Инициативная
группа
«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ» |
Архив пресс-релизов Региональной общественной организаций «Правозащитная информация» |
29.10.2003
27-28 октября 2003 г. в Москве в гостинице «Космос» прошла Всероссийская конференция гражданских организаций. В рамках конференции состоялись заседания 12 секций и двух «круглых столов».
Секция «Правозащитное движение и гражданское общество»
Ведущие секции: Л. Пономарев, И. Аверкиев
Арестом Михаила Ходорковского гражданскому обществу объявлена война
Обращение
Власти вновь встают на путь откровенных репрессий: аресты таких знаковых фигур, как Платон Лебедев и Михаил Ходорковский - это политическая провокация, очевидно санкционированная на высшем уровне.
На наших глазах идет ползучий переворот – к власти приходит наиболее реакционная часть правящей группы, делающая ставку на грубую силу, чисто полицейские методы. Такие действия обычно завершаются массовыми репрессиями, которые обрушиваются на всех. Сегодня орудием репрессивной политики избрана прокуратура. Из органа, обеспечивающего законность, она превратилась в один из главных рассадников беззакония.
Нам известны многие примеры использования правоохранительных органов против тех, кто стоял на пути силовиков, против тех, кто вел себя слишком активно и принципиально. При этом традиционными были такие приемы, как приписывание «экономических преступлений», подброс оружия и наркотиков.
Переход Кремля к репрессиям – это свидетельство банкротства всей предыдущей политики «управляемой демократии», свидетельство острого кризиса власти. Происходящее - вызов всему гражданскому обществу. Разобщенность и пассивность слишком дорого обошлись нам. Фактически общество стоит на грани нового тоталитаризма, на смену которому неизбежно придет новая смута и распад государственности.
Мы призываем к созданию самого широкого объединения общественных сил в защиту демократии в России, и поддерживаем образование из представителей гражданского общества Российского общенационального комитета защиты демократии.
К аресту Михаила Ходорковского
Заявление Всероссийской конференции гражданских организаций
Арест Михаила Ходорковского — событие чрезвычайной, переломной важности в новейшей истории России.
Мы не намерены вдаваться в формальный анализ юридических обвинений, выдвинутых Генеральной Прокуратурой против Ходорковского. Но мы обязаны публично высказать свое мнение об истинных мотивах и этого шага, и всего «дела ЮКОСа».
Мы убеждены: Ходорковский арестован не за то, что когда-то он, как утверждает прокуратура, не платил налог и незаконно приобретал собственность. Он арестован за то, что начал честно платить налоги и объявил о размерах своей собственности. Но намерение вывести бизнес из тени представляет крайнюю опасность для тех, чье благополучие и власть жизненно зависят от доминирования в стране «теневой экономики».
Мы убеждены: Ходорковский арестован не потому, что руководимая им компания якобы беззастенчиво эксплуатирует своих наемных работников и расхищает природные богатства России. Он арестован потому, что одним из первых вслух заговорил о социальной ответственности бизнеса и начал осуществлять масштабные инициативы в сфере образования и поддержку социальных проектов.
Эти планы — нож острый и для хищнического, «дикого» капитализма, и для тесно связанного с ним чиновничества, и для власти, не мыслящей себя без всевластия. Коррумпированный бюрократический аппарат не может допустить непосредственного, независимого от власти взаимодействия между обществом и бизнесом.
Мы убеждены: Ходорковский арестован не потому, что финансировал те или иные политические партии и движения. Он арестован, потому что делал это открыто, утверждая право на независимую политическую инициативу. Но независимая политическая инициатива наказуема в стране, где власть откровенно стремится к «управляемой» демократии, то есть — к авторитарному господству над обществом.
Арест Ходорковского — это не доказательство равенства граждан перед законом. Это демонстрация равенства граждан перед произволом.
Мы считаем, что «дело ЮКОСа» было задумано как звено в цепи ударов по российской свободе, по демократии, по принципу верховенства права. Гражданские организации России должны громко ответить на этот вызов.
Мы полагаем, что складывающаяся в стране ситуация требует прежде всего общественной консолидации. У гражданских организаций, независимых профсоюзов, социально ответственного бизнеса и демократических политических движений существуют общие ценности и общие интересы.
Главная задача общества сегодня состоит в том, чтобы воспрепятствовать обрушению демократии и свободы в стране. Мы призываем к началу национального общественного диалога, цель которого — выработать общие стратегии взаимодействия для решения этой задачи.
О признании адвоката Сергея Бровченко узником совести
Обращение в «Международную амнистию»
Участники Всероссийской конференции гражданских организаций считают, что находящийся уже свыше 6 лет в заключении без вступления приговора в законную силу правозащитник адвокат Сергей Васильевич Бровченко подвергся преследованиям со стороны властей, вызванных самоотверженным и добросовестным исполнением им своих профессиональных обязанностей. С.В. Бровченко стал жертвой преследований за свои убеждения, за свою принципиальную позицию отстаивания независимости адвокатуры и соблюдения прав и фундаментальных свобод человека, и потому он достоин статуса узника совести.
Как свидетельствуют документы, уголовное преследование адвоката Бровченко Сергея Васильевича началось в 1996 году в связи с осуществлением им профессиональной деятельности по защите граждан.
Бровченко стал защищать человека, ставшего жертвой сфабрикованного обвинения, после того, как двух предыдущих адвокатов были вынуждены отказаться от защиты. Один из адвокатов был жестоко избит, а другой - подвергся преследованию и угрозам со стороны сотрудников ФСБ, и также был выведен из дела. Позднее, в суде над самим Бровченко, эти адвокаты дали показания по фактам преследования, однако суд их доводы никак не оценил.
Благодаря усилиям адвоката Сергея Бровченко, его подзащитный был оправдан, но в результате наглой провокации и лжесвидетельств оперативников и сфальсифицированных доказательств, сам адвокат был осуждён к девяти годам лишения свободы в колонии строгого режима. В мае 1997 года автомобиль адвоката Бровченко был остановлен на московской улице. Его схватили люди в штатском, заковали в наручники, а затем «обнаружили» в автомобиле портфель с 4,6 кг (!) кокаина. Но затем в суде обвинение говорило уже только о 2,5 кг кокаина. При этом, в пакете с наркотикам находились следы характерной бирки. Что доказывает - эти наркотики до этого хранились в правоохранительных органах как вещественные доказательства по другому делу.
Обвинение в отношении Сергея Бровченко было настолько откровенно незаконно, что его трижды отменяли по протесту Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Документально подтверждается, что арестованному Бровченко высокопоставленные сотрудники ФСБ по Калужской области предлагали в обмен на конфиденциальную информацию по его подзащитным помощь в прекращении уголовного дела против него.
Адвокат Сергей Бровченко продолжает содержаться под стражей более 6 с половиной лет. Все это время, в силу своего характера и силы воли, он продолжает активно бороться не только за свои права, но и за права заключенных. И в изоляторах и позже на зоне, он осуществляет свой адвокатский долг, консультируя заключенных, составляя жалобы в защиту их законных интересов. Он создал сеть правозащитных организаций в местах заключения. Многие получили свободу и добились принятия в отношении них законных решений благодаря адвокату Бровченко.
В связи с правозащитной деятельностью организации заключенных, он, как ее руководитель, неоднократно помещался в ШИЗО. Новый – четвертый судебный процесс по делу Бровченко идет уже год, но затягивается на начальной стадии из-за искусственных проволочек обвинения. Бровченко является адвокатом, но вопреки протестам Московской адвокатской палаты, органы юстиции незаконно отказываются признать его адвокатский статус. А суды отказываются принять его жалобу на незаконные действия органов юстиции.
Мы убеждены, что уголовное преследование С.В.Бровченко и нарушение его законных прав прямо связано с его адвокатской и правозащитной деятельностью.
***
Прекратить провокации в отношении адвоката Михаила Трепашкина
Заявление
Мы выражаем огромную озабоченность провокацией правоохранительных органов в отношении Михаила Ивановича Трепашкина, у которого «нашли» пистолет в кобуре. Очевидно, что юрист, находящийся за судом и живущий под пристальным вниманием спецслужб, не будет возить с собой нелегальное оружие. Адвоката незаконно задержали без разрешения суда. При этом помещение суда при решении вопроса о санкции на арест было окружено автоматчиками.
О состоянии реализации свободы совести и тенденциях в отношениях государства
с религиозными объединениями
Резолюция
Центральной проблемой построения гражданского общества в России является разрыв между властью и обществом. Преодоление этого разрыва в принципе невозможно без реализации основополагающих конституционных принципов: свободы совести (ст.28), светскости государства и равенства религиозных объединений (ст.14), идеологического многообразия (ст.13).
В современной России реализация свободы совести, призванная быть средством защиты человека и общества от идеологического господства доктрин и структур, находится в глубоком, системном кризисе.
Кризису подвержены все уровни, на которых формируется реализация свободы совести – науки и образования, законотворчества, правоприменительной практики. Не адекватная научная разработанность проблематики свободы совести помноженная на политические интересы властных групп и экономические интересы конфессиональной бюрократии предопределили не адекватное законодательство и «перекосы» в области правоприменения.
«Официальная» наука и законотворческий процесс, при заинтересованном и/или молчаливом согласии лидеров ряда конфессий, находятся под контролем властных групп, и потому роль первой сводится к подведению некой наукообразной базы под антиконституционную религиозную политику государства.
Имеют место вопиющие подмены. Свобода совести подменяется свободой вероисповеданий, права человека – правами объединений, религия – идеологией, приоритет права – приоритетом политики, интересами властных групп.
Свобода совести фактически является заложницей самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений, которые поражены коррупцией и представляют угрозу демократическим механизмам осуществления власти, стимулирует расслоение по мировоззренческим признакам, сепаратизм, вооруженные конфликты, распад федеративной системы России.
Не правовые ограничения мировоззренческой сферы и нарушения властью прав человека в сфере свободы совести, и сакрализация власти, отход от конституционных принципов светскости государства и клерикализация институтов государства (органов власти и государственного управления, «силовых» структур, государственной системы образования), конфессиональные предпочтения власти и мировоззренческое неравенство стали привычными и повседневными. Более того, заинтересованными кругами предпринимаются шаги по законодательному закреплению вышеупомянутых деструктивных явлений в качестве государственной политики.
В результате, нарушениям подвергаются не только права верующих и религиозных меньшинств, но подавляется свобода мировоззренческого выбора как таковая, размываются демократические принципы, составляющие основу конституционного строя, а идеалы гражданского общества терпят сокрушительное поражение в России.
Необходима консолидация усилий гражданских организаций (научно-исследовательских, образовательных, правозащитных), чтобы отстоять конституционные принципы в области свободы совести
Отношения государства с религиозными объединениями должны быть поставлены под гражданский контроль.
Клерикализация – угроза государству и гражданскому миру
Обращение
Мы, участники Всероссийской Конференции гражданских организаций, констатируем, что власти встали на очень опасный путь насаждения национально-религиозной идеологии на основе официального православия. Это сопровождается дискриминацией религиозных организаций, не вошедших в число привилегированных, и откровенным третированием свободомыслящих и атеистов. Более того, прокуратура закрывает глаза на проявления религиозно мотивированной радикальной ксенофобии, даже на откровенно погромные вылазки. Разгром группой православных погромщиков выставки «Осторожно, религия!» в Музее и общественном центре имена Андрея Сахарова в январе 2003 года, почти официальная поддержка Московской Патриархией действий погромщиков, которые якобы предотвращали нарушение закона, показало, что мы столкнулись с феноменом клерикального большевизма, который уже готов силой подавлять инакомыслие. Прокуратура отказалась от преследования погромщиков, более того, по требованию националистического большинства Госдумы, она возбудила уголовное дело именно по факту проведения выставки. Клерикальный большевизм стремится объявить преступлением художественную сатиру на профанацию религиозных символов, возвращая нас во времена средневековья. Одновременно Министерство образования РФ дважды издавало циркуляр о преподавании «Основ православной культуры» и об использовании школ для религиозного образования, а руководство министерства – дважды рекомендовало для школ псевдоучебник А.В.Бородиной, который даже не прошел положенной экспертизы, содержит грубо антисемитские пассажи, противопоставляет благородство исконных жителей русских земель неблагородному поведению «гостей». Все это стало следствием придания Русской Православной Церкви Московского Патриархата почти государственного статуса. Вето РПЦ мешает даже приезду в Россию выдающего духовного лидера мирового масштаба – Папы Римского Иоанна-Павла Второго. К сожалению, происходящее стало следствием распространения мифа о поголовном обращении в православие славянского населения России. Национальная и культурная идентичность смешивается с подлинной приверженностью к религии. Это так же некорректно, как автоматически причислять к мусульманам всю ту 20-миллионную часть населения Российской Федерации, которое имеет тюркское и кавказское происхождение. Еще одним опасным мифом является тезис о том, что насаждение церковной догматики несет нравственные принципы. История человечества учит, что само по себе насаждение доктрин ведет лишь к росту нетерпимости, ограничивает духовное и интеллектуальное развитие. Подлинная нравственность и духовный поиск приходят только благодаря личному примеру. Автоматическая замена коммунистической догматики на церковную только программирует новый глубочайший общественный кризис. Искусственное насаждение религиозной догматики – даже при свободе выбора церковной принадлежности - неминуемо приведет в ближайшем будущем к размыванию общероссийской гражданской идентичности и превращения России в двух-трех-общинное общество, с неизбежным созданием ситуации Северной Ирландии, Ливана и Югославии.
Поэтому мы призываем остановить государственную клерикализацию, восстановить светский характер государства и образования, ликвидировать привилегии отдельных церквей.
Секция «Гражданское общество, местное самоуправление и административная реформа»
Ведущие секции: С. Вальков, В. Череватенко
Местное самоуправление должно быть реальным народовластием
Обращение
Структура органов местного самоуправления, сложившаяся после 1993 года и функционирующая в Российской Федерации на основании закона №154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», по сути, является авторитарной, и, в большинстве случаев, не соответствуют Европейской хартии местного самоуправления. Главы местного самоуправления, как правило, руководят и представительным и исполнительными органами местного самоуправления, то есть всем осуществлением местного самоуправления, что способствует их произволу и коррупции.
Ст.3 Хартии установила, что право местного самоуправления «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами.»
Новый закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» вводит разделение должностей глав администраций и председателей представительных органов, устанавливает гарантированную минимальную численность представительных органов местного самоуправления, подробно прописывает территориальное общественное самоуправление, закладывает процедуру отзыва выборных лиц, расширяет участие граждан в осуществлении местного самоуправления, что направлено на развитие демократии и реализацию Конституции РФ. В этом преимущества нового закона.
Однако, приближая к Хартии одни нормы, новый закон вводит новые положения противоречащие ей. 1. В двухуровневой системе местного самоуправления, установленной новым законом, кроме прямых выборов муниципального совета верхнего уровня, заложен механизм формирования такого совета из глав нижестоящих муниципалитетов и делегированных от нижестоящих советов депутатов. То есть, состоящего из не прямо, не равно, не тайно, не свободно, не всеобще избранных лиц, и лиц, которые должны быть подотчетны нижестоящим советам, а ставятся, таким образом, над ними.
Кроме того, в новом законе введено ограничение (10%) на число депутатов, имеющих право работать на постоянной основе, что ограничивает возможности работы представительных органов, и является нарушением их самостоятельности.
Мы, участники Всероссийской Конференции гражданских организаций, призываем граждан, депутатов уровней, общественные объединения добиваться, в ходе подготовительной работы по реализации нового закона, в целях реализации конституционных принципов народовластия:
1. Разработки и принятия наиболее демократичных уставов муниципальных образований, устанавливающих:
а) достаточно большие представительные органы, для обеспечения компетентности и предотвращения коррупции (численностью от 25 депутатов - в сельсоветах, до 200 - в городах и районах);
б) максимум полномочий и функций у представительного органа;
в) главу администрации, нанимаемого по конкурсу представительным органом.
2. Избрания представительного органа вышестоящего (районного) местного совета непосредственно населением на прямых, всеобщих, тайных, равных и свободных выборах.
3. Проведения обсуждения общественностью и проведение слушаний в региональных органах законодательной власти и в Государственной Думе работы по реализации нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Секция «Гражданское общество и проблемы Чечни»
Ведущие секции: О. Орлов, Ю. Самодуров
Заявление по Чечне
Мы, участники Всероссийской Конференции гражданских организаций, обсудили ситуацию, сложившуюся в связи с продолжающейся на Северном Кавказе войной и пришли к следующим выводам:
В Чечне, продолжаются военные действия, принявшие характер партизанской войны. Гибнут солдаты и милиционеры, гибнут бойцы вооруженных формирований ЧРИ. Однако, в первую очередь от продолжающегося вооруженного конфликта страдают мирные жители.
В течение последнего года мы стали свидетелями, как война расползается за пределы Чеченской Республики.
Российская официальная пропаганда утверждает, что война в Чечне является важнейшей составной частью борьбы с международным терроризмом. Действительно, часть формирований боевиков взяла на вооружение тактику террора, направленного против мирных граждан как в Чечне, так и на всей территории России. Однако федеральные силы с самого начала так называемой «контртеррористической операции» осуществляли и продолжают осуществлять широкомасштабный террор против мирного населения.
Результаты «контртеррористической операции» ужасны.
Методы применения силы на Северном Кавказе, выбранные руководством нашей страны и российскими силовыми ведомствами, сделали нынешнюю чеченскую кампанию преступлением, повлекшим за собой массовые жертвы.
В течение последнего года сколь-нибудь заметного улучшения в области соблюдения прав человека не произошло. Чечня остается территорий, где эти права грубо и в массовом порядке попираются. В ходе зачисток и спецопераций по-прежнему не соблюдается пресловутый приказ Командующего Объединенной группировки войск № 80. Следует признать, что с осени прошлого года количество зачисток населенных пунктов на равнинной части Чечни резко сократилось. Однако, при этом возросло количество так называемых адресных спецопераций, в ходе которых исчезают люди, задержанные федеральными силами. Трупы некоторых из этих людей со следами пыток находят местные жители. Убийства и пытки, по-прежнему, остаются повседневными реалиями Чечни. Направление в Чеченскую Республику вахтовым методом милиционеров из разных регионов России лишь способствует укоренению практики применения пыток.
Органы прокуратуры демонстрируют совершенно различный подход к расследованию преступлений, совершенных представителями федеральных сил и боевиками. В отношении преступлений, совершенных боевиками, прокуратура быстро возбуждает уголовные дела и демонстрируют стремление эффективно их расследовать. Ситуацию же с расследованием преступлений, совершенных российскими военными, милиционерами и сотрудниками спецслужб, можно охарактеризовать одним словом – безнаказанность.
Количество террористических актов, происходящих на территории России, с каждым годом увеличивается. Террористы все чаще целенаправленно нападают на мирное население.
Под предлогом борьбы с терроризмом de facto без соблюдения процедур, предусмотренных как внутренним законодательством РФ, так и ее международными обязательствами, введен режим чрезвычайного положения. Искусственно создан правовой вакуум, в котором силовые структуры получили права даже большие , чем при Сталине. Сейчас полномочия по незаконному применению насилия делегируются местным силовым структурам. В сочетании с высокой коррумпированностью российского административного аппарата это привело к возрождению криминального рынка заложников в значительно больших масштабах, но уже под контролем силовых структур, а не бандитов.
Федеральная власть демонстрирует полное неприятие идеи политического урегулирования вооруженного конфликта. Призывы сообщества правозащитных организаций к российской власти немедленно начать переговоры без предварительных условий с руководством ЧРИ были проигнорированы. Псевдореферендум и псевдовыборы, проведенные в Чечне, никак нельзя назвать этапами политического урегулирования. Наоборот, в результате этих двух масштабных спецопераций от политического процесса были отсечены все политические силы кроме клана А.Кадырова.
В этих условиях НГО пытаются смягчить страшные последствия вооруженного конфликта для населения. Для этого используются следующие формы работы:
- юридические приемные, где население получает бесплатные консультации,
- правовая поддержка жалоб жертв войны в органы прокуратуры, суды, Европейский суд по правам человека,
- мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, с донесением его результатов до СМИ, российской и зарубежной общественности, международных инстанций,
- составление списков задержанных, исчезнувших, похищенных; оперативная апелляция к власти по каждому такому случаю,
- направление запросов в органы прокуратуры по случаям нарушений прав человека с требованием возбуждения уголовных дел; отслеживание хода расследования этих дел,
- социальная помощь отдельным категориям граждан (беженцы, дети),
- гуманитарная помощь жертвам войны,
- осуществление миротворческих инициатив.
К деятельности НГО часто проявляют враждебность представители обеих воюющих сторон. Имели место убийства и похищения членов гуманитарных и правозащитных организаций, вторжения в помещения НГО, задержания членов этих организаций, неприкрытые угрозы в адрес правозащитников, был закрыт сайт одного из НГО.
При этом мы можем констатировать, что НГО добились определенных успехов:
- в осуществлении гуманитарной помощи,
- в информировании российской и международной общественности, международных организаций о происходящем в Чечне,
- в правовой помощи отдельным людям,
- в воспрепятствовании насильственному выдавливанию беженцев из Ингушетии назад в Чечню.
Очевидно, что именно предание гласности неправительственными организациями массовых нарушений прав человека в ходе многочисленных зачисток стало одним из важных факторов, способствующих тому, что эти спецоперации стали проводиться значительно реже.
Тем не менее, к сожалению, успехи в деятельности НГО носят весьма ограниченный характер. Добиться кардинального перелома в области соблюдения прав человека не удалось. На пути к политическому урегулированию конфликта возведены новые препятствия, взаимное ожесточение в зоне конфликта возрастает.
Важнейшим фактором, препятствующим работе НГО в регионе конфликта, является явное нежелание властей разного уровня идти на честное конструктивное взаимодействие с независимой общественностью.
В ходе своей работы НГО, естественно, постоянно взаимодействуют с государственными органами по отдельным конкретным вопросам.
Возникают вопросы о возможности и целесообразности установления более тесных постоянных рабочих контактов НГО с органами власти. Для этого по итогам Гражданского Форума была создана Рабочая группа, включающая в себя представителей ряда НГО и органов власти (прокуратуры, комендатуры, республиканские и местные администрации, МВД ). Однако работа этой структуры завершилась провалом. Власть проявила неготовность к честному и открытому диалогу с негосударственными организациями.
НГО были вынуждены заявить, что продолжение встреч и консультаций неправительственных организаций и власти в прежнем формате стало не только бессмысленным, но и вредным, поскольку они превращаются в ширму, за которой скрываются прежний произвол и незаконное насилие.
В этих условиях среди НГО имеются разные точки зрения о возможных формах и методах взаимодействия наших организаций с органами власти, о целесообразности участия представителей наших организаций в различных общественно-государственных структурах. При этом мы считаем, что решать вопросы наших взаимоотношений с властью надо, координируя свои действия друг с другом. Наша внутренняя дискуссия по этому вопросу должна вестись доброжелательно, взаимные обвинения не допустимы. Пока это удается.
Сейчас стоит вопрос о взаимодействии НГО с администрацией Кадырова, коротая, со своей стороны, пока демонстрирует готовность вести диалог лишь с псевдонезависимыми псевдообщественными организациями. По этому поводу среди НГО имеются противоположные точки зрения. Предстоит серьезная дискуссия.
Мы считаем, что работа представителей ряда НГО в Комиссии президента РФ по правам человека, при всей ограниченности их возможностей, была плодотворной в деле защиты интересов беженцев, недопущения их насильственного выдавливания в зону конфликта.
Необходимо налаживать оперативный обмен информации между НГО, имеется предложение о создании единого информационного центра правозащитных организаций.
Мы констатируем, что в течение последних двух лет в России возникло, а вернее возродилось, антивоенное движение. Вернее его назвать общероссийским движением за соблюдение прав человека в Чеченской Республике и разрешение вооруженного конфликта политическими средствами. В эту деятельность во многих регионах России включились НГО самых разных направлений.
Участники этого движения:
- информируют российскую и зарубежную общественность, СМИ о ситуации в Чеченской Республике,
- проводят уличные акции (митинги, пикеты) против войны в Чечне, продолжающихся там массовых нарушений прав человека,
- организуют дискуссии, встречи, диспуты, лекции по проблемам ситуации в Чеченской Республике.
Опросы общественного мнения, проведенные в последние годы, показывают, что в общественном мнении России произошли разительные изменения по сравнению с первыми годами войны. Сейчас большинство граждан России не поддерживают политику руководства России в Чечне, выступают за политическое разрешение конфликта путем переговоров между воюющими сторонами. Очевидно, что вклад участников общероссийского антивоенного движения в подобный поворот российского общественного мнения весьма большой.
Вместе с тем, мы вынуждены признать, что антивоенное движение не приобрело массовость. Не удалось вовлечь в него то большинство граждан, которое осуждает эту войну. Эти граждане пока остаются молчаливым большинством.
На это существуют объективные причины – граждане не готовы занимать активную позицию по насущным вопросам жизни нашей страны в силу многих факторов. Одним из наиболее существенных является отсутствие независимых общенациональных СМИ.
Но есть и наша вина. Очевидно, что нужно менять что-то в работе.
Мы считаем чрезвычайно перспективными использование новых форм работы, таких как проведении антивоенных рок-концертов, концертов бардов, привлечение к антивоенным акциям более широкого круга известных публике лиц, выступление на митингах певцов, артистов. В этом смысле значительной удачей Московского антивоенного комитета стало появление обращения творческой интеллигенции «Остановим войну вместе». Очень важно работать непосредственно с учащейся молодежью и с учителями, как с людьми, способными транслировать идеи.
Последние полтора года активизировались информационные сети между НГО. Но явно недостаточен информационный поток от НГО к широкой публике. Насущно необходимо переходить от демонстрации своей позиции к ее разъяснению самым разным категориям граждан.
Вызывает недоумение тот факт, что значительная часть активных негосударственных, в том числе и правозащитных организаций, никак не участвует в движении против войны и за соблюдение прав человека в Чечне. Это относится и к части организаций, присутствующих на этой конференции. А ведь здесь собралась активная и сознательная часть гражданского общества России.
Не следует забывать, что вопиющее насилие, творимое в Чечне разрушительно влияет на всю Россию. Физически и морально искалечены сотни тысяч молодых людей, воевавших в Чечне. Командированные туда милиционеры приобретают страшный опыт полной бесконтрольности и безнаказанности. А ведь в их власти может оказаться каждый гражданин России. В Чечне окончательно разлагается российская армия. В топку войны уходят средства, которые могли бы помочь решить насущные социально-экономические проблемы. Все больше людей в погонах занимают ключевые посты в органах государственной власти. Эта милитаризация - тоже прямое следствие продолжающейся войны в Чечне.
Мы призываем НГО России включиться в работу общероссийского движения против войны и за соблюдение прав человека в Чеченской Республике.
Мы считаем, что на предстоящих выборах в Государственную Думу и президента России гражданские организации должны всемерно способствовать победе тех кандидатов и партий, которые выступают за разрешение конфликта политическими средствами путем переговоров.
Мы по-прежнему требуем от Президента России начать переговорный процесс по политическому урегулированию конфликта с Президентом ЧРИ.
Мы считаем насущно необходимыми наблюдение и контроль международных организаций за ситуацией в Чеченской Республике. Для этого необходимо:
- восстановить миссию ОБСЕ в Чеченской Республике.
- сформировать под эгидой ООН специальный наблюдательный комитет по Чеченской Республике,
- создать под эгидой ООН Международный трибунал по военным преступлениям в Чеченской Республике,
- считаем необходимым обратиться от имени российских НГО в Совет Европы с просьбой ускорения рассмотрения в европейском Суде по правам человека жалоб от населения Чеченской Республики.
Большинство из нас поддерживают идею об учреждении под эгидой ООН международной администрации по управлению и восстановлению Чеченской Республики на период до завершения процесса мирного урегулирования и нормализации социально-экономической жизни.
Секция «Профсоюзы и гражданское общество»
Ведущие секции: В. Борисов, А. Бугаев, А. Шепель
Заявление
Мы, представители профсоюзов, участники Всероссийской конференции в составе профсоюзной секции по проблемам нарушения прав профсоюзов и преследований профсоюзных лидеров заявляем о нарушении Правительством Российской Федерации и Федерацией Независимых Профсоюзов России прав профсоюзов и профобъединений, не входящих в состав ФНПР, допущенных в процессе оформления правопреемственности на имущество советских профсоюзов (ВЦСПС). В результате сомнительных сделок между ВКП СССР – ВКП и ФНПР, по сути противозаконных с точки зрения равноправия профсоюзов, принципов профсоюзной демократии и солидарности, при попустительстве Президента и Правительства Российской Федерации богатейшим имуществом советских профсоюзов (ВЦСПС) на территории России монопольно завладела ФНПР, а точнее её руководящая верхушка. В связи с этим мы также заявляем о нарушениях прав десятков миллионов российских граждан, в том числе членов профсоюзов, на чьи взносы и налоги создавалось имущество советских профсоюзов, на управление этим имуществом и осуществление контроля за его использованием.
Предлагаем Федерации Независимых Профсоюзов России, Президенту и Правительству Российской Федерации образовать совместно с общероссийскими, межрегиональными и региональными профсоюзами и профобъединениями, не входящими в ФНПР, согласительную комиссию по выработке законных и общеприемлемых принципов и правил владения, использования и распоряжения имуществом советских профсоюзов (ВЦСПС). Привлечь к работе комиссии известных общественно-политических деятелей, авторитетных ученых, ветеранов профсоюзного движения, лидеров первичных профсоюзных организаций, других компетентных и заинтересованных лиц. Придать работе комиссии открытый и гласный характер, по результатам ее работы провести представительный съезд профсоюзов России.
О нарушении прав на свободу объединений и дискриминации в сфере труда
Обращение к Президенту России и собственникам предприятий
Секция «Профсоюзы и гражданское общество», обсудив ситуацию соблюдения трудовых прав граждан прав и прав на свободу объединений, сложившуюся в России, отмечает.
1. В стране ширится практика нарушения равноправия (дискриминации) граждан по принадлежности к профсоюзу и препятствования деятельности профсоюзов.
Систематическая дискриминация граждан, входящих в первичную организацию Независимого профсоюза горняков России ЗАО «Распадская» (председатель профсоюза Ю.И. Стуков), привела к тому, что судебные дела о дискриминации и нарушении трудовых прав работников находятся, в настоящее время, на рассмотрении в Европейском суде по правам человека. Суды Кемеровской области, рассматривая эти дела, встали на сторону работодателя, а директор предприятия Г.И. Козовой открыто говорит, что у него достаточно денег, чтобы выиграть любой суд.
Руководство ОАО «Шахта “Березовская» (директор В.М.Голубев), Кемеровской области, использует сотрудников прокуратуры, МВД и МНС для преследования председателя первичной профсоюзной организации Независимого профсоюза горняков России В.В.Финогентова
Генеральным директором СП ОАО «Сибакадемстрой» Д.Г.Лыковым делается попытка ликвидировать действующее производство на территории г. Новосибирска – ЗАО «Опытный ремонтно-механический завод» и нарушаются трудовые права работников этого завода в том числе их право состоять в профсоюзе. Лидеры «Сибирского регионального профцентра» (председатель Т.А.Новая), которые защищают права работников, подвергаются дискриминации и преследованиям.
Более пяти лет продолжается война руководства ОАО «Морской торговый порт» с Калининградской первичной организацией Российского профсоюза докеров (РПД). С принятием нового Трудового Кодекса ВСЕ члены неугодного работодателю профсоюза докеров были уволены из порта и, не смотря на решение суда о восстановлении их на работе, до сих пор не восстановлены директором порта В.В.Калиниченко. Дело о дискриминации калининградских докеров - членов РПД по профсоюзному признаку уже рассмотрено Международной организацией труда с направлением Российской Федерации рекомендаций о немедленном проведении независимого расследования фактов дискриминации. Однако надлежащей реакции со стороны Правительства и правоохранительных органов и по сей день не последовало. Более того, вместо принятия мер к прекращению дискриминации докеров, Правительство РФ решает вопрос о передаче в управление работодателю-нарушителю еще одного предприятия – калининградского государственного морского рыбного порта.
2. В стране происходит игнорирование трудовых прав граждан, выражающееся в нарушении многими руководителями предприятий норм трудового законодательства и условий соглашений и коллективных договоров.
Так, руководством ОАО “Севуралбокситруда” (директор В.В. Радько) в течение нескольких лет нарушало коллективный договор и законодательство об оплате труда в выходные дни. Эти нарушения, при бездействии Рострудинспекции и прокуратуры, привели возникновению акция протеста, когда более 500 горняков, в течении шести суток, отказались подниматься на поверхность
Полнейшее игнорирование работодателями прав профсоюзов и права граждан на добровольное объединение в общественные организации, при попустительстве органов надзора за соблюдением законодательства, вызывает у рядовых граждан сомнения в том, что в стране строится правовое государство.
Обращаемся к Президенту России, в качестве гаранта Конституции РФ, предпринять необходимые и действенные меры по восстановлению социально-трудовых прав граждан, прекращению использования работодателями сотрудников правоохранительных органов в целях подавлению профсоюзного движения в стране.
Обращаемся к собственникам предприятий, в особенности к «ЕвразХолдингу» с требованием призвать к неукоснительному исполнению трудового законодательства руководителей контролируемых им предприятий.
Необходимо, общими усилиями рассеять дремучесть социальной атмосферы, царящей на предприятиях: нет процедур разрешения конфликтов, нет гарантий создания таких условий для рабочих, профсоюзов и администрации, чтобы эти конфликты не возникали.
Секция «Гражданское общество, армия и военная реформа»
Ведущие секции: В. Мельникова, С. Кривенко
О необходимости изменения Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»
Резолюция
Принятый в июле 2002 года Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» вступает в силу с 1 января 2004 года. Однако, многие неправительственные организации, которые в течение долгих 10 лет боролись за введение в России института АГС, не могут быть удовлетворены принятием дискриминационной редакции данного закона. Очевидно, что настоящий закон нуждается в серьезной корректировке, иначе институт АГС в России будет существовать лишь формально для отчета перед международными гуманитарными организациями.
В связи с вышеизложенным, участники Всероссийской конференции гражданских организаций обращаются к Президенту РФ, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ с требованием в самые кратчайшие сроки разработать, внести и принять поправки в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», которые в первую очередь должны касаться следующих положений:
1) Альтернативная служба должна носить исключительно гражданский, а не полувоенный характер;
2) Предоставление АГС должно носить исключительно уведомительный характер, не требующий от гражданина какого- либо доказывания своих убеждений;
3) Прохождение АГС должно соответствовать территориальному принципу, т. е. гражданин должен служить по месту жительства;
4) Срок АГС должен быть равен сроку военной службы, поскольку любое увеличение этого срока является дискриминационным;
5) АГС должна быть основана на принципах 37 статьи Конституции РФ и нормах Трудового кодекса РФ.
В то же самое время мы отмечаем, что лучше провести военную реформу и сразу создать качественную армию, укомплектованную людьми, для которых военное дело – их специальность, и отменить призыв, чем вводить всеобщую трудовую повинность для тех, кто не может быть солдатом в силу своих убеждений или способностей к другой деятельности.
О недопустимости введения обязательного курса начальной военной подготовки
в средних учебных заведениях
Участники Всероссийской конференции гражданских организаций выражают свое глубокое возмущение планами Министерства обороны и Генерального штаба ввести в средних учебных заведениях обязательный курс начальной военной подготовки.
Государственная Дума, принявшая в первом чтении соответствующий законопроект 318 голосами (т. е. конституционным большинством), внесла свою лепту в процесс милитаризации детского сознания, организованный военной бюрократией.
Мы убеждены, что школы должны быть свободны от любой муштры, хождения строем и других атрибутов военной организации.
Государственная Дума грубейшим образом нарушила статьи 63 и 136 Конституции Российской Федерации, приняв законопроект, прямо противоречащий основному закону страны, а также Конвенции о правах ребенка и другим международным документам, к которым присоединилась Россия.
Считаем, что НВП и военные сборы должны в принципе навсегда покинуть школу, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», гражданин, не достигший 18-летнего возраста, не является военнообязанным, а, значит, не может ни в каком виде обучаться военной науке.
Мы призываем депутатов Государственной Думы снять проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Федерального закона «Об образовании» с рассмотрения и прекратить попытки превращения школы в казарму.
Также мы требуем от Генеральной прокуратуры РФ проведения объективного расследования обстоятельств гибели на военных сборах в поселке Пионерский Советского района Ханты-Мансийского Автономного Округа школьника Александра Бочанова, а также проинформировать общественность об ответственности должностных лиц, отвечавших за организацию этих военных сборов.
Мы призываем различные общественные организации и политические партии оказать содействие в нашей борьбе с планами военного лобби вернуть в школы НВП.
Секция «Гражданское общество и судебно-правовая система»
Ведущие секции: В. Борщев, М. Полякова, Л. Левинсон
Стране необходим общественный и парламентский контроль над спецслужбами
Резолюция
Государство взяло курс на решительную поддержку силовых структур. Только увеличение оборонного бюджета на 2004 г. выше общей сумме затрат на медицину и культуру!
Произвол, творимый ФСБ в последние годы по отношению к ученым, бизнесменом, адвокатам, журналистам, экологам и представителям других общественных организаций показывает, что нереформированные и неподконтрольные обществу и законодательной власти спецслужбы стали крайне опасны для общества, граждан и государства. За последние годы вместо реформы системы, редактировалось лишь название организации: КГБ – МБ – ФСК – ФСБ. Однако при любом названии сохранялась ее истинная сущность – НКВД.
Массовый приход к власти сотрудников ФСБ вселил в них еще большую уверенность в своей безнаказанности. Анализ известных обществу уголовных дел Александра Никитина, Григория Пасько, Владимира Сойфера, Игоря Сутягина, Валентина Моисеева, Валентина Данилова, Владимира Щурова, Валерия Ковальчука, Анатолия Бабкина, Виктора Калядина убедительно показывает, что все эти дела не имеют юридически значимых доказательств вины обвиняемых.
Как и в 30-е годы, главным в деятельности ФСБ является фабрикация уголовных дел с тяжкими обвинениями.
В стране фактически восстановлена советская карательная система и институт так называемых кураторов ФСБ, которым безраздельно отдано под надзор общество. Укрепляется противозаконное единство следствия, судов и прокуратуры.
Имитация активной деятельности и полная бесконтрольность позволяет ФСБ получать серьезное государственное финансирование, а чиновникам этой организации повышения и награды. Даже громкие провалы в основных направлениях деятельности не приводит к отставке руководителей спецслужб. Более того, руководитель ФСБ стал героем России!
В обществе сеется страх и убеждение во всесильности ФСБ. Ученые и дипломаты боятся общаться со своими зарубежными коллегами. Попытка ряда ученых предложить свои открытые разработки в области интеллектуальных продуктов и высоких технологий иностранным потребителям, незамедлительно приводят к возбуждению уголовных дел с обвинением в шпионаже или в разглашении государственной тайны.
Конференция решительно требует от президента России обязать ФСБ действовать в рамках законов страны и поставить эту службу под контроль общества и парламента.
Секция «СМИ и гражданское общество»
Ведущие секции А. Симонов, А. Ткаченко
Участники секции «СМИ и гражданское общество» обеспокоены тем, что гипертрофированно развитые государственные средства массовой информации заняты обслуживанием власти, забывая о своей социальной функции. Не всегда адекватно и профессионально реагируют на процессы, происходящие в обществе и негосударственные СМИ. Сказывается усиление полицейских функций государства, как в центре, так и в регионах, где с подачи структур исполнительной власти формируется властная вертикаль управления средствами массовой информации, все более походящая своими функциями на приснопамятные органы КПСС.
В этой обстановке нарушение конституционных прав граждан на информацию становится для власти делом обычным. Нет ни одного решения Конституционного суда РФ по факту нарушения права гражданина на информацию. В практике региональных судов всех уровней также нет прецедентов подобного свойства. Это говорит не только о нежелании власти реагировать на нарушение одного из фундаментальных прав человека, но и на инертность гражданских организаций, которые не готовы адекватно и внятно отстаивать это право в судебном порядке.
Нет понимания задач и проблем гражданских организаций у части журналистского сообщества. Мешает ангажированность властью и экономическая зависимость. В свою очередь и представители НКО, желающие донести свои чаяния и заботы до населения через СМИ не всегда готовы доходчиво и профессионально работать с журналистами.
Участники секции «СМИ и гражданское общество ПРЕДЛАГАЮТ:
В Нижнем Новгороде прошли переговоры по общественному договору между гражданскими организациями и всеми тремя крупнейшими организациями бизнеса: РСПП, «Деловая Россия», «Опора России». Мы предлагаем от имени нашей конференции просить эти организации максимально использовать для рекламы своих товаров и услуг негосударственную прессу и по возможности ограничить приток в государственные и контролируемые властью СМИ недобросовестных денег. При размещении рекламы просить у СМИ их учредительных документы и ориентироваться не на слово, а на представленные документы. Обратиться с той же просьбой к их иностранным партнерам.
С целью периодического публичного оповещения о мнении гражданских организаций относительно ангажированности тех или иных изданий, ТВ и радиокомпаний и тех или иных журналистов, публиковать хотя бы раз в месяц обзоры выступлений прессы по вопросам, имеющим серьезное общественное значение. Размещенная на сайте авторитетных организаций регулярная публикация такого рода материалов может оказать постепенное, благотворное воздействие на СМИ.
Обратиться к МПТР с просьбой опубликовать на своем официальном сайте списки учредителей зарегистрированных в МПТР СМИ или, по крайней мере, давать такие списки по запросам региональных общественных организаций.
Сформулировать предложение гражданских организаций в готовящийся новый закон о СМИ с целью законодательного закрепления запрета на владение СМИ органами государственной власти, за исключением информационных бюллетеней о принятых документах.
Участники конференции гражданских организаций призывают поддерживать журналистов, в той или иной степени страдающих за публикацию достоверных и проверенных данных.
Общественные организации должны более активно сотрудничать со СМИ, поддерживать журналистов, освещающих наиболее социально значимые и гражданские проблемы, выдвигая лучшие опубликованные материалы на конкурсы «Вопреки», «Произвол в законе» и «За журналистику как поступок» им. Сахарова.
Общественным организациям, занимающимся школьным образованием, попытаться включить в систему обучения уроки, на которых учить старшеклассников смотреть и читать информационные материалы, чтобы уметь различать факты и мнения.
Общественным
организациям в случаях очевидного
нарушения журналистами правил
профессионального поведения активно
обращаться в Большое жюри Союза
журналистов и в филиалы Большого жюри в
регионах России. Информация о таких жюри
имеется на сайте Союза журналистов России
Необходимо создавать прецеденты обращения граждан в суды разных инстанций, а также в Конституционный суд в случаях злостного сокрытия властями общественно значимой информации, обеспечив этим обращениям необходимую юридическую поддержку.
Считать обсуждение и прохождение в Государственной Думе проекта закона о праве граждан на получение правительственной информации одной из приоритетных задач гражданского общества, обеспечив ему гласный контроль и широкую поддержку, отдавая себе отчет том, что это только частично может снять остроту проблемы и что закон о беспрепятственном доступе граждан к любой незасекреченной информации еще ждет своей законодательной инициативы.
Необходимо всемерно поддержать инициативы региональных законодательных собраний по принятию региональных законов о доступе граждан к информации и об общественном телерадиовещании по опыту Калининградской, Томской и Новосибирской областей. Это способно побудить и федеральный парламент к принятию аналогичного законодательства.
Рекомендовать общественным объединениям повышать профессионализм в информационном обеспечении своей деятельности.
Прецеденты нарушения прав человека, имеющие ярко выраженное общественное значение и не нашедшие отражения в местной прессе, передавать в централизованный банк информационных поводов, чтобы сделать их доступными журналистам московских и иностранных СМИ, использовав для этого уже имеющийся опыт региональной общественной организации «Правозащитная информация».
Секция «Гражданское общество: проблемы семьи и детства»
Ведущие секции: С.Бочарова, Л.Кольбич, Б.Кристальный
Заявление
Права детей и семьи сегодня в России не обеспечиваются ни действующим законодательством, ни практикой. Не соблюдается даже существующие международные нормы, конвенции и декларации, касающиеся защиты благополучия детей и семьи. Ребенок и семья в России поставлены в зависимость от произвольных решений чиновников всех уровней, руководствующихся собственными интересами под камуфляжем государственных.
Количество детей в нашей стране за последнее десятилетие снизилось с 44 до 32 миллионов. Даже по официальной статистике, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей в России – свыше 700 тысяч. Около 90 % их – социальные сироты (дети, родители которых лишены родительских прав). Темпы роста количества сирот составляют около 25-30% ежегодно. Если в 2000 г. было официально зарегистрировано около 100 тысяч новых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2001 г. – уже 128 тысяч детей, в 2002 г. признаны сиротами ещё более 148 тысяч, и это – при менее чем 1 миллионе новорожденных. Значит, огромная часть рожденных в России детей обречена на сиротство. Эти цифры угрожающие, если принять во внимание стремительность уменьшения численности детей в общей структуре населения России.
Если в самое ближайшее время не изменится государственная политика в отношении семьи и детства, уже в обозримом будущем Россия может стать страной сирот. Проблема укрепления института семьи – чрезвычайная, и решать ее необходимо в двух основных направлениях:
1. обеспечение всем детям возможности расти и воспитываться в семье или, в крайнем случае, в условиях, близких к семейным;
2. организация адресной правовой, социальной и экономической защиты семей и института семьи в целом.
В России действуют около 140 законодательных актов федерального уровня в области защиты прав ребенка и семьи. Главный из них – Семейный кодекс Российской Федерации. Однако ни семья во всем разнообразии ее форм, ни ребенок по российскому законодательству не являются субъектом права. Семейный кодекс определяет лишь небольшой круг семейных отношений, практически не затрагивая семейных форм воспитания и обустройства ребенка. Это оставляет без защиты в первую очередь ребенка, а более всего – сироту или оставшегося без попечения родителей. С другой стороны, законодательство предоставляет огромное количество прав органам опеки и попечительства.
Законодательные органы субъектов Федерации принимают правовые акты, зачастую нарушающие конституционные и международные нормы права ребенка и семьи. Особенно много таких нарушений – в региональных законах о патронате и приемных семьях. Следствие такого положения – разнообразные формы произвола со стороны органов опеки, администрации государственных детских домов, судебной системы и других структур власти.
Ребенок в России стал предметом торговли и различных спекуляций. Сумма взяток, получаемых государственными служащими только за позволение усыновления, составляет около 1 миллиарда долларов США ежегодно.
Сегодня на практике никто в России не несет ответственности за соблюдение прав ребенка и семьи. Сотрудники государственных детских домов, органов образования, опеки и попечительства пользуются безнаказанностью своих действий. Прокуратура России ежегодно регистрирует десятки тысяч случаев нарушения прав ребенка и семьи России, тысячи антиконституционных правовых актов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Но практически никто не понес за это ответственности.
Независимые гражданские организации и объединения России в меру своих возможностей помогают детям и семьям. Объединение наших интеллектуальных ресурсов даст возможность не подменять государство в критических ситуациях, а реально изменить к лучшему положение семей и детей, в соответствии с признанными международными стандартами. Мы убеждены, что без коренной реконструкции существующей государственной системы обеспечения прав семьи и детей такое улучшение невозможно. Необходима законодательная база современного, а не тотально-патерналистского содержания для эффективного укрепления и развития института семьи, для того, чтобы российские дети были будущим страны и своих родителей, а не заложниками вчерашних и сегодняшних государственных амбиций.
Мы предлагаем выработать совместный план действий независимого гражданского сектора по защите семьи и детства. В частности, в области совершенствования российского законодательства:
1. консолидированную выработку законодательных инициатив для регионов и федерального законодательства в области укрепления института семьи и детства;
2. внесение изменений в Семейный кодекс РФ для определения юридического статуса семьи и ребенка как субъектов права;
3. разработку и введение дифференцированного социального детского стандарта в качестве механизма прямой поддержки семьи и ребенка;
4. внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ, направленных на поддержку отечественным бизнесом и развитие организаций гражданского сектора, в том числе действующих в интересах семьи и детей;
5. внесение изменений в Закон о государственном бюджете, направленных на выделение отдельной статьей целевых средств на поддержку семьи и детей;
6. исправление Закона о гражданстве РФ с целью признания гражданином России ребенка, рожденного на территории РФ;
7. инициировать разработку и принятие Закона о введении в России ювенальной судебной системы.
Хватит благих намерений, деклараций и обращений к властям! В своих действиях мы можем опираться только на общественную поддержку, собственные силы и солидарность.
Телеграмма
Председателю Верховного Суда РФ
В.М. Лебедеву
Москва, ул. Ильинка, 7/3
Многоуважаемый Вячеслав Михайлович!
Мы, участники Всероссийской Конференции гражданских организаций, отмечаем, что переданное суду право принимать решение об избрании в отношении исключительной меры пресечения – содержание под стражей - все чаще становиться простой формальностью. Арест, по-прежнему, остается мерой принуждения со стороны следствия, которое стремится любой ценой получить от обвиняемых нужные показания. В этой связи мы обращаем Ваше внимание на ситуацию с Платоном Лебедевым и Михаилом Ходорковским. Мы не исключаем, что при избрании меры пресечения в отношении Платона Лебедева и Михаила Ходорковского суды не были свободны от давления со стороны властей. Басманный районный суд пренебрег позицией только что прошедшего Пленума Верховного Суда об исключительном характере содержания под стражей и тщательной проверке оснований для ареста. С учетом установленного приоритета норм международного права, мы просим Вас рассмотреть законность и обоснованность избранной меры пресечения в виде содержания под стражей Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Мы убеждены, что Верховный Суд устанавливал приоритет норм международного права не только для демонстрации респектабельности, но для обеспечения прав граждан России.
С уважением,
Всероссийская конференция гражданских организаций
Москва, 27 октября 2003 г.
Информация получена от Оргкомитета
Всероссийской конференции гражданских организаций
30 октября 2003 года в 12.30-14.00 в Независимом Пресс-центре (бывший Пресс-центр Института Развития Прессы) по адресу Тверской бульвар, дом 20, 2 этаж состоится пресс-конференция «Социальные программы компании ЮКОС»
В пресс-конференции участвуют:
Алексеева Ольга Петровна, директор Российского представительства Charities Aid Foundation;
Асламазян Манана Альбертовна, генеральный директор автономной некоммерческой организации <Интерньюс>;
Кортунов Андрей Вадимович, вице-президент фонда «Евразия» по России;
Либоракина Марина Ивановна, исполнительный директор фонда <Институт экономики города>;
Монахов Сергей Владимирович, ответственный секретарь Федерации интернет образования;
Чернышкова Елена Павловна, исполнительный директор фонда некоммерческих программ <Династия>; представители других организаций.
Ведет пресс-конференцию Елена Андреевна Тополева, директор Агентства социальной информации.
НК <ЮКОС> оказывает поддержку сотням социальных, образовательных, просветительских проектов по всей стране на сумму более 50 млн долларов в год. В целом, <ЮКОС> и лично М.Б. Ходорковский финансируют 20 процентов всех социальных программ российского бизнеса. Благодаря этой компании тысячи простых россиян в различных городах и селах России ощутили позитивные изменения в своей жизни впервые с начала демократических реформ в стране.
Справки по телефонам:
777-0174, 229-3192
Пресс-релиз ОРЧД № 553 от 28 октября 2003 года
Грозненский сельский район
Обстрел осветительными снарядами
25 октября 2003 г. селение Старые Атаги Грозненского сельского района Чеченской Республики подверглось необычному обстрелу со стороны места дислокации одного из подразделений федеральных сил, расположенного вблизи данного населенного пункта. На территорию села упало несколько осветительных снарядов, в результате чего полностью выгорели пять домовладений и две автомашины, принадлежащие местным жителям. О жертвах среди местных жителей не сообщается.
Ачхой-Мартановский район
Трагедия на трассе Ростов-Баку
27 октября 2003 года на трассе Баку-Ростов произошло столкновение микроавтобуса «РАФ» и БТРа, в результате которого пострадали женщины и дети. По словам очевидцев, столкновение произошло около 17 часов в районе населенного пункта Шаами-Юрт. Микроавтобус ехал со стороны Грозного, когда на встречную полосу движения выехал БТР федеральных сил. Водитель микроавтобуса не сумел уйти от столкновения, так как был ослеплен фарами военного грузовика «Урал», который ехал перед БТРом. В результате аварии погибли три женщины, ехавшие в микроавтобусе. Остальные пассажиры получили травмы различной степени тяжести. Первая помощь пострадавшим была оказана экипажем БТРа, ставшего виновником трагедии. Все пострадавшие были доставлены в девятую городскую больницу г. Грозного и Ачхой-Мартановскую районную больницу на БТРе, а также на нескольких легковых машинах. Двое малолетних детей находятся в критическом состоянии. В настоящее время врачи делают все возможное для спасения пострадавших.
Информация получена от Общества Российско-Чеченской дружбы (г. Нижний Новгород)
Тел. (8312) 17-76-81
Заявление секции «Гражданское общество: проблемы семьи и детей» всероссийской конференции гражданских организаций.
Семья и дети – заложники законодательства и чиновничьего произвола
Права детей и семьи сегодня в России не обеспечиваются ни действующим законодательством, ни практикой. Не соблюдается даже существующие международные нормы, конвенции и декларации, касающиеся защиты благополучия детей и семьи. Ребенок и семья в России поставлены в зависимость от произвольных решений чиновников всех уровней, руководствующихся собственными интересами под камуфляжем государственных.
Количество детей в нашей стране за последнее десятилетие снизилось с 44 до 32 миллионов. Даже по официальной статистике, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей в России – свыше 700 тысяч. Около 90 % их – социальные сироты (дети, родители которых лишены родительских прав). Темпы роста количества сирот составляют около 25-30% ежегодно. Если в 2000 г. было официально зарегистрировано около 100 тысяч новых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2001 г. – уже 128 тысяч детей, в 2002 г. признаны сиротами ещё более 148 тысяч, и это – при менее чем 1 миллионе новорожденных. Значит, огромная часть рожденных в России детей обречена на сиротство. Эти цифры угрожающие, если принять во внимание стремительность уменьшения численности детей в общей структуре населения России.
Если в самое ближайшее время не изменится государственная политика в отношении семьи и детства, уже в обозримом будущем Россия может стать страной сирот. Проблема укрепления института семьи – чрезвычайная, и решать ее необходимо в двух основных направлениях:
1. обеспечение всем детям возможности расти и воспитываться в семье или, в крайнем случае, в условиях, близких к семейным;
2. организация адресной правовой, социальной и экономической защиты семей и института семьи в целом.
В России действуют около 140 законодательных актов федерального уровня в области защиты прав ребенка и семьи. Главный из них – Семейный кодекс Российской Федерации. Однако ни семья во всем разнообразии ее форм, ни ребенок по российскому законодательству не являются субъектом права. Семейный кодекс определяет лишь небольшой круг семейных отношений, практически не затрагивая семейных форм воспитания и обустройства ребенка. Это оставляет без защиты в первую очередь ребенка, а более всего – сироту или оставшегося без попечения родителей. С другой стороны, законодательство предоставляет огромное количество прав органам опеки и попечительства.
Законодательные органы субъектов Федерации принимают правовые акты, зачастую нарушающие конституционные и международные нормы права ребенка и семьи. Особенно много таких нарушений – в региональных законах о патронате и приемных семьях. Следствие такого положения – разнообразные формы произвола со стороны органов опеки, администрации государственных детских домов, судебной системы и других структур власти.
Ребенок в России стал предметом торговли и различных спекуляций. Сумма взяток, получаемых государственными служащими только за позволение усыновления, составляет около 1 миллиарда долларов США ежегодно.
Сегодня на практике никто в России не несет ответственности за соблюдение прав ребенка и семьи. Сотрудники государственных детских домов, органов образования, опеки и попечительства пользуются безнаказанностью своих действий. Прокуратура России ежегодно регистрирует десятки тысяч случаев нарушения прав ребенка и семьи России, тысячи антиконституционных правовых актов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Но практически никто не понес за это ответственности.
Независимые гражданские организации и объединения России в меру своих возможностей помогают детям и семьям. Объединение наших интеллектуальных ресурсов даст возможность не подменять государство в критических ситуациях, а реально изменить к лучшему положение семей и детей, в соответствии с признанными международными стандартами. Мы убеждены, что без коренной реконструкции существующей государственной системы обеспечения прав семьи и детей такое улучшение невозможно. Необходима законодательная база современного, а не тотально-патерналистского содержания для эффективного укрепления и развития института семьи, для того, чтобы российские дети были будущим страны и своих родителей, а не заложниками вчерашних и сегодняшних государственных амбиций.
Мы предлагаем выработать совместный план действий независимого гражданского сектора по защите семьи и детства. В частности, в области совершенствования российского законодательства:
1. консолидированную выработку законодательных инициатив для регионов и федерального законодательства в области укрепления института семьи и детства;
2. внесение изменений в Семейный кодекс РФ для определения юридического статуса семьи и ребенка как субъектов права;
3. разработку и введение дифференцированного социального детского стандарта в качестве механизма прямой поддержки семьи и ребенка;
4. внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ, направленных на поддержку отечественным бизнесом и развитие организаций гражданского сектора, в том числе действующих в интересах семьи и детей;
5. внесение изменений в Закон о государственном бюджете, направленных на выделение отдельной статьей целевых средств на поддержку семьи и детей;
6. исправление Закона о гражданстве РФ с целью признания гражданином России ребенка, рожденного на территории РФ;
7. инициировать разработку и принятие Закона о введении в России ювенальной судебной системы.
Хватит благих намерений, деклараций и обращений к властям! В своих действиях мы можем опираться только на общественную поддержку, собственные силы и солидарность.
Верховный Суд Республики Беларусь ликвидировал общественное объединение "Правозащитный центр "Весна". Правозащитники заявили, что будут продолжать свою деятельность.
28 сентября Верховный Суд вынес решение по иску Министерства юстиции о ликвидации ОО "Правозащитный центр "Весна". Суд признал незаконными аргументы Министерства юстиции о нарушении правозащитным центром положений своего устава (не проводилась уплата членских взносов; осуществлялось представление интересов граждан в судах).
В основу решения о ликвидации суд положил факт "нарушения избирательного законодательства" правозащитным центром – неправильное оформление протоколов о выдвижении наблюдателей во время выборов Президента Республики Беларусь в 2001 году. Так, своим Постановлением от 8 сентября 2001г. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (ЦКВ) признала недействительными протоколы "Весны" по выдвижению нескольких тысяч наблюдателей.
В своем заявлении от 9 сентября 2001г. РОО "Белорусский Хельсинкский Комитет" (БХК) подчеркивал, что решения организационных структур общественных объединений могут быть признаны не имеющими юридической силы только судом. ЦКВ такими полномочиями не наделена, как и не вправе контролировать деятельность общественных объединений. Кроме того, решения общественных объединений о направлении наблюдателей не влияют на ход и итоги выборов.
Суд посчитал факт нарушения избирательного законодательства доказанным и грубым, достаточным для вынесения решения о ликвидации общественного объединения.
РОО "Белорусский Хельсинкский Комитет" считает, что ликвидация правозащитного центра является несоразмерным с проступком, якобы совершенным "Весной", ограничением деятельности общественного объединения, противоречит требованиям Закона "Об общественных объединениях", а также конституционным гарантиям свободы объединений и международным обязательствам Беларуси. Подобные ограничения нарушают требования ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, так как их нельзя признать необходимыми для защиты интересов интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Информация получена от пресс-службы Белорусского Хельсинкского Комитета
тел. (+375 17) 2224800, 2224801, (+375 29) 6519007
от 29 октября 2003 года
Грозный – Назрань
В с. Радужное убиты 4 человека
25 октября в с. Радужное Грозненского (сельского) района российскими военнослужащими были убиты 4 человека. По имеющейся информации, военные, приехавшие на нескольких бронемашинах, блокировали один из жилых многоэтажных домов, и пытались задержать 2 парней. Очевидцы случившегося утверждают, что молодые люди вступили в перестрелку с «силоваками».
По словам местных жителей, военнослужащие вели огонь по дому из автоматического оружия и пулеметов бронемашин. В результате перестрелки были убиты оба молодых человека (фамилии уточняются), а также 30-летняя местная жительница Сайгираева и 19-летний парень Исраилов, случайно оказавшиеся на месте происшествия. У убитой Сайгираевой остались сиротами 2 малолетних детей.
Похищение жителей в с. Побединское
22 октября в с. Побединское Грозненского района сотрудниками не установленных силовых структур были захвачены в собственном доме и увезены в неизвестном направлении 2 местных жителя, братья Сайд-Рахман и Сайд-Хасан Дудуркаевы (30-32 лет). На следующий день жестоко избитый Сайд-Рахман Дудуркаев был выброшен на окраине села. Местонахождение и дальнейшая судьба его брата неизвестны.
По словам родственников и соседей Дудуркаевых ни один из братьев не имел никакого отношения к боевым действиям в республике. Никаких оснований для задержания братьев, по их мнению, не было.
Информация получена от «Совета неправительственных организаций»
Обращение саратовских депутатов, бизнесменов и общественных деятелей к Президенту Российской Федерации В. В. Путину в связи с арестом М. Ходорковского
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаемся к Вам как к гаранту прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, с просьбой вмешаться в ситуацию с арестом председателя правления НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского. Считаем что сложившаяся обстановка дестабилизируя экономическую и политическую ситуацию в стране может способствовать только ухудшению положения предпринимателей и усилению административных барьеров. Проблема заключается не только в угрозе оттока капитала из страны и сворачивания западных инвестиционных программ, под угрозу поставлены отношения бизнеса и власти в целом.
Сложившаяся ситуация касается не только так называемых олигархов и крупных товаропроизводителей. Наметившийся кризис в отношениях власти и представителей бизнеса вызывает озабоченность самого широкого круга предпринимателей, так как может уже в ближайшее время затронуть интересы представителей среднего и малого бизнеса.
Неоправданно жесткие шаги Генеральной прокуратуры и Ваш отказ встречаться с представителями бизнес-сообщества могут стать сигналом к атаке на предпринимателей со стороны различных силовых структур, а также чиновников на местах. За несколько дней практически сведены на нет многолетние усилия по установлению конструктивных отношений между бизнесом и властью, а заявления Правительства РФ о поддержке предпринимательства полностью дискредитированы.
Безусловно, все должны быть равны перед законом и вмешательство в работу судебной ветви власти недопустимо. Однако, последние активные действия прокуратуры по отношению к представителям бизнеса как в Москве так и в нашем регионе кажутся по меньшей мере странными. Создается впечатление, что проблемы коррупции, неисполнения федеральных законов, произвола со стороны чиновников интересуют надзорные органы значительно меньше, чем нарушения со стороны предпринимателей.
Вменяемое М. Ходорковскому уклонение от уплаты налогов является общероссийской проблемой, которая вызвана прежде всего несовершенством действующего законодательства и злоупотреблениями со стороны налоговых и прочих контролирующих органов. До тех пор пока власть не выполнит своих обязательств по установлению понятных правил игры и устранению многочисленных административных барьеров ситуация не изменится, а осуществляемые в последнее время попытки силового решения вопроса могут привести только к очередному кризису власти.
Сейчас как никогда необходима Ваша четкая недвусмысленная позиция по отношению к сложившейся ситуации. Для бизнес-сообщества важна в первую очередь определенность и последовательность действий власти. В сегодняшней обстановке напрашивается вывод, что на фоне слов о построении гражданского общества и цивилизованного рынка постепенно происходит усиление роли правоохранительных органов во всех сферах общественной жизни.
Президент Саратовского регионального общественного Фонда "Гражданские инициативы", депутат Совета депутатов Балаковского муниципального образования В.А. Соловьёв;
Вице-президент Саратовского регионального общественного Фонда "Гражданские инициативы", депутат Саратовской областной Думы Л.Н. Савочкина;
Председатель Совета Саратовской региональной общественной организации "Ассоциация предпринимателей Саратовской области" А.Н. Расходчиков.
Тел. 202-2224