ПРЕДЛОЖЕНИЯ
секции «СМИ и
гражданское
общество»
Всероссийской
Конференции
гражданских
организаций
27-28
октября 2003
года
Участники секции «СМИ и гражданское общество» обеспокоены тем, что гипертрофированно развитые государственные средства массовой информации заняты обслуживанием власти, забывая о своей социальной функции. Не всегда адекватно и профессионально реагируют на процессы, происходящие в обществе и негосударственные СМИ. Сказывается усиление полицейских функций государства, как в центре, так и в регионах, где с подачи структур исполнительной власти формируется властная вертикаль управления средствами массовой информации, все более походящая своими функциями на приснопамятные органы КПСС.
В этой обстановке нарушение конституционных прав граждан на информацию становится для власти делом обычным. Нет ни одного решения Конституционного суда РФ по факту нарушения права гражданина на информацию. В практике региональных судов всех уровней также нет прецедентов подобного свойства. Это говорит не только о нежелании власти реагировать на нарушение одного из фундаментальных прав человека, но и на инертность гражданских организаций, которые не готовы адекватно и внятно отстаивать это право в судебном порядке.
Нет понимания задач и проблем гражданских организаций у части журналистского сообщества. Мешает ангажированность властью и экономическая зависимость. В свою очередь и представители НКО, желающие донести свои чаяния и заботы до населения через СМИ не всегда готовы доходчиво и профессионально работать с журналистами.
Участники секции «СМИ и гражданское общество ПРЕДЛАГАЮТ:
В Нижнем Новгороде прошли переговоры по общественному договору между гражданскими организациями и всеми тремя крупнейшими организациями бизнеса: РСПП, «Деловая Россия», «Опора России». Мы предлагаем от имени нашей конференции просить эти организации максимально использовать для рекламы своих товаров и услуг негосударственную прессу и по возможности ограничить приток в государственные и контролируемые властью СМИ недобросовестных денег. При размещении рекламы просить у СМИ их учредительных документы и ориентироваться не на слово, а на представленные документы. Обратиться с той же просьбой к их иностранным партнерам.
С целью периодического публичного оповещения о мнении гражданских организаций относительно ангажированности тех или иных изданий, ТВ и радиокомпаний и тех или иных журналистов, публиковать хотя бы раз в месяц обзоры выступлений прессы по вопросам, имеющим серьезное общественное значение. Размещенная на сайте авторитетных организаций регулярная публикация такого рода материалов может оказать постепенное, благотворное воздействие на СМИ.
Обратиться к МПТР с просьбой опубликовать на своем официальном сайте списки учредителей зарегистрированных в МПТР СМИ или, по крайней мере, давать такие списки по запросам региональных общественных организаций.
Сформулировать предложение гражданских организаций в готовящийся новый закон о СМИ с целью законодательного закрепления запрета на владение СМИ органами государственной власти, за исключением информационных бюллетеней о принятых документах.
Участники конференции гражданских организаций призывают поддерживать журналистов, в той или иной степени страдающих за публикацию достоверных и проверенных данных.
Общественные организации должны более активно сотрудничать со СМИ, поддерживать журналистов, освещающих наиболее социально значимые и гражданские проблемы, выдвигая лучшие опубликованные материалы на конкурсы «Вопреки», «Произвол в законе» и «За журналистику как поступок» им. Сахарова.
Общественным организациям, занимающимся школьным образованием, попытаться включить в систему обучения уроки, на которых учить старшеклассников смотреть и читать информационные материалы, чтобы уметь различать факты и мнения.
Общественным
организациям
в случаях
очевидного
нарушения
журналистами
правил
профессионального
поведения
активно
обращаться в
Большое жюри
Союза
журналистов
и в филиалы
Большого
жюри в
регионах
России.
Информация о
таких жюри
имеется на
сайте Союза
журналистов
России
Необходимо создавать прецеденты обращения граждан в суды разных инстанций, а также в Конституционный суд в случаях злостного сокрытия властями общественно значимой информации, обеспечив этим обращениям необходимую юридическую поддержку.
Считать обсуждение и прохождение в Государственной Думе проекта закона о праве граждан на получение правительственной информации одной из приоритетных задач гражданского общества, обеспечив ему гласный контроль и широкую поддержку, отдавая себе отчет том, что это только частично может снять остроту проблемы и что закон о беспрепятственном доступе граждан к любой незасекреченной информации еще ждет своей законодательной инициативы.
Необходимо всемерно поддержать инициативы региональных законодательных собраний по принятию региональных законов о доступе граждан к информации и об общественном телерадиовещании по опыту Калининградской, Томской и Новосибирской областей. Это способно побудить и федеральный парламент к принятию аналогичного законодательства.
Рекомендовать общественным объединениям повышать профессионализм в информационном обеспечении своей деятельности.
Прецеденты нарушения прав человека, имеющие ярко выраженное общественное значение и не нашедшие отражения в местной прессе, передавать в централизованный банк информационных поводов, чтобы сделать их доступными журналистам московских и иностранных СМИ, использовав для этого уже имеющийся опыт региональной общественной организации «Правозащитная информация».