Инициативная
группа
«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ» |
||||
Участники Инициативной группы «Общее действие» выражают озабоченность стремлением представителей Министерства образования РФ использовать введение религиоведческих дисциплин для насаждения в общеобразовательных учреждениях идеологии, пропитанной православным клерикализмом и ксенофобией. Прежде всего, для этого уже больше года используется печально известный учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры» M: Покров, 2002, его модификации. Несмотря на то, что внедрение «ОПК» уже вызвало множество протестов со стороны демократических СМИ, педагогических и правозащитных организаций, ученых, священнослужителей, депутатов и высокопоставленных должностных лиц, руководящие работники системы образования с упорством, достойным лучшего применения, продолжают политику внедрения учебного пособия, в котором подросткам внушают такие не соответствующие евангельскому тексту представления, как то, что «иудеи распяли Христа», а также учат различать «сектантов», «сатанистов» и «еретиков», и сообщают, какие народы ведут себя более благородно на русской земле, а какие - менее.
Год назад учебник Бородиной получил рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ, его апробировали в столичных школах структуры Московского Комитета образования, и готовили к печати в Издательском доме «Покров». Организаторов внедрения «Основ православной культуры» не остановило даже то, что учрежденный приказом Министра образования РФ №58 от 1 июля 1999 г. Координационный совета не имеет полномочий давать рекомендации пользователям учебной литературы.
Вот оценка, которую получил учебник А.В.Бородиной «Основы православной культуры» (первое издание) со стороны экспертов и общественности:
- Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н.В.Шабуров: «учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни... представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия... рассуждения [о еврейском народе] не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер... содержит некритическое описание чудес... где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами....»;
- РОО «Клуб учителей «Доживем до понедельника»: «не является по содержанию и подаче сведений религиоведческим и культурологическим учебным пособием...содержит утверждения, могущие формировать у учащихся представления об изначальном превосходстве или неполноценности определенных этнических, национальных или религиозных групп, создавать предубеждения к ним...»;
- историк Церкви, священник Яков Кротов: «автор обличает религии, верования которых не разделяет... Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков... содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий... приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из желтой прессы... взгляд [на “гостей” русского народа] противоречит и основам христианской веры... национализм “базарного типа”... классическая антисемитская тирада... не освещена история русской христианской мысли...»;
- «Объединенный комитет в защиту евреев в бывшем СССР»: «средневековые национально-религиозные представления, основанные на неприятии других вер и народов... Миллионы евреев были убиты, замучены или дискриминированы именно из-за [содержащегося в учебнике] мифа о коллективной ответственности еврейского народа за казнь Христа, а также из-за утверждений о стремлении евреев к мировому господству»;
- Военно-историческая организация «Добровольческий корпус»: «культурологический шовинизм, разрушающий Россию».
Мы считаем совершенно недопустимым, чтобы учебники, выражающие взгляды только одной из многих групп верующих, существующих в российском обществе, были внедрены, пусть и с согласия родителей в государственных школах, существующих на деньги налогоплательщиков, среди которых не только представители самых разных конфессий, но и атеисты и агностики.
Громкие
протесты против клерикализации школы и
скандальная репутация учебника «Основы
православной культуры» должны были бы
заставить руководство Минобразования
отказаться от его насаждения. Тем более,
что все разговоры о православии как религии
подавляющего большинства россиян – чистая
спекуляция. Число лиц, которых по данным
социологических опросов и оценкам
серьезных исследователей с большей или
меньшей обоснованностью можно считать
православными верующими не превышает в
России 4 - 9% (К.Каариайнен,
Д.Фурман в книге «Старые
церкви, новые верующие. Религия в
массовом сознании постсоветской
России», С-Пб.; М: Летний сад, 2000).
Одно время казалось, что руководство Минобразования вняло голосу рассудка. Сперва Вы, господин министр, обещали, что преподавание православной культуры будет вестись только в рамках единого курса по истории мировых религий. Затем, видимо, чтобы отсечь школьников от знакомства с индуизмом, буддизмом, и самыми распространенными в мире христианскими направлениями (протестантизмом и католицизмом) - заговорили только о курсе «Религии России». Успокаивали, что учебник А.В.Бородиной не имеет статуса «рекомендованного».
Однако, вскоре, после того как общественность Вам поверила, были отброшены все публичные заверения о преподавании только объединенного курса по истории основных религий. Руководство Минобразования мгновенно позабыло собственные аргументы в пользу многоконфессионального учебника - и начался новый этап насаждения православной клерикализации школы. Вместо курса «Религии России» стали готовить учебник «РЕЛИГИЯ РОССИИ»!
Открытым вызовом общественности стало решение Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской Патриархии РПЦ вторично рекомендовать для общеобразовательных и воскресных школ учебное пособие А.В.Бородиной “Основы православной культуры”, М: Покров, 2003 (второе, обновленное издание). Совет прошел под сопредседательством заместителя Министра образования РФ Л.С.Гребнева и Митрополита Сергия (Солнечногорского), которые и подписали рекомендацию. Основанием для этого решение послужили:
а) «положительные экспертные заключения» богословов, священнослужителей (некоторые из которых, напомним, руководят издательским домом "Покров"), а также должностного лица - первого проректора Московского института повышения квалификации работников образования С.Б. Романова (руководитель подготовки учебника);
б) "положительный результат внедрения данного учебного пособия в Москве, Московской, Курской, Белгородской, Смоленской области и других областях России".
Какой «положительный» результат имеется в виду, в решении не сообщается, зато, как Вам хорошо известно, скандальный учебник вызвал резкую критику.
Анализ фрагментов нового учебного пособия показывает, что и в новой редакции сохранены элементы прямой агитации в пользу православия, фактически превращающие его в учебник «закона божьего», проявления религиозного национализма, антисемитизма и ксенофобии.
Это значит, что с 1 сентября новые тысячи учащихся обречены получать оценки за успешное усвоение пассажей, подобных тем, которые мы процитировали в начале письма.
Упорство, с которым в учебнике Бородиной – несмотря на все протесты – сохраняются ксенофобные утверждения, показывает их важность для идеологов «возрождения духовности».
Самое опасное заключается в том, что учебник А.В.Бородиной внушает подросткам, что национальное происхождение и религиозная принадлежность обуславливают нравственные качества человека. Именно такие представления и являются доктринальной основой шовинизма и расизма. Курс ОПК практически возвращает в современность средневековый уровень межконфессиональной полемики, легализует религиозный национализм. Внедрение этого учебника перечеркнет все программы воспитания толерантности.
Мы считаем необходимым издание специального распоряжения министра образования РФ о недопустимости использования в качестве учебного пособия обоих изданий учебника А.В. Бородиной «Основы православной культуры», как не прошедших Федеральную экспертную комиссию по общему образованию и вызвавших обоснованную критику.
Конституция РФ запрещает возбуждение национальной и религиозной вражды и пропаганду национального и религиозного превосходства (ч. 2 статьи 28), обеспечивает правовые гарантии существования в России светского государства и не допускает превращения православия, равно, как и другой религии, в государственную идеологию (ч.2 статьи 13 и статья 14). Эти конституционные принципы не случайны. Человечество буквально выстрадало принципы веротерпимости и духовного плюрализма, равноправия и верующих, и неверующих людей.
Руководители Министерства образования не имеют права перечеркивать и подменять своими решениями основные принципы действующей Конституции.
Мы считаем, что требуется провести широкое обсуждение необычайно важного вопроса о целесообразности и допустимости приобщения государством подрастающего поколения к некоей национально-религиозной идеологии, выходящей за рамки принципов соблюдения и защиты прав человека, независящих от национальной и религиозной принадлежности учащихся. Если общество, все же сочтет необходимым и возможным делать это в государственных школах, потребуется ввести в Конституцию и законодательство соответствующие поправки. Однако и чиновники и общество должны полностью осознавать все последствия таких фундаментальных решений.
Речь идет не только о светском характере образования и государства, но и об угрозе цепной реакции разнонаправленного религиозного национализма.
Мы
призываем руководство Министерства
образования РФ к соблюдению
конституционных принципов светского,
неидеологизированного характера
государственной системы образования в
Российской Федерации. Наилучшим выходом
для решения вопроса об ознакомлении
российских школьников с историей религий и
религиозными догматами является создание
– обязательно согласованного с главами
реально действующих в РФ конфессий -
единого учебного курса «История мировых
религий», преподаваемого в рамках
школьного курса истории.
С уважением,
Л.М. Алексеева, Московская
Хельсинкская группа
С.А.
Ковалёв, депутат Государственной Думы РФ;
А.В.
Бабушкин, Общественный Благотворительный
Комитет
«За гражданские права»;
Е.Л.
Гришина, Общественная организация «Правозащитная
информация»
Л.С.
Левинсон, Институт прав человека;
Л.А.
Пономарёв,
Общероссийское
движение “За права
человека”;
Ю.В. Самодуров, директор Музея и общественного центра
имени
Андрея Сахарова;
священник
Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести