ОБ
ОТНОШЕНИИ К
ПРОВЕДЕНИЮ В
ЧЕЧНЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО
РЕФЕРЕНДУМА
И
НЕОБХОДИМОСТИ
МИРНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
Мы, участники Всероссийского Демократического Совещания, констатируем, что стратегия разрешения кризиса в Чечне, основанная на применении военной силы, завела ситуацию в тупик.
Урегулирование ситуации в Чечне возможно только через широкий политический процесс с участием всех заинтересованных сторон.
Мы считаем, что проведение референдума в Чечне без всесторонней предварительной подготовки - политическая ошибка. Разумеется, рано или поздно референдум по конституции необходим, но в условиях продолжающейся войны подобное мероприятие не сможет гарантировать разрешение чеченского кризиса, а скорее напротив - узаконит беззаконие и может поставить процесс политического урегулирования уже с первых шагов под угрозу срыва.
Проведение любых референдумов в тех условиях, которые сегодня фактически существуют в Чечне – «зачистки», блокирование войсками дорог и населенных пунктов, фактически действующий комендантский час – категорически и вполне обоснованно запрещено и международными нормами, и действующим российским законодательством.
Особенно опасны долгосрочные последствия несвоевременного и неподготовленного референдума и решений, принятых вслед за ним, которые могут обострить противостояние внутри чеченского общества и оказаться на руку силам, заинтересованным в гражданской войне.
В такой ситуации будет практически невозможно поднять экономику Чечни. Возникает замкнутый круг проблем: до тех пор, пока в Республике не прекратится террор, невозможно привлечение специалистов и восстановление промышленных объектов, финансовых и социальных учреждений. Отсутствие рабочих мест, социальных гарантий, образования в свою очередь порождает преступность, создает питательную среду для терроризма.
Также ошибочно исключение из чеченского урегулирования международного участия.
Подготовка к референдуму уже вызвала жесткие меры по возвращению в Чеченскую республику беженцев, находившихся в Ингушетии, а также принуждение к голосованию на многие общественные организации, находящиеся на территории Чечни. Крайне затруднена на территории республики деятельность журналистов, особенно тех, кто хотя бы изредка позволяет себе не соглашаться с официальным мнением силовых ведомств.
Мы считаем, что участвовать в референдуме по принятию Конституции Чеченской Республики должны иметь возможность не только граждане, живущие в Чечне в настоящее время, но и все граждане, вынужденно покинувшие республику после 1991 года, независимо от места их нынешнего проживания и национальности.
Если Конституция Чеченской Республики будет принята на референдуме без обсуждения и не только голосами жителей Чечни всех национальностей, а ещё и не малым количеством голосов военнослужащих федеральной группировки войск, то имитация референдума вряд ли положит конец войне. Принятая таким образом конституция, скорее всего не будет признана значительной частью населения Чечни, мировым сообществом, а значит, будут существовать условия для продолжения военных действия.
Демократическое
Совещание
обращает
внимание на
массовый
характер
исчезновений
задержанных
федеральными
силами
гражданских
лиц, и в этой
связи
выражает
особую
озабоченность
задержанием
двух
известных
чеченских
правозащитников,
Сулумбека
Таштамирова
и Имрана
Эжиева,
которые вели
агитацию
против
референдума
и
местонахождение
которых в
настоящее
время не
известно.
По
нашему
мнению
начало
мирного
процесса в
Чечне должно
включать
следующее:
- Воюющие в Чечне стороны договариваются о прекращении огня и заключении перемирия, которое предполагает как прекращение партизанских действий, так и боевых операций федеральных сил, в т.ч. «зачисток» чеченских населенных пунктов, а также прекращение обеими сторонами пыток, казней, практики исчезновения людей, насилия и разбоя, и начинают переговоры без предварительных условий по определению принципов и этапов осуществления мирного процесса в Чечне.
- Следующим
этапом
политического
урегулирования
Чеченского
кризиса
могла бы
стать мирная
конференция
с участием
всех
противоборствующих
и
заинтересованных
сторон.
Мы, участники Всероссийского Демократического Совещания считаем, что такая мирная конференция (круглый стол, совещание) с максимально широкими рамками дискуссии и составом участников станет лучшей формой первого публичного политического мероприятия в процессе мирного урегулирования в Чечне. Только на ней могут быть выработаны правильные подходы к продолжению мирного процесса, в том числе, к организации референдумов и других демократических процедур.
II
ЗАСЕДАНИЕ
Принят за основу на I заседании ВДС
Принят в целом на II заседании ВДС 3 декабря 2001 г.
Всероссийского
демократического
совещания
1.
Общие
положения
1.1.
Всероссийское
постоянно
действующее
демократическое
совещание (далее
ВДС) - это
форма
диалога по
наиболее
важным
вопросам
развития
страны, в
котором
участвуют на
равноправной
основе
демократические
политические
партии и
объединения,
неполитические
общественные
организации,
а также на
персональной
основе
лидеры
общественного
мнения.
1.2.
Задача
Всероссийского
Демократического
Совещания –
выработка
согласованных
позиций
по наиболее
важным
проблемам
Российской
Федерации.
1.3.
Принципы
деятельности
Всероссийского
Демократического
Совещания –
равноправие
участников,
стремление к
поиску
взаимоприемлемых
решений,
рекомендательный
характер
решений.
Вопрос об
участии во
Всероссийском
Демократическом
Совещании
решается
участниками
ВДС
коллегиально.
2.
Подготовка и
созыв
Всероссийского
Демократического
Совещания
2.1.
Всероссийское
Демократическое
Совещание
проводится,
как правило,
раз в три
месяца, но не
реже, чем 1 раз
в 6 месяцев.
2.2.
Председательствуют
представители
организаций
поочередно.
Председатель
и повестка
дня
последующего
заседания
определяются
на текущем
заседании.
Время и место
проведения
следующего
заседания
определяют
совместно
председательствующие
прошедшего и
последующего
заседаний.
2.3.
Для
подготовки
заседаний
создается
постоянно
действующая
рабочая
группа,
состоящая из
представителей
участников
Всероссийского
Демократического
Совещания.
2.4.
Внеочередное
заседание
может быть
созвано
председательствующими
прошедшего
и будущего
заседаний
Всероссийского
Демократического
Совещания.
Инициаторы
внеочередного
заседания
вносят
мотивированные
предложения
по повестке
дня и
проектам
решений
Всероссийского
Демократического
Совещания.
2.5.
Участники
Совещания
оповещаются
о времени,
месте и
проектах
решений Совещания
не позднее,
чем за 10 дней
до его
проведения.
Участники
ВДС
направляют в
рабочую
группу свои
варианты
проектов
решений или
поправки к
уже
внесенным
проектам
решений не
позднее, чем
за 5 дней до
созыва
Совещания.
2.6.
Рабочая
группа с
приглашением
авторов
поправок или
альтернативных
проектов
рассматривает
все проекты
решений и
поправки к
ним и готовит
проекты
согласованных
решений, при
необходимости
альтернативные
проекты, либо
таблицу
разногласий
и вносит их на
Всероссийское
Демократическое
Совещание.
3.
Проведение
заседаний
3.1.
При наличии
двух и более
пунктов в
повестке дня
возможна
работа по
секциям.
3.2.
Время для
доклада по
вопросу,
включенному
в повестку
дня, как
правило, - до 15
минут.
3.3.
Позиции
участников
Совещания по
вопросам,
включенным в
повестку дня,
представляются
в письменном
виде и
распространяются
среди
участников
Совещания.
Слово для
изложения
позиции
предоставляется
участникам,
представившим
свои позиции
в письменном
виде.
3.4. Участники
Всероссийского
Демократического
Совещания
стремятся
принять
решение,
против
которого
никто не
возражает.
По
публичным
вопросам
повестки
дня, а также
по вопросам
включения в
состав
участников
Всероссийского
Демократического
Совещания
решение
считается
принятым,
если ни одна
организация
– участник
ВДС не
выступила
против.
Организация,
выступающая
против
представленного
проекта,
вносит свой
проект
решения, либо
письменную
поправку в
порядке,
предусмотренном
пунктом 2.5. В
ходе
Всероссийского
Демократического
Совещания
участники
определяют
свою позицию
путем
поддержки
одного из
вариантов
представленных
проектов.
Если
Всероссийскому
Демократическому
Совещанию не
удалось
выработать
единой
позиции, то
позиции
публикуются
с указанием
тех
участников,
которые их
поддержали.
Проект
решения и
поправки,
внесенные
непосредственно
на заседании
Всероссийского
Демократического
Совещания,
могут быть
приняты и
опубликованы,
если ни одна
организация
участник ВДС
не выступила
против.
По
остальным
вопросам, в
том числе по
вопросам
организации
деятельности
Всероссийского
Демократического
Совещания,
решения
принимаются
большинством
голосов от
числа
участников,
принявших
участие в
голосовании.
4.
Порядок
обнародования
решений
Всероссийского
Демократического
Совещания
4.1.
Заседания
Всероссийского
Демократического
Совещания
проходят без
участия
представителей
прессы (за
исключением
протокольных
съемок).
4.2.
После
окончания
заседания в
зал
приглашается
пресса для
проведения пресс-конференции со всеми участниками Всероссийского Демократического Совещания.
4.3. Участники Всероссийского Демократического Совещания выступают в прессе в личном качестве (не от имени ВДС), кроме уполномоченных на то лиц.
4.4. По решению участников Всероссийского Демократического Совещания итоговые документы могут быть обнародованы.
Председательствующий
На 2-м заседании ВДС Орлов О.П.