Резолюция
Всероссийской
Конференции
гражданских
организаций
по
проблеме
законодательства,
касающегося
прав
мигрантов
Секция
лГражданское
общество и
проблемы
миграции╗
Участники
работы
секции
считают, что
законодательство
и
правоприменительная
практика в
области
правового и
социального
положения
мигрантов
неудовлетворительны.
Принятые
Государственной
Думой
поправки к
Федеральному
Закону лО
гражданстве
РФ╗ далеко не
полностью
решают
проблему
гражданства
наших
недавних
сограждан.
Они
возрождают
институт
прописки,
который РФ
неоднократно
давала
обязательство
ликвидировать.
Федеральный
Закон лО
правовом
положении
иностранных
граждан╗
требует
немедленных,
радикальных
изменений.
Государство
отказывается
брать на себя
нагрузку по
минимальному
социальному
обеспечению
вынужденных
мигрантов,
практически
уничтожив
правовой
статус
вынужденных
переселенцев,
не признавая
никакого
статуса за
ВПЛ и
репатриантами.
Участники
секции
предлагают
следующие
меры по
нормализации
практики и
законодательства
в области
миграции.
1.
Регулирование
вопросов
гражданства
1.1.
Документирование
паспортами
гражданина
РФ.
-
Обеспечить
органы ПВС на
местах
четкими
инструкциями,
исключающими
произвол в их
действиях,
связанных с
документированием
паспортами
лиц,
родившихся
на
территории
РСФСР и в
последствии
не принявших
иного
гражданства.
В частности,
органы ПВC не
должны
отсылать их
за справками
об
отсутствии
иного
гражданства,
а обязаны
руководствоваться
записью в
паспорте. В
связи с этим
было бы
желательно
уточнить
соответствующие
пункты
приказа МВД
по
применению
Положения о
рассмотрении
вопросов
гражданства.
-
Определить
позицию в
отношении
лиц,
родившихся
на
территории
РСФСР и не
подавших
заявления об
выходе из
российского
гражданства,
с учетом ч. 2 ст. 13
ранее
действовавшего
Закона РФ лО
гражданстве
Российской
Федерации╗ от
28.11.91 г.
-
Лиц, по ошибке
сотрудников
ПВС
получивших
вкладыши о
приобретении
российского
гражданства
в порядке
признания,
вместо
регистрации,
считать
своевременно
подавшими
заявление и
документировать
паспортами.
1.2.Рассмотрение
ходатайств о
приеме в
российское
гражданство,
поданных до
вступления в
силу
Федерального
закона лО
гражданстве
РФ╗ от 31.05.2002 г.
-
Следует
рассматривать
эти
ходатайства
в
соответствии
с ранее
действовавшим
законом.
Не
следует
требовать от
них
выполнения
условия о
сроке
проживания
на
территории
России (ч. 2 ст. 19
названного
Закона),
представления
вида на
жительство,
национального
паспорта
1.3.
Предлагаемые
изменения в
Закон лО
гражданстве
РФ╗.
-
При подаче
беженцами
ходатайства
о
приобретении
российского
гражданства
не следует
требовать от
них
представления
вида на
жительство,
поскольку в
настоящее
время имеет
место
противоречие
между ст.ст. 9 и 12
Закона РФ лО
беженцах╗ и
ст. 13 части 2
Федерального
закона лО
гражданстве
РФ╗.
-
В Законе лО
гражданстве
РФ╗ с учетом
принятых
Госдумой
поправок в ст.
13.1. (а), ст. 14.3, ст. 14.4
после слов о
регистрации
по месту
жительства
добавить лили
другие
доказательства
постоянного
проживания
на
территории
РФ╗.
Восстановление
в
гражданстве
лиц, лишенных
его, должно
проводиться
без всяких
условий на
основании
поданного
заявления.
2.
Правовое
положение
иностранных
граждан.
2.1.
Дополнить ст.
37
Федерального
закона лО
правовом
положении
иностранных
граждан в РФ╗
положением,
предоставляющим
лицам,
имевшим в
прошлом
гражданство
СССР,
прибывшим в
РФ до
вступления в
силу данного
Закона, право
в течение
определенного
срока
обратиться с
заявлением о
предоставлении
вида на
жительство
при наличии
регистрации
по месту
жительства
или
представлении
иных
доказательств,
подтверждающих
постоянное
проживание
на
территории
РФ.
Документировать
лиц
указанной
категории
видами на
жительство в
облегченном
порядке (легализация).
2.2.
Продолжить
работу над
совершенствованием
Федерального
закона лО
правовом
положении
иностранных
граждан в РФ╗,
в частности:
-выделить
из него в
отдельный
закон
регулирование
трудовой
миграции,
-учесть
принцип
неразделения
семьи,
-определить
социальные
права
иностранных
граждан с
учетом
положений
Конституции
РФ.
2.3.
Продлевать
срок
временного
пребывания
лицам,
получившим
миграционные
карты и не
имеющим
оснований
для отказа в
продлении (причастность
к терроризму,
угрозы
основам
конституционного
строя или
безопасности
граждан и др.).
Принять и
разослать на
места
соответствующее
Инструктивное
письмо.
3.
Паспорта.
3.1.
Обеспечить
исполнение
приказа МВД
России от 24.05.2003 г.
№ 347 и
документировать
паспортами
граждан
Российской
Федерации
всех граждан,
фактически
проживающих
не в том
субъекте
Российской
Федерации,
где они имеют
регистрацию
по месту
жительства (на
практике
этот приказ
исполняется
не везде).
3.2.
Продлить
срок
действия
паспортов
гражданина
СССР минимум
еще на
полгода.
3.3.
При наличии
сомнений в
подлинности
вкладышей и
печатей,
подтверждающих
гражданство
РФ, проводить
проверку в
строго
ограниченные
сроки.
4.
Проблемы ВПЛ
4.1.
Провести
анализ
нарушений лРуководящих
принципов по
вопросам ВПЛ╗
по отношению
к ВПЛ из
Чеченской
Республики и
Пригородного
района СО-А.
4.2.
Отдельно
рассмотреть
проблему
чеченских
ВПЛ в Чечне,
Ингушетии,
Дагестане и
других
субъектах РФ.
4.3.
Вернуться к
незаслуженно
забытой
проблеме ВПЛ
из
Пригородного
района СО-А,
по сей день не
имеющих
возможности
вернуться в
свои дома.
4.4.
ФМС МВД
рекомендовать
своим
органам на
местах
продлевать
статус
вынужденных
переселенцев
тем, кому не
оказывалась
помощь в
жилищном
обустройстве.
4.5.
Принять
решение о
возмещении
вкладов
жителей
Чечни в
Сбербанке РФ.
4.6.
Судам
вернуться к
практике
установления
фактов права
собственности
на жилые
помещения в
Чечне по
месту
проживания
собственника,
поскольку
выезд в Чечню
по-прежнему
опасен для
жизни.
4.7.
В
соответствии
с Решением
Верховного
Суда и
Постановлением
Правительства
РФ от 4 апреля 2003г.
№404
незамедлительно
расширить
рамки
Постановления
Правительства
РФ от 30 апреля 1997г.
№510, а также
привести
верхнюю
грань суммы
компенсации
в
соответствие
с суммами,
выплачиваемыми
в Чеченской
Республике,
составляющими
300000 рублей.
4.8.
Определить
механизм
выполнения
Указа
Президента
РФ от 5
сентября 1995г.
№898.
5.
Пенсионное
обеспечение.
5.1.
Разработать
поправки в
действующее
законодательство,
предоставляющие
право на
пенсионное
обеспечение
лицам,
имеющим
разрешение
на временное
проживание в
РФ.
5.2.
При
назначении
пенсий
руководствоваться
инструктивными
письмами о
назначении
пенсий по
среднему
заработку и в
соответствии
с
документами,
подтверждающими
этот
заработок (партийный
и
комсомольский
билеты и т.п.), в
случаях,
когда
документы о
заработке
утрачены.
6.
Сотрудничество
и информация.
6.1.
Восстановить
работу
Экспертно-консультативный
совет при ФМС
МВД России с
участием
экспертов
НПО. Созывать
регулярные
совещания по
анализу
практики
применения
законодательства
в области
гражданства
и прав
мигрантов.
6.2.
Сотрудничать
в области
обмена
информацией
между НПО, ФМС
МВД и другими
структурами,
осуществляющими
применение и
разработку
законодательных
и правовых
актов,
касающихся
правового
положения
мигрантов.
6.3.
Органы ФМС
МВД на местах
обязать
регулярно
через СМИ
информировать
общественность
о
миграционной
ситуации в
регионе,
включая
статистику
по лицам,
получивших
статус
беженца и
вынужденного
переселенца,
обратившимся
за
предоставлением
статуса,
утратившим
статус, а
также об
объемах
оказанной
мигрантам
помощи.
6.4.
Вменить в
обязанность
ФМС МВД
составлять
аргументированные
справки о
положении в
странах
исхода
мигрантов, в
первую
очередь из
стран
бывшего СССР.
6.5.
Включать
экспертов от
профильных
НПО в группы,
разрабатывающие
законодательство
в области
правового
положения
мигрантов, в
том числе в
Межведомственную
рабочую
группу по
разработке
законодательства
в области
миграции.