ЗАЩИТА
ПРАВ, СВОБОД И
ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ
ГРАЖДАН В
УГОЛОВНОМ
СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
И КРИЗИС
АДВОКАТУРЫ
Обращение
Правозащитное
сообщество
и
гражданские
союзы
традиционно
рассматривали
как
проблемные,
порождающие
нарушения
прав
человека и
потому
нуждающиеся
в глубоком
реформировании
государственные
элементы
судебно-правовой
системы:
прокуратуру,
органы
дознания и
следствия,
суды. Эти
институты
традиционно
становились
объектами
критики и
разоблачений.
Адвокатура,
являющаяся
негосударственным
образованием,
никогда не
выделялась в
этом
контексте
как институт,
порождающий
системные
нарушения
прав. Такая
постановка
вопроса,
возможно,
представляется
даже
нонсенсом,
ведь
процессуальная
роль
адвоката - это
защита прав
доверителя и
представление
его
интересов.
Проблемы
адвокатуры
рассматривались
нами обычно
лишь в
контексте
доступности
квалифицированной
юридической
помощи.
Например,
неоднократно
заявлялось о
необходимости
закрепления
за каждым
отделом
милиции
постоянного
дежурного
адвоката.
Однако мы
полагаем, что
сведение
существующих
трудностей
лишь к
формальной
необеспеченности
нуждающихся
квалифицированной
(т.е.
формально
считающейся
таковой)
юридической
помощью,
уводит от
обсуждения
проблемы
адвокатуры.
Российская
адвокатура
переживает
глубокий
кризис.
Следствием
этого
кризиса
стало
превращение
адвокатуры
в один из
источников
широкомасштабных
нарушений
прав
человека,
прежде всего -
в уголовном
процессе.
Безусловно,
многие
адвокаты
подвижнически
защищают
права своих
доверителей.
Среди
адвокатов,
также как
среди судей,
прокуроров и
следователей,
немало
честных,
достойных
представителей
профессии.
Многие
адвокаты
идут на риск,
в том числе,
на конфликт с
властью,
защищая
права
человека,
интересы
своих
подзащитных.
Но
наличие в
корпорации
глубоко
уважаемых
нами
адвокатов не
снимает
вопрос об
адвокатуре в
целом, об
опасных для
общества
тенденциях, о
весьма
серьезных,
ставших
типичными
явлениях,
искажающих
самое
существо
адвокатуры.
Федеральный
закон "Об
адвокатской
деятельности
и адвокатуре
в Российской
Федерации"
определяет
адвокатуру
как институт
гражданского
общества.
Несмотря
на эту
декларацию,
адвокатура в
современной
России имеет
сущностные
характеристики,
дающие
основания
оценивать ее
как огосударствленную
корпорацию,
монополизировавшую
обеспечение
права на
защиту по
уголовным
делам.
Огосударствление
адвокатуры -
следствие ее
принудительной
вертикализации
в единую
Федеральную
палату (что
создает
условия для
управляемости
адвокатов и
лишает их
самостоятельности).
Огосударствление
адвокатуры -
следствие ее
подконтрольности
органам
юстиции,
наделенным
правом
собирать на
адвокатов
компрометирующие
материалы и
инициировать
лишение их
статуса.
Монополизация
адвокатурой
права на
защиту по
уголовным
делам
обеспечивается
УПК РФ,
фактически
изгнавшим из
уголовного
процесса
юристов, не
являющихся
адвокатами, и
общественных
защитников.
При
этом, хотя ГПК
РФ и Кодекс РФ
об
административных
правонарушениях
не содержат
ограничений
на
представительство
в процессе
любых лиц по
выбору
стороны,
закон об
адвокатуре
покушается
создать
монополию и в
гражданском
судопроизводстве,
и в
производстве
по делам об
административных
правонарушениях,
устанавливая,
что
представителями
организаций (в
том числе, и
общественных
объединений!)
по
гражданским,
административным
делам и делам
об
административных
правонарушениях
могут быть
только
адвокаты.
Будучи
монополистом
по оказанию
правовой
помощи,
адвокатура в
целом не
способна
сегодня
обеспечивать
граждан
соответствующей
их
потребностям
независимой
юридической
поддержкой.
Это касается,
в первую
очередь,
защиты по
уголовным
делам и
выражается:
-
в низком
профессиональном
уровне
адвокатуры,
не владеющей,
в частности,
опытом
прямого
применения
Конституции,
международного
права, не
оперирующей
в своей
практике
решениями
Европейского
суда по
правам
человека;
-
в
повсеместной
практике
сговора
адвокатов со
стороной
обвинения и "договоренностей"
с судьями;
-
в вытекающих
из этих
сговоров и "договоренностей"
склонении
подзащитных
к признанию
вины и
неправовым
сделкам, превращении
адвокатов в
приводные
ремни
коррупции;
-
в
злоупотреблении
доверием
подзащитных,
сокрытии от
них их
процессуальных
прав и
возможностей;
-
в
игнорировании
процессуальных
нарушений,
допускаемых
следствием, и
судом,
отсутствии
адекватного
реагирования
на
злоупотребления
властью, в
преобладающих
установках "не
злить
следователя"
и "не
раздражать
суд" якобы
избыточными
требованиями
и жалобами;
-
в формальном,
незаинтересованном
и
поверхностном
исполнении
обязанностей
защитниками
по
назначению,
фактически
превращающимися
в "понятых",
присутствующих
при
исполнении
процессуальных
действий (адвокаты
месяцами не
посещают
подзащитных
в СИЗО,
пропускают
судебные
заседания, не
присутствуют
при
оглашении
приговора);
-
в
необоснованных
и завышенных
гонорарах,
поддерживаемых
страхом
подзащитных
перед
уголовным
преследованием;
-
в
запугивании
платежеспособных
клиентов
не
существующими
рисками, умышленном
затягивании
процесса в
целях
извлечения
из
подзащитного
максимальной
прибыли,
равно как в
затягивании
процесса по
причине
неплатежеспособности
клиента;
-
в
вымогательстве
у клиентов,
помимо
гонорара,
дополнительной
платы за
каждое
процессуальное
действие (составление
заявлений,
ходатайств).
При
этом
качество
защиты
зачастую не
отвечает ее
денежному
выражению.
Нередки
случаи
прямого и
практически
безнаказанного
мошенничества,
когда
адвокаты,
получая
гонорары,
уклоняются
от
исполнения
своих
обязанностей.
Поскольку
реальные
выплаты
адвокатам,
как правило,
не
соответствуют
документально
зафиксированным
суммам,
привлечь
адвоката-"кидалу"
к
ответственности
невозможно.
Перечисленные
кризисные
явления
порождаются,
в частности,
следующими
причинами:
-
заниженными (а
зачастую
фактически
отсутствующими)
квалификационными
требованиями
к юристам,
вступающим в
адвокатуру;
-
перемещением
в адвокатуру
значительного
числа бывших
милицейских,
следственных
и
прокурорских
работников,
сохраняющих
живые
контакты со
своими
прежними
коллегами, "принимающими
к сердцу"
проблемы и
интересы
дознавателей
и
следователей,
предпочитающими
работать не в
одиночку, а в
сотрудничестве
со своими
друзьями,
представляющими
противоположную
сторону;
-
превращением
адвокатуры в
клоаку, куда
стекают
изгнанные из
государственных
правоохранительных
органов и
суда проштрафившиеся
неквалифицированные
"специалисты",
склонные к
игнорированию
и нарушениям
закона;
-
формированием
"судебной
команды", включающей
прокурора,
судью и
адвоката,
договаривающихся
"по понятиям"
о решении по
конкретному
делу;
невниманием
суда к тому,
насколько в
действительности
обеспечена
защита
обвиняемого
по
конкретному
уголовному
делу.
Условия
для
распространения
в адвокатуре
перечисленных
негативных
явлений
созданы и
новейшим
законодательством,
прежде всего -
уголовно-процессуальным.
Так,
отнесение
статьей 75 УПК
РФ к
недопустимым
доказательствам
показаний
подозреваемого,
обвиняемого,
данных в ходе
досудебного
производства
по
уголовному
делу в
отсутствие
защитника и
не
подтвержденных
подозреваемым,
обвиняемым в
суде, привело
к практике
обязательного
закрепления
показаний в
присутствии
адвоката,
превращенного
таким
образом в
некий тип
понятого,
подтверждающего
своим,
зачастую
формальным
или
фиктивным
присутствием
"допустимость"
показаний.
Следующим
шагом стало
закрепление
в процессе "адвоката
по
принуждению"
путем
признания
необязательным
для
дознавателя,
следователя,
прокурора
отказа
подозреваемого
или
обвиняемого
от защитника (статья
52 УПК РФ). В
результате
обвиняемые
вынуждены
защищаться
не только от
обвинения, но
и от
навязываемой
ему "защиты",
работающей
против него.
Это грубо
нарушает
подтвержденное
статьей 6
Европейской
конвенции
право
обвиняемого
защищать
себя лично
или через
посредство
защитника.
Удаление
из
уголовного
судопроизводства
общественных
защитников (им
оставлена
возможность
защищать
обвиняемого
по
усмотрению
суда наряду
с адвокатом, т.е.
при его
наличии, и,
вместо
адвоката, в
мировом суде)
ограничило
подозреваемого,
обвиняемого
в праве на
самостоятельный
выбор
защитника,
что
противоречит
праву
каждого
обвиняемого
защищать
себя "через
посредство выбранного
им самим
защитника" (статья
6 Европейской
конвенции).
Вовсе
лишен
возможности
иметь
представителем
иное лицо,
кроме
адвоката,
потерпевший
что ставит
его в
неравное
положение с
обвиняемым, а
при
отсутствии у
потерпевшего
финансовых
возможностей
вовсе лишает
его права
иметь
представителя,
защищающего
его интересы (за
исключением
представительства
в мировом
суде; статья 45
УПК). Если
обвиняемому,
не имеющему
защитника,
все-таки
назначается
адвокат (хотя,
как правило,
сомнительного
качества),
потерпевшему
такая
возможность
не
предоставляется.
Необходим
комплекс мер,
направленных
на реальное
обеспечение
прав
человека в
уголовном
судопроизводстве,
на повышение
уровня
адвокатуры.
Деятельность
адвокатуры
должна стать
предметом
общественного
наблюдения и
гражданского
контроля.
Кризисное
положение
адвокатуры
нуждается в
серьезном и
внимательном
обсуждении,
совместном - с
руководством
адвокатского
сообщества -
поиске
наилучших
решений. В
связи с этим
мы,
представители
гражданских
организаций
России,
заявляем о
готовности
приступить к
мониторингу
деятельности
адвокатуры,
сбору и
публикации
информации о
нарушениях
присяги
адвоката.
Мы
заявляем о
необходимости
создания и
публикации "черной
книги"
адвокатов,
в которую, под
контролем
авторитетного
общественного
совета,
должны
включаться
подтвержденные
и
проверенные
данные об
адвокатах,
нарушающих
основополагающие
принципы
своей
профессии.
Такая книга
должна быть
размещена в
открытом
доступе в
сети
Интернет.
Необходимы
также
законодательные
изменения, в
том числе
направленные
на
исправление
ряда норм УПК
РФ.
Мы
предлагаем:
-
законодательно
закрепить
возможность
участия в
уголовном
деле в
качестве
защитника
любого лица
по выбору
подозреваемого,
обвиняемого
или
осужденного
(на стадии
обжалования
приговора),
внеся
соответствующие
изменения в
статью 49 УПК
РФ;
-
законодательно
закрепить
право
потерпевшего
на выбор
любого лица в
качестве
представителя,
внеся
соответствующие
изменения в
статью 45 УПК
РФ;
-
внести
изменения в
статью 52 УПК
РФ, обеспечив
гарантии
права на
отказ от
защитника в
любой момент
производства
по
уголовному
делу;
-
внести
изменения в
статью 75 УПК
РФ, отнеся к
недопустимым
доказательствам
любые
показания
подозреваемого,
обвиняемого,
не
подтвержденные
им в суде (независимо
от того, даны
эти
показания в
присутствии
либо в
отсутствии
адвоката);
-
внести
изменения в
статью 2
Федерального
закона
"Об
адвокатской
деятельности
и адвокатуре
в Российской
Федерации",
отказавшись
от
закрепленного
в нем
исключительного
права
адвокатов
выступать
представителями
организаций
в
гражданском
и
административном
судопроизводстве,
производстве
по делам об
административных
правонарушениях.
28
октября 2003
года,
Москва