Фестиваль документальных фильмов о Чечне, который должен был пройти в Москве с 1 по 4 октября, частично сорван. Вечером 30 сентября дирекция Московского Киноцентра уведомила организаторов о том, что не намерена демонстрировать фильмы фестиваля, разрывает договор и готова вернуть деньги, полученные за демонстрацию фильмов.
Этому решению предшествовал ряд телефонных звонков из Киноцентра с просьбами отменить показ нескольких фильмов, а именно: "Террор в Москве" о событиях на Дубровке, "Покушение на Россию" о взрывах жилых домов в 1999 году и "Правдивые рассказы: война Бабицкого". По словам члена оргкомитета фестиваля Юрия Самодурова, случившееся стало результатом давления ФСБ на руководство Киноцентра.
Камнем преткновения вновь стал Борис Березовский: основанный им Фонд гражданских свобод выступил одним из спонсоров и организаторов фестиваля, а фильм "Покушение на Россию" снят при непосредственном его финансировании. Все фильмы, которые предполагалось демонстрировать в Киноцентре, будут показаны в Сахаровском центре, в маленьком зале на 90 мест. Директор Киноцентра Владимир Медведев отрицает факт какого бы то ни было давления. Впрочем, он не скрывает, что не хочет портить свои отношения "с высшими органами", показывая фильмы "антироссийской направленности". "Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен", - заявил Медведев в эфире "Эха Москвы".
***
компетентно
Владислав Куликов
В ТОМ, что программа кинофестиваля "Чечня" сильно урезана или даже вовсе зарублена, некоторые источники поспешили обвинить Лубянку.
На вопрос корреспондента "Российской газеты", имеет ли ФСБ какое-то отношение к закрытию кинофестиваля "Чечня", начальник центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко ответил, что про кинофестиваль "Чечня" он просто ничего не знает.
Когда корреспондент "РГ" попытался выяснить по неофициальным каналам в спецслужбах, ему ответили смехом. "А инопланетяне не причастны к закрытию кинофестиваля?" - переспросил один из высокопоставленных сотрудников ФСБ. - Закрытие фестиваля с нашей подачи было бы проявлением цензуры. Мы не имеем права делать такие вещи, особенно в наше время. Но это теоретический разговор. Потому что я тоже узнал, что этот фестиваль должен проводиться, только от журналистов. Наша "контора" к его закрытию не причастна".
Столичная
вечерняя газета №159.1 (02.10.03) стр. 2
Киноцентр не будет показывать фильмы про Чечню
Инна Сыресина
Фестиваль фильмов «Чечня» — это подборка документальных лент, сделанных режиссерами Великобритании, Нидерландов, Бельгии и других стран Европы. Их уже показывали в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лондоне. Добрались и до Москвы, но Киноцентр на Красной Пресне внезапно отказался предоставить устроителям кинозал.
Прежде чем объявить о разрыве контракта на аренду зала, руководство Киноцентра попросило организаторов добровольно снять с фестивального, показа несколько лент, в которых критикуются действия ФСБ. Это фильмы «Террор в Москве» о теракте в «Норд-Осте» британского режиссера Дэна Рида и «Правдивые рассказы: война Бабицкого». На фестивале планировалось показать и документальный фильм «Покушение на Россию» французского режиссера Жана-Шарля Денье, где во взрывах 1999 года в Москве обвиняются российские спецслужбы. Все фильмы сделаны на основе телевизионных интервью и новостных репортажей, которые полностью или частично уже показывали по российскому или зарубежному телевидению.
По словам директора Киноцентра Владимира Медведева, это политические фильмы, а Киноцентр «политикой не занимается, мы показываем художественные фильмы».
Один из организаторов фестиваля Юрий Самодуров, директор Музея им. А.Сахарова, считает, что на руководство Киноцентра надавило ФСБ. Кроме Музея им. Сахарова, фестиваль спонсируют Фонд защиты гласности и Международная хельсинкская организация по правам человека. Видеодиск с фестивальными фильмами был направлен каждому из 535 членов Конгресса США. В ближайшее время Фонд гражданских свобод собирается распространить фильмы среди членов парламентов европейских стран.
Еженедельный
журнал №39 (06.10.03) стр. 30-32
Фактор страха
ДЛЯ КИНОЦЕНТРА КИНО ОКАЗАЛОСЬ
СТРАШНЕЙШИМ ИЗ ИСКУССТВ
На прошлой неделе в России, пожалуй, в первый раз за постсоветский период был отмечен случай политической цензуры в отношении «важнейшего из искусств» - кино. Международный фестиваль документальных фильмов «Чечня», организованный крупнейшими правозащитными организациями, должен был открыться для широкой публики 2 октября в одном из залов Киноцентра на Красной Пресне. До этого фестиваль с большим успехом прошел в Лондоне, Нью-Йорке и Вашингтоне. Но 30 сентября организаторы получили письмо от директора Киноцентра Владимира Медведева, в котором он отказался предоставить фестивалю помещение, поскольку ряд зарубежных фильмов программы оказался «неприемлемым для показа». В результате все фильмы были показаны в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. С одной стороны, запрет сделал фестивалю неплохую рекламу - о решении Киноцентра сообщили издания, которые о самом фестивале писать изначально не собирались. С другой - фактически дискредитировал саму идею, превратив «настоящий кинофестиваль» в рядовую акцию правозащитников на своей территории.
***
Официальная точка зрения в последнее
время все активнее вытесняет
альтернативную на периферию общественной
жизни
***
«Давайте
бояться вместе»
На вопросы «Журнала» отвечает глава
российского представительства Фонда
гражданских свобод, один из организаторов
фестиваля Павел Арсеньев
- Павел Леонидович, по вашему мнению,
на Медведева надавили?
- Мне кажется, что все гораздо хуже. Мы возвращаемся s старые времена, люди вспомнили то, чему нас усиленно учил и последние 60-70 лет, опять появилась боязнь и самоцензура. Опять думают, как бы чего не вышло, а что Иван Иванович скажет. Я не думаю, что его кто-то сильно к чему-нибудь вынуждал, скорее он сам себя вынудил. Помните, был та кой мультфильм старый, когда котенок щенку говорит: «Давай бояться вместе». Вот эта история, в сущности, о том же. Я не сомневаюсь, что руководство Киноцентра долго и мучительно обсуждало эту ситуацию, и в конце концов они все-таки решили бояться. Вместе. Возвращается ситуация, знакомая нам опять же с советских времен. Приличный вроде бы человек, а принимает стыдные решения, и приходится отделять этого самого человека от его решений.
- А когда подписывался договор,
неужели не было понятно, о чем будут фильмы?
- Я думаю, что в тот момент Киноцентр повел себя как нормальный «хозяйствующий субъект», чья цель - продажа зала зрителям или организациям. Понимание пришло потом.
- Правда ли, что Киноцентр сначала
предложил убрать несколько фильмов?
- Дело в том, что в оргкомитет вошли все наиболее значимые московские правозащитные организации, они составили оргкомитет вполне определенного фестиваля, а если убрать один, второй, третий, четвертый фильмы, то это будет уже какой-то совсем другой фестиваль. Поначалу речь шла лишь об одном фильме «Покушение на Россию», и мы были готовы пожертвовать этой лентой, чтобы фестиваль состоялся в Киноцентре. У Киноцентра есть определенные традиции, известность, имидж, вполне для этого подходящий. Но когда мы согласились убрать один фильм, сказали, что вообще ничего не надо. Ну, не надо так не надо.
- Пострадал ли фестиваль в результате
запрета?
- Нет, я думаю, что благодаря этой истории он даже выиграл. Если у кого-то была цель сорвать фестиваль, то результат-то получился обратный. О его проведении теперь знают все. Я раньше не понимал, о чем будут писать журналисты. Про кино? Как-то непонятно. Зато теперь понятно, о чем все будут писать. Не о кино.
- Известна ли вам какая-то
официальная реакция Кремля на те фестивали,
что прошли в Англии и США?
- Власть просто их «не заметила». Позиция достаточно профессиональная. Наверху прекрасно понимают основной закон современной жизни: если о чем-то не говорить, значит, этого не существует. Если взять происходящее в Чечне, то тут это тоже срабатывает. Только, если о чеченской проблеме не говорить, она же не исчезнет. Так и живем - с широко закрытыми глазами.
***
Описания фильмов, которые напугали
Киноцентр. Выдержки из официального
документа, высланного организаторами
фестиваля Владимиру Медведеву
Грани.ру (04.10.03)
дословно
Дэвид Саттер, автор книги «Тьма на рассвете»
(После показа фильма "Покушение на Россию" на фестивале фильмов о Чечне в Нью-Йорке)
Сегодня в России достаточно свободы, чтобы задать вопрос, но недостаточно, чтобы получить ответ.
Утро.ру (04.10.03)
В Москве создана общественная организация "Норд-Ост", представляющая интересы бывших заложников, пострадавших при теракте в Театральном центре на Дубровке 23-26 октября прошлого года, сообщает "Интерфакс".
"Наша организация создана для информирования общественности, защиты интересов пострадавших при теракте и привлечения общественного внимания к проблеме бывших заложников, пострадавших при теракте на Дубровке", - заявил в субботу на пресс-конференции один из организаторов создания общественной организации Сергей Карпов.
В свою очередь, его жена, Татьяна Карпова, также входящая в оргкомитет, заявила, что в организацию уже входят около 200 человек. У супругов Карповых при теракте на Дубровке погиб сын - Александр Карпов, известный в Москве бард.
Карпова отметила, отвечая на вопросы журналистов, что общественная организация "ищет спонсоров за рубежом", в частности, "рассчитывает на помощь международных фондов".
Организация "Норд-Ост" планирует в годовщину теракта - 23 октября - провести панихиду у Театрального центра на Дубровке. Она будет приурочена к открытию стелы памяти пострадавших при теракте.
"Не планируется каких-либо специальных мероприятий, просто люди будут приходить, зажигать свечи, поминать своих родных", - сказала Карпова. При этом она подчеркнула, что с помощью общественности организация "Норд-Ост" добилась установки рядом с памятной стелой мемориальной доски с именами всех погибших при теракте на Дубровке осенью прошлого года.
Учредители общественной организации считают, что к ней могут присоединиться пострадавшие при других терактах, в частности, при взрывах летом этого года на Тушинском аэродроме и в моздокском военном госпитале.
Время новостей
№184 (02.10.03) стр. 2
Ведомости №179
(02.10.03) стр. 8
Агентство
социальной информации (30.09.03)
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова; Мемориал; Московская Хельсинкская группа; Общероссийское общественное движение "За права человека"; Русский ПЕН-центр; Комитет "Гражданское содействие"; Фонд защиты гласности; Союз комитетов солдатских матерей России; Форум переселенческих организаций; Фонд Гражданских свобод; Фонд Холокост; АНО Интерньюс.
Студия Zeppers
Films and TV, Нидерланды
Режиссер Нино Киртадзе
Студия Unite
Documentaires, Франция
Производство канала Channel 4, Великобритания
Режиссер Крайзина Курзаб-Редлик
Производство POLSAT-TV, Польша
Фильм, представленный в программу фестиваля в Москве
Музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова:
Режиссер Зара Имаева, Россия, 2000
Аккредитиция СМИ на открытие и пресс-показ по телефонам:
(095) 923-44-01, 923-44-20, 923-41-15
Грани.ру (30.09.03)
( На встрече со студентами
Колумбийского университета)
новые известия
№68 (02.10.03) стр. 7
Международный кинофестиваль «Чечня», который должен был начаться в столичном Киноцентре 1 октября, едва не был сорван. Поздно вечером накануне его открытия дирекция Киноцентра уведомила оргкомитет фестиваля о том, что возвращает деньги, полученные за демонстрацию картин. Заявлению предшествовали звонки с требованием отменить показ нескольких фильмов.
Lenta.ru (01.10.03)
Киноцентр
отказался проводить фестиваль
документальных фильмов о Чечне
Московский Фестиваль документальных
фильмов о Чечне, который должен был пройти в
Киноцентре на Красной Пресне со второго по
четвертое октября, не состоится. Об этом в
присланном в редакцию Ленты.Ру пресс-релизе
сообщили организаторы фестиваля.
По их словам, руководство Киноцентра уведомило их о разрыве контракта на аренду зала для просмотра фильмов. Организаторы утверждают, что руководство Киноцентра ранее обращалось к ним с просьбой снять с показа несколько лент, которые содержат критику в адрес ФСБ.
Прежде всего это касается фильмов: "Террор в Москве" о теракте в Норд-Осте, "Покушение на Россию" о взрывах домов в 1999 г и "Война Бабицкого" о судьбе российского журналиста.
В интервью радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля директор Музея имени А.Сахарова Юрий Самодуров заявил, что, по его мнению, на руководство Киноцентра было оказано давление со стороны ФСБ.
Newsru.com (01.10.03)
Фестиваль
документальных фильмов "Чечня" в
Москве сорван
Международный фестиваль документальных фильмов "Чечня", запланированный на 2-4 октября в Москве, сорван. Как сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля, директор Музея имени А.Сахарова Юрий Самодуров, руководство Киноцентра на Красной Пресне приняло решение не показывать три фильма из основной программы фестиваля.
Основная идея фестиваля - представить российскому зрителю шесть документальных фильмов, показанных в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лондоне. Теперь руководство Киноцентра отказалось демонстрировать картины "Террор в Москве" режиссера Дэна Рида (о захвате Театрального центра на Дубровке), "Правдивые рассказы: война Бабицкого" (Великобритания), "Покушение на Россию" Шарля Денье.
Известия.ру (01.10.03)
ФСБ заставила Киноцентр отменить фестиваль документальных фильмов о Чечне?
Московский Фестиваль документальных фильмов о Чечне, который должен был пройти в Киноцентре на Красной Пресне со 2 по 4 октября, не состоится. Об этом говорится в пресс-релизе организаторов фестиваля.
Руководство Киноцентра, по их словам, уведомило их о разрыве контракта на аренду зала для просмотра фильмов. Организаторы утверждают, что руководство Киноцентра ранее обращалось к ним с просьбой снять с показа несколько лент, которые содержат критику в адрес ФСБ.
Utro.ru (01.10.03)
Газета.ру (01.10.03)
Столичный Киноцентр отказался от показа фильмов Международного кинофестиваля "Чечня", так как "ряд зарубежных документальных лент носят антироссийскую направленность". Об этом сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Киноцентра на Красной Пресне Владимир Медведев.
По его словам, фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - чистая политика". Как передает ИТАР-ТАСС, он подчеркнул, что Киноцентр "политикой не занимается, мы показываем художественные фильмы. Лучше будем показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят".
По его словам, подробные аннотации на фильмы были получены Киноцентром только 30 сентября в 17 часов, хотя договор о показе был заключен 9 августа.
эхо москвы (01.10.03)
Bbc (01.10.03)
По словам директора Киноцентра на Красной Пресне Владимира Медведева, фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - "чистая политика".
Радио
свобода (01.10.03)
Газета.Ру (01.10.03)
Bbc (01.10.03)
Фестиваль "Чечня"
лишен большого экрана
Илья Архипов
Руководство московского Киноцентра на Красной Пресне отказалось показывать фильмы международного кинофестиваля "Чечня", обвинив ряд зарубежных документальных лент в антироссийской направленности.
Фестиваль с успехом прошел до этого в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке и Токио. Однако в Москве показывать документальные фильмы про Чечню на широком экране не захотели.
Фильмы про Чечню все-таки покажут, но не в кино, а на видео. В течение двух дней показы около 20 документальных картин об одной из самых горьких и трагических российских проблем можно будет увидеть в музее Андрея Сахарова.
Но заменить один из главных кинозалов Москвы музей все-таки не может.
"Думать, что делать дальше"
"Дядя, спасите..." - кричит чеченский мальчик, идущий на камеру среди горящих останков погибших людей.
Это кадр из фильма "Чеченская колыбельная" Нини Киртадзе, с которого должен был начаться фестиваль документальных лент о Чечне. Всего их около 20.
Как говорит одна из организаторов фестиваля и кинокритик Алла Гербер, все эти фильмы объединяет одно:
"Боль за эту войну, за людей, которые страдают от этой войны и чеченских, и наших. Это не только информативные картины. Такие тоже есть. Но это и картины аналитические, психологические. Это попытка понять, что происходит с человеком в результате войны, что происходит с детьми. Они не бьют по голове, они не атакуют, но они заставляют подумать, что делать дальше".
"Ничего, кроме славы"
Тем не менее из-за скандала с отказом Киноцентра провести у себя фестиваль о самих картинах практически не говорят.
Договор о показе документальных фильмов про Чечню был расторгнут в последний момент. Лишь в среду утром организаторы фестиваля получили письмо от руководства Киноцентра.
"Мы не знаем имя чиновника, который звонил и давил на Киноцентр, но это не имеет значение - Иванов, Петров или Сидоров, - говорит Пономарев. - Но это тревожный сигнал обществу. Оно должно проснуться. Не должно быть того лизоблюдства, которое мы сейчас наблюдаем от деятелей культуры. Это чудовищное лизоблюдство - такое же, которое было при советской власти".
К числу наиболее антироссийских картин руководство Киноцентра отнесло не только фильм "Покушение на Россию", авторы которого попытались представить свою версию событий сентября 99-го года, когда были взорваны жилые дома в Москве, Буйнакске и Волгодонске.
Кроме этой ленты, известной также как фильм Бориса Березовского, от которой были готовы отказаться сами организаторы, в число неприемлемых попал фильм Дэна Рида "Террор в Москве" о захвате "Норд-оста" и "Правдивые рассказы: война Бабицкого".
По мнению журналистки Анны Политковской, которая не только видела многие из фестивальных фильмов, но и сама много раз бывала в Чечне, ничего антироссийского там нет.
"Это патриотичные фильмы, - говорит она. - Это фильмы, которые говорят о тяжелых сторонах в жизни нашей страны только ради того, чтобы эти стороны изменились к лучшему. Они крайне патриотичные".
***
«Это фильмы, которые говорят о тяжелых сторонах в жизни нашей страны только ради того, чтобы эти стороны изменились к лучшему»
Анна Политковская
***
«Это тревожный сигнал обществу. Оно должно проснуться»
Лев Пономарев, глава фонда "Права человека"
***
«Лучше Киноцентр будет показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят»
Владимир Медведев, директор Киноцентра
Utro.ru (01.10.03)
В общественной жизни нашего государства, как известно, не может быть места никаким антигосударственным элементам. Ни под каким предлогом. Этот факт снова подтвердился сегодня в тот момент, когда руководство московского Киноцентра на Красной Пресне отказалось показывать фильмы международного кинофестиваля "Чечня", обвинив ряд зарубежных документальных лент в антироссийской направленности.
По словам директора Киноцентра Владимира Медведева, фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - "чистая политика". В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он заявил, что "лучше мы будем показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят".
Фестиваль "Чечня", организованный консорциумом российских правозащитных организаций, открылся не смотря ни на что, как и намечалось, сегодня в музее и общественном центре им. А.Сахарова. Сюда пришлось перенести и показ фильмов из Киноцентра. Мероприятие начнется завтра и продолжится до 4 октября.
Руководство Киноцентра, по словам организаторов фестиваля, уведомило их попросту о разрыве контракта на аренду зала для просмотра фильмов. Утверждается, что руководство Киноцентра и ранее обращалось к правозащитникам с просьбой снять с показа несколько лент, которые содержат критику в адрес ФСБ.
В интервью радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля, директор Музея им. А.Сахарова Юрий Самодуров заявил, что, по его мнению, на руководство Киноцентра было оказано давление со стороны ФСБ.