Итоговый документ секции «Гражданское общество и проблемы Чечни»

Москва, 27 октября 2003 г.

 

Мы, участники Всероссийской Конференции гражданских организаций, обсудили ситуацию, сложившуюся в связи с продолжающейся на Северном Кавказе войной и пришли к следующим выводам:

В Чечне, продолжаются военные действия, принявшие характер партизанской войны. Гибнут солдаты и милиционеры, гибнут бойцы вооруженных формирований ЧРИ. Однако, в первую очередь от продолжающегося вооруженного конфликта страдают мирные жители.

В течение последнего года мы стали свидетелями, как война расползается за пределы Чеченской Республики.

Российская официальная пропаганда утверждает, что война в Чечне является важнейшей составной частью борьбы с международным терроризмом. Действительно, часть формирований боевиков взяла на вооружение тактику террора, направленного против мирных граждан как в Чечне, так и на всей территории России. Однако федеральные силы с самого начала так называемой «контртеррористической операции» осуществляли и продолжают осуществлять широкомасштабный террор против мирного населения.

Результаты «контртеррористической операции» ужасны.

Методы применения силы на Северном Кавказе, выбранные руководством нашей страны и российскими силовыми ведомствами, сделали нынешнюю чеченскую кампанию преступлением, повлекшим за собой массовые жертвы.

В течение последнего года сколь-нибудь заметного улучшения в области соблюдения прав человека не произошло. Чечня остается территорий, где эти права грубо и в массовом порядке попираются. В ходе зачисток и спецопераций по-прежнему не соблюдается пресловутый приказ Командующего Объединенной группировки войск № 80. Следует признать, что с осени прошлого года количество зачисток населенных пунктов на рпавнинной части Чечни резко сократилось. Однако, при этом возросло количество так называемых адресных спецопераций, в ходе которых исчезают люди, задержанные федеральными силами. Трупы некоторых из этих людей со следами пыток находят местные жители. Убийства и пытки, по-прежнему, остаются повседневными реалиями Чечни. Направление в Чеченскую Республику вахтовым методом милиционеров из разных регионов России лишь способствует укоренению практики применения пыток.

Органы прокуратуры демонстрируют совершенно различный подход к расследованию преступлений, совершенных представителями федеральных сил и боевиками. В отношении преступлений, совершенных боевиками, прокуратура быстро возбуждает уголовные дела и демонстрируют стремление эффективно их расследовать. Ситуацию же с расследованием преступлений, совершенных российскими военными, милиционерами и сотрудниками спецслужб, можно охарактеризовать одним словом – безнаказанность.

Количество террористических актов, происходящих на территории России, с каждым годом увеличивается. Террористы все чаще целенаправленно нападают на мирное население.

Под предлогом борьбы с терроризмом de facto без соблюдения процедур, предусмотренных как внутренним законодательством РФ, так и ее международными обязательствами, введен режим чрезвычайного положения. Искусственно создан правовой вакуум, в котором силовые структуры получили права даже большие , чем при Сталине. Сейчас полномочия по незаконному применению насилия делегируются местным силовым структурам. В сочетании с высокой коррумпированностью российского административного аппарата это привело к возрождению криминального рынка заложников в значительно больших масштабах, но уже под контролем силовых структур, а не бандитов.

Федеральная власть демонстрирует полное неприятие идеи политического урегулирования вооруженного конфликта. Призывы сообщества правозащитных организаций к российской власти немедленно начать переговоры без предварительных условий с руководством ЧРИ были проигнорированы. Псевдореферендум и псевдовыборы, проведенные в Чечне, никак нельзя назвать этапами политического урегулирования. Наоборот, в результате этих двух масштабных спецопераций от политического процесса были отсечены все политические силы кроме клана А.Кадырова.

В этих условиях НГО пытаются смягчить страшные последствия вооруженного конфликта для населения. Для этого используются следующие формы работы:

-                    юридические приемные, где население получает бесплатные консультации,

-                    правовая поддержка жалоб жертв войны в органы прокуратуры, суды, Европейский суд по правам человека,

-                    мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, с донесением его результатов до СМИ, российской и зарубежной общественности, международных инстанций,

-                    составление списков задержанных, исчезнувших, похищенных; оперативная апелляция к власти по каждому такому случаю,

-                    направление запросов в органы прокуратуры по случаям нарушений прав человека с требованием возбуждения уголовных дел; отслеживание хода расследования этих дел,

-                    социальная помощь отдельным категориям граждан (беженцы, дети),

-                    гуманитарная помощь жертвам войны,

-                    осуществление миротворческих инициатив.

 

К деятельности НГО часто проявляют враждебность представители обеих воюющих сторон. Имели место убийства и похищения членов гуманитарных и правозащитных организаций, вторжения в помещения НГО, задержания членов этих организаций, неприкрытые угрозы в адрес правозащитников, был закрыт сайт одного из НГО.

При этом мы можем констатировать, что НГО добились определенных успехов:

-                    в осуществлении гуманитарной помощи,

-                    в информировании российской и международной общественности, международных организаций о происходящем в Чечне,

-                    в правовой помощи отдельным людям,

-                    в воспрепятствовании насильственному выдавливанию беженцев из Ингушетии назад в Чечню.

Очевидно, что именно предание гласности неправительственными организациями массовых нарушений прав человека в ходе многочисленных зачисток стало одним из важных факторов, способствующих тому, что эти спецоперации стали проводиться значительно реже.

Тем не менее, к сожалению, успехи в деятельности НГО носят весьма ограниченный характер. Добиться кардинального перелома в области соблюдения прав человека не удалось. На пути к политическому урегулированию конфликта возведены новые препятствия, взаимное ожесточение в зоне конфликта возрастает.

Важнейшим фактором, препятствующим работе НГО в регионе конфликта, является явное нежелание властей разного уровня идти на честное конструктивное взаимодействие с независимой общественностью.

В ходе своей работы НГО, естественно, постоянно взаимодействуют с государственными органами по отдельным конкретным вопросам.

Возникают вопросы о возможности и целесообразности установления более тесных постоянных рабочих контактов НГО с органами власти. Для этого по итогам Гражданского Форума была создана Рабочая группа, включающая в себя представителей ряда НГО и органов власти (прокуратуры, комендатуры, республиканские и местные администрации, МВД ). Однако работа этой структуры завершилась провалом. Власть проявила неготовность к честному и открытому диалогу с негосударственными организациями.

НГО были вынуждены заявить, что продолжение встреч и консультаций неправительственных организаций и власти в прежнем формате стало не только бессмысленным, но и вредным, поскольку они превращаются в ширму, за которой скрываются прежний произвол и незаконное насилие.

В этих условиях среди НГО имеются разные точки зрения о возможных формах и методах взаимодействия наших организаций с органами власти, о целесообразности участия представителей наших организаций в различных  общественно-государственных структурах. При этом мы считаем, что решать вопросы наших взаимоотношений с властью надо, координируя свои действия друг с другом. Наша внутренняя дискуссия по этому вопросу должна вестись доброжелательно, взаимные обвинения не допустимы. Пока это удается.

Сейчас стоит вопрос о взаимодействии НГО с администрацией Кадырова, коротая, со своей стороны, пока демонстрирует готовность вести диалог лишь с псевдонезависимыми псевдообщественными организациями. По этому поводу среди НГО имеются противоположные точки зрения. Предстоит серьезная дискуссия.

Мы считаем, что работа представителей ряда НГО в Комиссии президента РФ по правам человека, при всей ограниченности их возможностей, была плодотворной в деле защиты интересов беженцев, недопущения их насильственного выдавливания в зону конфликта.

Необходимо налаживать оперативный обмен информации между НГО, имеется предложение о создании единого информационного центра правозащитных организаций.

 

Мы констатируем, что в течение последних двух лет в России возникло, а вернее возродилось, антивоенное движение. Вернее его назвать общероссийским движением за соблюдение прав человека в Чеченской Республике и разрешение вооруженного конфликта политическими средствами. В эту деятельность во многих регионах России включились НГО самых разных направлений.

Участники этого движения:

-   информируют российскую и зарубежную общественность, СМИ о ситуации в Чеченской Республике,

-   проводят уличные акции (митинги, пикеты) против войны в Чечне, продолжающихся там массовых нарушений прав человека,

-   организуют дискуссии, встречи, диспуты, лекции по проблемам ситуации в Чеченской Республике.

 

Опросы общественного мнения, проведенные в последние годы, показывают, что в общественном мнении России произошли разительные изменения по сравнению с первыми годами войны. Сейчас большинство граждан России не поддерживают политику руководства России в Чечне, выступают за политическое разрешение конфликта путем переговоров между воюющими сторонами. Очевидно, что вклад участников общероссийского антивоенного движения в подобный поворот российского общественного мнения весьма большой.

Вместе с тем, мы вынуждены признать, что антивоенное движение не приобрело массовость. Не удалось вовлечь в него то большинство граждан, которое осуждает эту войну. Эти граждане пока остаются молчаливым большинством.

На это существуют объективные причины – граждане не готовы занимать активную позицию по насущным вопросам жизни нашей страны в силу многих факторов. Одним из наиболее существенных является отсутствие независимых общенациональных СМИ.

Но есть и наша вина. Очевидно, что нужно менять что-то в работе.

Мы считаем чрезвычайно перспективными использование новых форм работы, таких как проведении антивоенных рок-концертов, концертов бардов, привлечение к антивоенным акциям более широкого круга известных публике лиц, выступление на митингах певцов, артистов. В этом смысле значительной удачей Московского антивоенного комитета стало появление обращения творческой интеллигенции «Остановим войну вместе». Очень важно работать непосредственно с учащейся молодежью и с учителями, как с людьми, способными транслировать идеи.

Последние полтора года активизировались информационные сети между НГО. Но явно недостаточен информационный поток от НГО к широкой публике. Насущно необходимо переходить от демонстрации своей позиции к ее разъяснению самым разным категориям граждан.

Вызывает недоумение тот факт, что значительная часть активных негосударственных, в том числе и правозащитных организаций, никак не участвует в движении против войны и за соблюдение прав человека в Чечне. Это относится и к части организаций, присутствующих на этой конференции. А ведь здесь собралась активная и сознательная часть гражданского общества России.

Не следует забывать, что вопиющее насилие, творимое в Чечне разрушительно влияет на всю Россию. Физически и морально искалечены сотни тысяч молодых людей, воевавших в Чечне. Командированные туда милиционеры приобретают страшный опыт полной бесконтрольности и безнаказанности. А ведь в их власти может оказаться каждый гражданин России. В Чечне окончательно разлагается российская армия. В топку войны уходят средства, которые могли бы помочь решить насущные социально-экономические проблемы. Все больше людей в погонах занимают ключевые посты в органах государственной власти. Эта милитаризация - тоже прямое следствие продолжающейся войны в Чечне.

Мы призываем НГО России включиться в работу общероссийского движения против войны и за соблюдение прав человека в Чеченской Республике.

Мы считаем, что на предстоящих выборах в Государственную Думу и президента России гражданские организации должны всемерно способствовать победе тех кандидатов и партий, которые выступают за разрешение конфликта политическими средствами путем переговоров.

Мы по-прежнему требуем от Президента России начать переговорный процесс по политическому урегулированию конфликта с Президентом ЧРИ.

Мы считаем насущно необходимыми наблюдение и контроль международных организаций за ситуацией в Чеченской Республике. Для этого необходимо:

-                    восстановить миссию ОБСЕ в Чеченской Республике.

-                    сформировать под эгидой ООН специальный наблюдательный комитет по Чеченской Республике,

-                    создать под эгидой ООН Международный трибунал по военным преступлениям в Чеченской Республике,

- считаем необходимым обратиться от имени российских НГО в Совет Европы с просьбой ускорения рассмотрения в европейском Суде по правам человека жалоб от населения Чеченской Республики.

Большинство из нас поддерживают идею об учреждении под эгидой ООН международной администрации по управлению и восстановлению Чеченской Республики на период до завершения процесса мирного урегулирования и нормализации социально-экономической жизни.

 

Hosted by uCoz