Итоговый
документ
секции «Гражданское
общество и
проблемы
Чечни»
Москва,
27 октября 2003 г.
Мы, участники Всероссийской Конференции гражданских организаций, обсудили ситуацию, сложившуюся в связи с продолжающейся на Северном Кавказе войной и пришли к следующим выводам:
В Чечне,
продолжаются
военные
действия,
принявшие
характер
партизанской
войны. Гибнут
солдаты и
милиционеры,
гибнут бойцы
вооруженных
формирований
ЧРИ. Однако, в
первую
очередь от
продолжающегося
вооруженного
конфликта
страдают
мирные
жители.
В течение последнего года мы стали свидетелями, как война расползается за пределы Чеченской Республики.
Российская официальная пропаганда утверждает, что война в Чечне является важнейшей составной частью борьбы с международным терроризмом. Действительно, часть формирований боевиков взяла на вооружение тактику террора, направленного против мирных граждан как в Чечне, так и на всей территории России. Однако федеральные силы с самого начала так называемой «контртеррористической операции» осуществляли и продолжают осуществлять широкомасштабный террор против мирного населения.
Результаты «контртеррористической операции» ужасны.
Методы применения силы на Северном Кавказе, выбранные руководством нашей страны и российскими силовыми ведомствами, сделали нынешнюю чеченскую кампанию преступлением, повлекшим за собой массовые жертвы.
В течение последнего года сколь-нибудь заметного улучшения в области соблюдения прав человека не произошло. Чечня остается территорий, где эти права грубо и в массовом порядке попираются. В ходе зачисток и спецопераций по-прежнему не соблюдается пресловутый приказ Командующего Объединенной группировки войск № 80. Следует признать, что с осени прошлого года количество зачисток населенных пунктов на рпавнинной части Чечни резко сократилось. Однако, при этом возросло количество так называемых адресных спецопераций, в ходе которых исчезают люди, задержанные федеральными силами. Трупы некоторых из этих людей со следами пыток находят местные жители. Убийства и пытки, по-прежнему, остаются повседневными реалиями Чечни. Направление в Чеченскую Республику вахтовым методом милиционеров из разных регионов России лишь способствует укоренению практики применения пыток.
Органы прокуратуры демонстрируют совершенно различный подход к расследованию преступлений, совершенных представителями федеральных сил и боевиками. В отношении преступлений, совершенных боевиками, прокуратура быстро возбуждает уголовные дела и демонстрируют стремление эффективно их расследовать. Ситуацию же с расследованием преступлений, совершенных российскими военными, милиционерами и сотрудниками спецслужб, можно охарактеризовать одним словом – безнаказанность.
Количество террористических актов, происходящих на территории России, с каждым годом увеличивается. Террористы все чаще целенаправленно нападают на мирное население.
Под предлогом борьбы с терроризмом de facto без соблюдения процедур, предусмотренных как внутренним законодательством РФ, так и ее международными обязательствами, введен режим чрезвычайного положения. Искусственно создан правовой вакуум, в котором силовые структуры получили права даже большие , чем при Сталине. Сейчас полномочия по незаконному применению насилия делегируются местным силовым структурам. В сочетании с высокой коррумпированностью российского административного аппарата это привело к возрождению криминального рынка заложников в значительно больших масштабах, но уже под контролем силовых структур, а не бандитов.
Федеральная власть демонстрирует полное неприятие идеи политического урегулирования вооруженного конфликта. Призывы сообщества правозащитных организаций к российской власти немедленно начать переговоры без предварительных условий с руководством ЧРИ были проигнорированы. Псевдореферендум и псевдовыборы, проведенные в Чечне, никак нельзя назвать этапами политического урегулирования. Наоборот, в результате этих двух масштабных спецопераций от политического процесса были отсечены все политические силы кроме клана А.Кадырова.
В этих условиях НГО пытаются смягчить страшные последствия вооруженного конфликта для населения. Для этого используются следующие формы работы:
- юридические приемные, где население получает бесплатные консультации,
- правовая поддержка жалоб жертв войны в органы прокуратуры, суды, Европейский суд по правам человека,
- мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, с донесением его результатов до СМИ, российской и зарубежной общественности, международных инстанций,
- составление списков задержанных, исчезнувших, похищенных; оперативная апелляция к власти по каждому такому случаю,
- направление запросов в органы прокуратуры по случаям нарушений прав человека с требованием возбуждения уголовных дел; отслеживание хода расследования этих дел,
- социальная помощь отдельным категориям граждан (беженцы, дети),
- гуманитарная помощь жертвам войны,
- осуществление миротворческих инициатив.
К деятельности НГО часто проявляют враждебность представители обеих воюющих сторон. Имели место убийства и похищения членов гуманитарных и правозащитных организаций, вторжения в помещения НГО, задержания членов этих организаций, неприкрытые угрозы в адрес правозащитников, был закрыт сайт одного из НГО.
При этом мы можем констатировать, что НГО добились определенных успехов:
- в осуществлении гуманитарной помощи,
- в информировании российской и международной общественности, международных организаций о происходящем в Чечне,
- в правовой помощи отдельным людям,
- в воспрепятствовании насильственному выдавливанию беженцев из Ингушетии назад в Чечню.
Очевидно, что именно предание гласности неправительственными организациями массовых нарушений прав человека в ходе многочисленных зачисток стало одним из важных факторов, способствующих тому, что эти спецоперации стали проводиться значительно реже.
Тем не менее, к сожалению, успехи в деятельности НГО носят весьма ограниченный характер. Добиться кардинального перелома в области соблюдения прав человека не удалось. На пути к политическому урегулированию конфликта возведены новые препятствия, взаимное ожесточение в зоне конфликта возрастает.
Важнейшим фактором, препятствующим работе НГО в регионе конфликта, является явное нежелание властей разного уровня идти на честное конструктивное взаимодействие с независимой общественностью.
В ходе своей работы НГО, естественно, постоянно взаимодействуют с государственными органами по отдельным конкретным вопросам.
Возникают вопросы о возможности и целесообразности установления более тесных постоянных рабочих контактов НГО с органами власти. Для этого по итогам Гражданского Форума была создана Рабочая группа, включающая в себя представителей ряда НГО и органов власти (прокуратуры, комендатуры, республиканские и местные администрации, МВД ). Однако работа этой структуры завершилась провалом. Власть проявила неготовность к честному и открытому диалогу с негосударственными организациями.
НГО были вынуждены заявить, что продолжение встреч и консультаций неправительственных организаций и власти в прежнем формате стало не только бессмысленным, но и вредным, поскольку они превращаются в ширму, за которой скрываются прежний произвол и незаконное насилие.
В этих условиях среди НГО имеются разные точки зрения о возможных формах и методах взаимодействия наших организаций с органами власти, о целесообразности участия представителей наших организаций в различных общественно-государственных структурах. При этом мы считаем, что решать вопросы наших взаимоотношений с властью надо, координируя свои действия друг с другом. Наша внутренняя дискуссия по этому вопросу должна вестись доброжелательно, взаимные обвинения не допустимы. Пока это удается.
Сейчас стоит вопрос о взаимодействии НГО с администрацией Кадырова, коротая, со своей стороны, пока демонстрирует готовность вести диалог лишь с псевдонезависимыми псевдообщественными организациями. По этому поводу среди НГО имеются противоположные точки зрения. Предстоит серьезная дискуссия.
Мы считаем, что работа представителей ряда НГО в Комиссии президента РФ по правам человека, при всей ограниченности их возможностей, была плодотворной в деле защиты интересов беженцев, недопущения их насильственного выдавливания в зону конфликта.
Необходимо налаживать оперативный обмен информации между НГО, имеется предложение о создании единого информационного центра правозащитных организаций.
Мы констатируем, что в течение последних двух лет в России возникло, а вернее возродилось, антивоенное движение. Вернее его назвать общероссийским движением за соблюдение прав человека в Чеченской Республике и разрешение вооруженного конфликта политическими средствами. В эту деятельность во многих регионах России включились НГО самых разных направлений.
Участники этого движения:
- информируют российскую и зарубежную общественность, СМИ о ситуации в Чеченской Республике,
- проводят уличные акции (митинги, пикеты) против войны в Чечне, продолжающихся там массовых нарушений прав человека,
- организуют дискуссии, встречи, диспуты, лекции по проблемам ситуации в Чеченской Республике.
Опросы
общественного
мнения,
проведенные
в последние
годы,
показывают,
что в
общественном
мнении
России
произошли
разительные
изменения по
сравнению с
первыми
годами войны.
Сейчас
большинство
граждан
России не
поддерживают
политику
руководства
России в
Чечне,
выступают за
политическое
разрешение
конфликта
путем
переговоров
между воюющими
сторонами.
Очевидно, что
вклад
участников
общероссийского
антивоенного
движения в
подобный
поворот
российского
общественного
мнения
весьма
большой.
Вместе
с тем, мы
вынуждены
признать, что
антивоенное
движение не
приобрело
массовость.
Не удалось
вовлечь в
него то
большинство
граждан,
которое
осуждает эту
войну. Эти
граждане
пока
остаются
молчаливым
большинством.
На
это
существуют
объективные
причины –
граждане не
готовы
занимать
активную
позицию по
насущным
вопросам
жизни нашей
страны в силу
многих
факторов.
Одним из
наиболее
существенных
является
отсутствие
независимых
общенациональных
СМИ.
Но
есть и наша
вина.
Очевидно, что
нужно менять
что-то в
работе.
Мы
считаем
чрезвычайно
перспективными
использование
новых форм
работы, таких
как
проведении
антивоенных
рок-концертов,
концертов
бардов,
привлечение
к
антивоенным
акциям более
широкого
круга
известных
публике лиц,
выступление
на митингах
певцов,
артистов. В
этом смысле
значительной
удачей
Московского
антивоенного
комитета
стало
появление
обращения
творческой
интеллигенции
«Остановим
войну вместе».
Очень важно
работать
непосредственно
с учащейся
молодежью и с
учителями,
как с людьми,
способными
транслировать
идеи.
Последние
полтора года
активизировались
информационные
сети между
НГО. Но явно
недостаточен
информационный
поток от НГО к
широкой
публике.
Насущно
необходимо
переходить
от
демонстрации
своей
позиции к ее
разъяснению
самым разным
категориям
граждан.
Вызывает
недоумение
тот факт, что
значительная
часть
активных
негосударственных,
в том числе и
правозащитных
организаций,
никак не
участвует в
движении
против войны
и за
соблюдение
прав
человека в
Чечне. Это
относится и к
части
организаций,
присутствующих
на этой
конференции.
А ведь здесь
собралась
активная и
сознательная
часть
гражданского
общества
России.
Не
следует
забывать, что
вопиющее
насилие,
творимое в
Чечне
разрушительно
влияет на всю
Россию.
Физически и
морально
искалечены
сотни тысяч
молодых
людей,
воевавших в
Чечне.
Командированные
туда
милиционеры
приобретают
страшный
опыт полной
бесконтрольности
и
безнаказанности.
А ведь в их власти
может
оказаться
каждый
гражданин
России. В
Чечне
окончательно
разлагается
российская
армия. В топку
войны уходят
средства,
которые
могли бы
помочь
решить
насущные
социально-экономические
проблемы. Все
больше людей
в погонах
занимают
ключевые
посты в
органах
государственной
власти. Эта
милитаризация
- тоже прямое
следствие
продолжающейся
войны в Чечне.
Мы
призываем
НГО России
включиться в
работу
общероссийского
движения
против войны
и за
соблюдение
прав
человека в
Чеченской
Республике.
Мы
считаем, что
на
предстоящих
выборах в
Государственную
Думу и
президента
России
гражданские
организации
должны
всемерно
способствовать
победе тех
кандидатов и
партий,
которые
выступают за
разрешение
конфликта
политическими
средствами
путем
переговоров.
Мы
по-прежнему
требуем от
Президента
России
начать
переговорный
процесс по
политическому
урегулированию
конфликта с
Президентом
ЧРИ.
Мы
считаем
насущно
необходимыми
наблюдение и
контроль
международных
организаций
за ситуацией
в Чеченской
Республике.
Для этого
необходимо:
-
восстановить
миссию ОБСЕ в
Чеченской
Республике.
-
сформировать
под эгидой
ООН
специальный
наблюдательный
комитет по
Чеченской
Республике,
-
создать под
эгидой ООН
Международный
трибунал по
военным
преступлениям
в Чеченской
Республике,
-
считаем
необходимым
обратиться
от имени
российских
НГО в Совет
Европы с
просьбой
ускорения
рассмотрения
в
европейском
Суде по
правам
человека
жалоб от
населения
Чеченской
Республики.
Большинство
из нас
поддерживают
идею об
учреждении
под эгидой
ООН
международной
администрации
по
управлению и
восстановлению
Чеченской
Республики
на период до
завершения
процесса
мирного
урегулирования
и
нормализации
социально-экономической
жизни.