то, что основные мировые религии — три авраамические — иудаизм, христианство, ислам, — и буддизм, — выработали некий общий ко