СМОЖЕТ ЛИ ФРАДКОВ ОТПРОФИЛАКТИРОВАТЬ ВСЮ РОССИЮ?
Заявление Общероссийского движения «За права человека»
Общероссийское общественное движение «За права человека» расценивает выбор кандидатуры Михаила Фрадкова как новое свидетельство того, что Кремль избрал путь силового, полицейского давления на бизнес.
Наша организация уже имеет судебного противостояния с Михаилом Фрадковым. В декабре 2002 года Фрадков, того глава Федеральной службы налоговой полиции, издал скандально знаменитый приказ №525 "Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений".
Эта Инструкция легализовала настоящие «спецоперации», в т.ч. с использованием СМИ, с организацией давления на членов семьи и работодателей - в отношении лиц, которые всего лишь «имеют возможность совершить правонарушение». Она предоставляла сотрудникам налоговой полиции возможность оказывать давление уже на любого гражданина, так как для «профилактической работы» не нужны ни постановление органа дознания, ни санкция прокурора, которые обязательны, если кого-то подозревают в преступлении.
Поэтому ровно год назад Общероссийское общественное движение «За права человека», получив обращения граждан, заявивших, что данные Инструкция нарушает их конституционные права, обратилась в Верховый Суд РФ с заявлением о признании этой Инструкции ФСНП недействительными.
Мы сочли, что закону противоречили следующие положения инструкции:
- пункт 23.1. Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления или правонарушения и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному;
- пункт 23.2 (в части, где указано: «свидетельствующих о возможности … лица совершить преступление или правонарушение);
и абзацы 3-5 пункта 23.7
- привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;
- создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;
- осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого.
Эта Инструкция открыла дорогу к широкому использованию против граждан, в т.ч. несовершеннолетних, испытания на «детекторах лжи» - в соответствии с Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. № 426 . Этим приказом была утверждена «Инструкция о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции». Его подписал предшественник М. Фрадкова - генерал-лейтенант С. Веревкин-Рахальский, но зарегистрирован Минюстом он был уже при Фрадкове.
Движение «За права человека» обжаловало в суде оба эти приказа. Однако обе инстанции Верховного суда отказались рассматривать эти жалобы, проигнорировав даже два определения Конституционного Суда, признающих право общественной организации выступать в судах в защиту прав и свобод граждан. Подготовленное обращение в Европейский Суд мы не отправили в связи с ликвидацией ФСНП.
Мы призываем общественность выступить против назначения Фрадкова председателем Правительства, а Государственную думу – отклонить его кандидатуру.
Л.А. Пономарев,
Исполнительный директор
Общероссийского общественного движения «За права человека»
Прилагаем пресс-релиз от 3 марта 2003 года
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО “ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА”
Общероссийское общественное движение “За права человека”
125009, Москва т/ф (095)202-22-24
М. Кисловский переулок, д.7, стр. 1, пом. 21 e-mail: zpch@mail.ru
«обжалование в суд приказов федеральной службы налоговой поЛиции»
Общероссийское движение «За права человека» провело 3 марта 2003 года пресс-конференцию, посвященную судебному обжалованию приказов ФСНП №426 и №525. На пресс-конференции выступили:
Лев Александрович Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека»;
Петр Петрович Мостовой, адвокат, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка;
Евгений Арсентьевич Черноусов, адвокат, «Горячая Линия»;
Евгений Витальевич Ихлов, руководитель информационно-аналитической службы Общероссийского движения «За права человека»
Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. № 426 утверждена «Инструкция о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции». Она зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 10 февраля 2003 г. (регистрационный № 4196), опубликована в «Российской газете» 11 февраля и вступила в силу 21 февраля 2003 года.
Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 09 декабря 2002 г. № 525 утверждена «Инструкция об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений». Она зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 29 января 2003 г. (регистрационный № 4159), опубликована в «Российской газете» 15 февраля и вступида в силу 25 февраля 2003 года.
Обе эти Инструкции противоречат закону. Первая, поскольку предусматривает незаконный вид оперативно-розыскного мероприятия – «добровольный» опрос с использованием полиграфа (детектора лжи), в т.ч. и подростков. На проведенных ООН в 1958-1960 годах трех региональных семинарах «по защите прав человека в уголовном праве и процессе» в принятых Резолюциях испытания полиграфом, наряду с допросом под воздействием наркотических средств, осуждены как "возврат к средневековому варварству". Одна из резолюций гласила: "Главным основанием для недопущения подобных методов является то обстоятельство, что эти методы составляют посягательство на важнейшие функции человеческого рассудка и, следовательно, составляют нарушение прав человека". Несмотря на то, что характеру непосредственного воздействия безболезненный полиграфический тест несравним с традиционными видами пыток, результаты такого испытания могут использоваться для давления на лицо, отказывающееся дать ожидаемые показания.
Вторая Инструкция легализует настоящие «спецоперации», в т.ч. с использованием СМИ, давлением на членов семьи и работодателей, в отношении лиц, которые всего лишь «имеют возможность совершить правонарушение». Она предоставляет сотрудникам налоговой полиции возможность оказывать давление уже на любого гражданина, так как для «профилактической работы» не нужны ни постановление органа дознания, ни санкция прокурора, которые обязательны, если кого-то подозревают в преступлении.
Адвокат Петр Мостовой утверждает: «Появление приказа №525 –естественное следствие логики всей деятельности налоговой полиции. Когда между налоговым правонарушением (по Налоговому кодексу) и налоговым преступлением (по Уголовному кодексу) нет четкой правовой границы, налоговая полиция может преследовать налогоплательщика даже тогда, когда он прав, а налоговая инспекция ошиблась. Отсюда – лишь шаг до того, чтобы преследовать каждого гражданина. Этот шаг и делает приказ №525, не оставляющий камня на камне от презумпции невиновности.
Чтобы налоговое правонарушение стало преступлением нужен умысел. Доказать его объективными методами большей частью невозможно. Вот откуда – надежды ФСНП на «детектор лжи». А то, что полиграф не отличает виновного от перепуганного, никого не волнует, ведь устрашение давно стало основной деятельностью налоговой полиции.»
Правозащитники убеждены, что принятие силовыми ведомствами таких правил – это создание видимости права, прикрывающей тоталитарную полицейскую практику.
Общероссийское общественное движение «За права человека», действуя на основании законодательства и своего Устава, в интересах неопределенного круга лиц, а также в связи с выступлениями общественности и обращениями в организацию граждан, заявивших, что данные Инструкции нарушают их конституционные права и попросивших нашу организацию обратиться в судебные органы с целью их отмены, обратилось сегодня в Верховый Суд РФ с заявлением о признании этих Инструкций ФСНП недействительными.