аналитик
Общероссийского движения «За права
человека»
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ИЛИ ПЛЕМЯ
Два
варианта формирования русской
национальной идентичности
Скандал
вокруг преподавания «Основ православной
культуры» и проблемы клерикализации школы
достиг такой степени ожесточения не
случайно. Видимо, были затронуты какие-то
очень чувствительные точки общественного
сознания. В начале января даже последовал
залп обращений ряда религиозных (различных
конфессий) и общественных организаций в
Генеральную прокуратуру с требованием
привлечь к ответственности
правозащитников, выступивших против
клерикализации школы. Эти заявления были
выражены в необычайно резкой форме.Столь бурную реакцию вызвало решение
суда, признавшеенезаконным
отказ прокуратуры счесть нарушением закона
распространение формально «культурологического»
учебного пособия, насыщенного
средневековыми представления (со всей
средневековой ксенофобией и догматизмом) и
носящее откровенно конфессионально-апологетический
характер. Прокуратура впрочем тут же
продублировала свой отказ, подтвердив
мнение о том, что заверения властей о
необходимости усилить борьбу с ксенофобией
и антисемитизмомлишь
дежурный реверенс в сторону Запада и
либеральной общественности.Надо честно признать, что если для одной
части общества клерикализация школы и
постепенное превращение национально
акцентированного православия в некое
подобие государственной идеологии – явный
признак тоталитарной реставрации, то для не
менее значительной части – долгожданноевозвращение отеческой веры, луч света, с
трудом проникающее в посткоммунистическую
бездуховную тьму. С этой точки зрения,
педагоги, внедряющие религиозный курс под
видом религиоведческого, совершают
настоящий подвиг. Это такой же героизм,
каким был, с позиции демократов, поступок
советских преподавателей, рассказывавших о
«полузапрещенных» писателях и
исторических деятелях, дававших
критическую оценку сталинизму и застою.Распространение религиозных догматов и
средневекового восприятия мира искренне
понимается как последняя преграда на пути
безнравственности и духовного распада.
Носителей потрясенного взрывными
реформами традиционного сознание не могут
убедить рассуждения о том, что морально-этическое
содержание мировых религий давно впитано
культурой и поэтому полемическое сравнение
теологических установокразличных конфессий нравственный
уровень не поднимает, а вот вытеснение «популярной
теологией» светских гуманитарных
дисциплин, как раз и способствует дикости и
нетерпимости. Распад традиционализма и
совестко-державной мифологии естественно
вызвал острейших кризис идентичности у
десятков миллионов «россиян». Сейчас
полным ходом идет формирование русской
национально-государственной идентичности.
И здесь очень важно учесть, что Россия - это
не национальное государство, но
цивилизация. Такой феномен стали именовать
«суперэтносом».Российская
цивилизация хоть и «дочерняя» (от Европы) по
характеру, наряду с цивилизациями Северной
и Латинской Америк, но ее нельзя сводить к
этническому или конфессионально-этническомусообществу. К сожалению, многие
сегодняшние идеологи национального
возрождения России хорошо знакомы только с
моделью формирования нации вокруг
этнического, если угодно, «племенного» ядра.
Распад СССР и «федерализация» РСФСР дал
множество примеров такой консолидации,выстраивания этнократии. Поскольку
Израиль явно лидирует на постсоветском
пространстве по числу ссылок на успешность
модели национального возрождения иконсолидации на конфессионально-этнической
основе, назовем ееИ-моделью.
Будь Россия государством с численностью 10-15
миллионов и территорией в полмиллионакв. км – И-модель была бы вполне
реализуема. Но Россия – значительно более
сложная и качественно иная система, к ней
значительно больше подходит секулярно-цивилизационный
подход североамериканского типа. Именно
поэтому либеральные учредители нынешней
российской государственности постарались
конституировать схему США или А-модель. Не
случайно примерами успешной национально-государственной
политики в России являются преимущественно
как раз Америка и Израиль. Общий напор
антилиберальной реакции последнего
десятилетия привел к тому, что «прогрессистов»,
сооружавших законодательный каркас в духе
А-модели, сменили «романтические»
поклонники И-модели, которые принялись
монтировать на этом каркасе свои
конструкции. Немедленно возник социальный
и правовой антагонизм. Энтузиазму «романтикам»
придавал конфликт с этническим
сепаратизмом. Возникло представление, что
неудача федерации в ее тяжбе с
центробежными национализмом вызвана,
условно говоря, тем, что «русские» не так
консолидированы, как «чеченцы».На каком-то достаточно высоком уровне
было решено заложить в госпропаганду и, в
том числе, в образования (лучше с молодых
ногтей) доктрину формирования национально-религиозной
идентичности по «племенному» принципу(кровь и почва + вера отцов).Необходимо
напомнить, что первый раз в отечественной
истории «племенной» подход к русской
национальной идентичности стал вытеснять «цивилизационный»в 80-еXIX
века и стал доминировать с момента выхода
на арену политики черносотенцев. Итогом
стала стремительная дезинтеграция
Российской державы в 1917-18 годах, немалую
роль в процессе которого сыграл и
сепаратизм южнорусского казачества.Возродить империю-цивилизацию
удалось только выдвижением
космополитического идеологического
проекта. На самой ранней стадии
установления такого проекта был применен
настоящий геноцид против южнорусского
субэтноса (это именуется сегодня «уничтожением
казачества») и чудовищное по масштабу и
варварству подавление национально-религиозной
самостности русских – империообразующего
этноса. Вторичный отход от «ленинского
интернационализма» происходил двумя
волнами – в сороковые (после 53-го быстро
опомнились) и восьмидесятые годы. СССР
этого не пережил, а Россия – «разрыхлилась».Сейчас, благодаря непродуманным
действиям поклонников И-модели, Россия
входит в третий цикл распада. Поклонники «племенной»
концепции видят, что «энергетическое»
обеспечить такую систему значительно проще,
поддержания сложной многоуровневой «цивилизации».
Ониполагают, что
если они будут внедрять узко-этнический
национализм умеренными дозами, то ничего
страшного не произойдет. Но здесь важней
вектор, а не сила импульса.
Острый
кризис русской национальной идентичности
может привести к сильнейшему резонансу от
самого незначительного идеологического
воздействия. Психологи знают, что
сексуальная ориентация ребенка может
трансформироваться буквально от одного
эротического эпизода. Поэтому в такой
инфернальный ужас приводит план
министерства образования насаждать
национальную идентичность, внедряя в школы
«Основы православной культуры»,
построенные по И-модели. И вот почему с
такой яростью религиозные авторитеты (православный,
муфтий и «пятидесятник») встали на защиту
учебника А.В. Бородиной. Он учебник стал
ледоколом, взломавшим все барьеры
политкорректности. Принесенный в
государственную школу православный «национал-катехизис»
настолько снижает критерийдопустимого, что очень скоро
религиоведение превратится в проповедь
конфессиональной и этнической
исключительности. И беда не только в том,
чтоварварское
нарушение основы современного «мозаичного»
социума -политкорректности
при ознакомлении с историей и традицией
русского православия, лихорадочная
актуализация средневековых мифов,
растравливаниестарых
национальных и церковных междоусобий, за
поколение превратит Россию в «двух/трех-общинную»
нацию – по типу Ольстера,Ливана или Боснии-Герцеговины. В конце
концов «откол» узкой приграничной зоны или
внутреннее отчуждение несколькиханклавов вовсе не приведет к распаду
России, хотя и будет крайне болезненным.
Есть высокая вероятность того, что процесс
дезинтеграции приведет к размежеванию «северного»
и «южного» русских субэтностов. Их
существование и сложные взаимоотношения -
табу для националистической публицистики и
историографии. «Северный» субэтнос
преимущественно тяготеет к «цивилизационной»
А-модели идентичности, «южный» - к «племенной»
И-модели. Попытки «втиснуть» российскую
цивилизацию в узкие рамки этно-национальной
государственности могут стать детонатором
настоящего раскола русского ядра страны -
на 2, а скорее, на 3-4враждебных
образования. Зато каждый такой обломок
станет устойчивым «племенным»
образованием, «варварским» королевством на
руинах универсалистской державы.