Инициативная
группа
«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ» |
||||
К погрому в Сахаровском центре
Само понятие "оскорбление чувств верующих" в правовом смысле - юридическое закрепление неравенства, рудимент средневековья, пример недопустимой идеологизации права.
С какой стати "чувства верующих" нуждаются в большей защите, чем чувства атеистов? Почему чувства коммунистов, демократов, националистов, пацифистов, милитаристов, любителей прекрасного не защищать таким же образом?
Оскорбление верующих возможно на их территории. В Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорится, что "проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются." Иными словами, вдали от объектов религиозного почитания допускается размещение изображений, которые могут казаться верующим оскорбительными.
Иначе и быть не может. Конституция гарантирует идеологическое многообразие, государство является светским. А значит, антирелигиозная пропаганда имеет не меньше прав, чем религиозная, антирелигиозная агитация защищена самой Конституцией.
Что касается выставки, то это выставка художественная, на которой представлены работы лучших, получивших признание российских художников. Они высказывались на заявленную организаторами тему свободно и разнообразно. Кто - религиозно, даже мистически-религиозно, кто - антирелигиозно. Иные просто сделали смешно.
Смех - сильный прием. Осмеянные возмущаются. Возмущались аббатом Рабле, понимавшим, что смех освобождает. Многие выставленные в Сахаровском работы - например, Авдея Тер-Оганьяна, веселы, карнавальны.
Но смеховая культура всегда сопутствовала культуре церковной. Почитали бы православные русскую сатиру XVII века: литургию табака, например. Там кощунство (семинарское, кстати, поповское) почище нынешних акционистов. Что ж? Бог не столь обидчив, как митрополит Кирилл.
Лев Левинсон,
эксперт Института прав человека,
член Экспертного совета
при Уполномоченном по правам человека в РФ