Инициативная
группа
«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ» |
Архив пресс-релизов Региональной общественной организаций «Правозащитная информация» |
12.11.2003
Пресс-релиз ОРЧД № 563 от 11 ноября 2003 года
Наше интервью
Лариса Гришанова:
«Чеченские дети умеют ценить любовь и остро ощущают чужую боль».
С 2 по 8 ноября 2003 года в Нижнем Новгороде гостили учащиеся и педагоги Республиканской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, что в городе Грозном. Десять детей – им от 8 до 13 лет – прошли предварительный курс социально-психологической реабилитации. Акция была организована Межрегиональной общественной организацией «Общество Российско-Чеченской дружбы» при финансовой поддержке предпринимателя Хусаина Джабраилова, первого заместителя директора гостиничного комплекса «Россия» (Москва) на базе негосударственного учебного учреждения – школы реабилитации «Нордис» (Нижний Новгород). Сегодня мы представляем слово директору «Нордиса» Ларисе Гришановой.
Моя беседа с Ларисой Гришановой – директором реабилитационной школы для детей-инвалидов «Нордис», созданной в Нижнем Новгороде родителями детей, жизнь которых омрачена тяжелой бедой, только на первый взгляд может показаться не соответствующей информационному стандарту наших материалов. Да, это – не сводка из зоны так называемого локального конфликта. Но эта беседа оказалась подтверждением того скребущего душу ощущения причин, которые делают все эти «локальные конфликты» столь долговременными. Причин, почему нормой нашей жизни становится втягивание все большего числа людей в эти «странные» и «бессмысленные», на первый взгляд, «малые» войны рубежа третьего тысячелетия.
Мы беседовали накануне возвращения в Чечню группы детей и педагогов из республиканской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, которая расположена в Грозном. Мы говорили об этих детях, о первом опыте общения нижегородской школы со своими чеченскими коллегами и маленькими гостями.
Говоря о малой проблеме, можно понять причины проблемы глобальной. Люди, не понимающие боли другого живого существа. Осчастливленные судьбой здоровые дети, потешающиеся над человеком, которого природа или обстоятельства лишили здоровья. Облеченный властью служитель Фемиды, выбивающий признание у невиновного, или просто зверствующий по отношению к человеку, попавшему «в сферу его влияния». Полковник, бросающий боевую гранату в палатку подчиненных ему офицеров, в надежде приучить их к порядку (один из эпизодов «дела Буданова», сочтенных следствием и судом «незначительными»). Чеченская кампания, тянущаяся скоро уже десятилетие и перемалывающая жизни и судьбы огромного числа людей. И абсолютно безразличное российское общество: «А что, разве меня это касается? Ведь это далеко и эти чеченцы…они ведь такие непонятные. Кто их разберет…».
Но всё это симптомы одного заболевания - эрозии души. Наше общество – очень тяжелый больной. Но надежда выздоровления, несомненно, есть: люди, простые люди, которым кажется, что от них ничего не зависит, могут сделать очень многое. Для этого нужно просто быть внимательным к тому, кто рядом с тобой: а вдруг ему плохо.
Поездка в Нижний Новгород была нужна не только детям из Грозного. Не менее необходима она была Нижнему Новгороду.
- Какое впечатление произвели на вас чеченские дети?
Лариса Гришанова: Дети всегда производят хорошее впечатление. Но эти дети, приехавшие к нам из Чечни, поразили меня своей внутренней собранностью и самодисциплиной. Они не избалованы любовью. Они жаждут любви. И умеют её ценить. Даже одиннадцатилетние мальчишки очень ласковы. Конечно, у всех детей разные характеры. Лиза – открытая душа. Есть более закрытые ребята. Тамила оставляет впечатление, что она предпочитает держать все в себе. Но все десять – очень открыты ко всему доброму и новому.
- В чем основная беда этих детей?
Лариса Гришанова: Чтобы влиться в общество слышащих людей, нужно уметь общаться. Эти дети были вдвойне изолированы от мира. Ведь система образов ребенка складывается до пяти лет.
- И они видели только разруху и войну. Это как-то влияет на их мироощущение?
Лариса Гришанова: Мне трудно об этом говорить. Я этого не почувствовала по детям. Но, может быть, неделя – слишком малый срок для того, чтобы все понять. Тем более, что коммуникативные навыки детей ограничены.
- Мы поговорили с каждым из детей. Каждый из них начинал рассказывать о войне, когда речь заходила о доме. Причем, они пытались рассказать очень много.
Лариса Гришанова: Мы постарались сделать так, чтобы им ничего не напоминало о войне. Единственный промах – экскурсия по кремлю. Выставленные там боевые машины у них не вызвали никакого интереса. Наши дети, если их привести в кремль, наверняка облазили бы все танки. У наших детей, не видящих войны, все наши «машины для стреляния» не ассоциируются ни с чем агрессивным. Это – игрушка. Просто большая игрушка. Её можно в кино увидеть, а тут она – «живая» и к тому же достаточно редкая. А у этих детей данный образ уже ассоциируется с агрессией и болью. Поэтому они реагируют совершенно равнодушно.
- Мне кажется, только внешне. Когда мы шли, они отворачивали глаза. Они все смотрели в сторону, когда мы проходили мимо этого ряда военной техники.
Лариса Гришанова: Мы очень старались избежать всякого рода травмирующих ситуаций. Даже на компьютерах, где огромное количество всяких стреляющих игр…Я просто запретила всем своим сотрудникам включать эти игры. Мы оставили только те игры, которые несут исключительно положительные эмоции. Как можно больше различных ярких раскрасок. Обучающих программ. Пусть даже это будет бесполезная игровая программа… Например, про эту веселую собачку далматинца. Но она с положительной энергетикой, и вызывает положительные эмоции.
- Вы хотели бы продолжить общение с этими детьми?
Лариса Гришанова: Да. Вы знаете, вот именно с этими. Я понимаю, что детей в школе – 75. Но я знаю, что если начинаешь какое-то дело, то его нужно довести до конца и получить определенный результат. Если бы действительно удалось привлечь средства, необходимые для приобретения слуховых аппаратов или после проведения необходимого обследования мы будем знать, какие аппараты нужны, то я могу взять на себя…Я буду разговаривать со своими родителями и попрошу тех, у кого остались импортные хорошие аппараты, поделиться ими с этими детьми. Им всем необходимы слуховые аппараты для того, чтобы научиться говорить. Конечно, трудно надеяться, что всем подойдут наши аппараты. Но мы в любом случае проведем такую работу среди родителей. Очень хотелось бы, чтобы приехали именно эти дети. Если здесь найдутся средства, мы могли бы слухопротезировать их уже в первый день. Чтобы с первого дня они надели аппараты. Чтобы неделя здесь у них прошла уже в аппаратах. Говорят, что первый блин всегда комом. Я очень надеюсь, что наш блин не совсем уж комом получился. Но я поняла, что нам нужно делать ещё одну вещь. Конечно, мы привлекали сюда своих глухих детей. Они регулярно приходили. Но я поняла, что такого общения было всё-таки мало. Мало почему? Наши дети не общаются при помощи жестов. Они говорят речью. Поэтому чеченским детям просто показалось, что здесь нет вообще глухих детей.
- Потому что глухие нижегородские дети все говорят?
Лариса Гришанова: Да, ведь они здесь увидели только говорящих людей. Даже то, что наши дети носили аппараты, не помогло им понять, что эти дети также не слышат, как и они. Если бы они надели слуховые аппараты в первый же день, и мы бы сразу пригласили наших детей, которые тоже носят слуховые аппараты и при этом говорят, между ними исчез бы барьер. Они, конечно, не стали бы сразу же говорить. Это совершенно нереально. Такое только в мире фантастики бывает. Но дети увидели бы образец, к которому надо стремиться: ребенок со слуховым аппаратом, который говорит. Это стало бы стимулом к тому, что этот аппарат вообще надо носить. В таком возрасте дети достаточно сложно привыкают к тому, что аппарат придется носить каждый день.
- Луиза мне сказала: «Хочу хорошо говорить».
Лариса Гришанова: Если бы рядом с ней были бы наши дети… А я уже могу представить, кого из наших детей я могла бы попросить. Причем, это не обязательно должны быть наши городские дети. Это вообще мог бы быть совместный лагерь, в который можно было бы пригласить пять или десять детей из области. Дети могли бы быть вместе целый день. Эффект был бы гораздо больший. Ведь дети могли бы подружиться. Но сейчас пока это просто два берега.
- Аппараты могли бы стать мостиком.
Лариса Гришанова: Я считаю, что наше общение не должно свестись к простым приездам. Ведь выехать можно куда угодно. В ту же Москву можно приехать, пошататься там: благо, что там есть что посмотреть. Но здесь они могли бы получить знания и столь необходимый каждому человеку навык общения.
- Когда готовился приезд детей из Чечни, вы не сталкивались с боязнью, кто и откуда сюда приедет? Не было ли какой-либо предубежденности?
Лариса Гришанова: Ни у меня, ни у нашего коллектива ничего такого не было. Единственное, что немного пугало – перспектива работы с непротезированными глухими детьми. Мы никогда так не работали. Дети не владеют речью, не понимают, не умеют считывать с губ. Многие воспитатели, которые у нас сейчас работают, говорили: «А как мы будем работать? Ведь они не могут понимать речь». Мы успокаивали: «Не волнуйтесь. С ними будет переводчик». К тому же на том уровне, на каком вы будете с ними общаться, дети вас поймут. Просто вас должно быть много, чтобы рядом с каждым ребенком был бы взрослый. А то, откуда ни приедут, нас ничуть не смущало. Мы ждали глухих детей, которые нуждаются в нашей помощи. Был только страх коммуникативного барьера.
- Я давно не видела, чтобы дети так себя вели в музее. Они рассматривали каждую картину и старались прочитать название каждой картины и имя художника. Казбека явно особенно привлекали все скульптуры: он рассматривал каждый изгиб. В них есть, несмотря ни на что, жажда творчества. Они чувствуют красоту.
Лариса Гришанова: Может быть, не только жажда творчества. Если бы вы пошли с ними в театр или на ту же выставку рептилий, то… Это просто некий информационный голод. Поймите, обычные дети, даже находящиеся в условиях Чечни, они же слушают. Они слышат разговоры взрослых, передачи по радио или телевидению, разговоры окружающих… Это помогает им накапливать информацию. А эти дети только видят. Чем больше увидит такой ребенок, тем интеллектуально более развитым он становится. Это очень важно. Я помню, как однажды я пришла просить поездку для своих глухих детей под Одессу, в Николаев. Я пришла в соцзащиту и попыталась объяснить, зачем им нужна такая поездка. А мне в ответ: «Да ладно вам… пусть поедут в пионерский оздоровительный лагерь. И там ваши дети точно также развлекутся». Понимаете, если они проведут эти двадцать четыре дня за забором пионерского лагеря, там, конечно будут их хорошо кормить. Но этим детям нужно другое. Чем больше ребенок увидит: другой город, море, которое он никогда не видел, корабль, памятник тому-то, приморскую набережную, чем больше он вберет в себя такой зрительной информации, тем он станет интеллектуально более развитым. Поэтому не надо ему сидеть двадцать четыре дня в пионерском лагере. Пусть это будет двенадцать дней, но наполненных. Людям бывает это очень сложно объяснить…
- Наверное, они просто не могут себе представить, что это такое.
Лариса Гришанова: Я могу предложить посмотреть телевизор, заткнув уши.
- Один из журналистов - телевизионщиков мне вчера сказал, наблюдая за девочками: «Ну как же они чувствуют вибрацию? Ведь они же что-то чувствуют».
Лариса Гришанова: Конечно!
- Он продолжил: «Интересно, а вот как бы это представить…» И тут же добавил: «Нет, лучше не надо. Даже представить страшно».
Лариса Гришанова: Дело в том, что мы слышим благодаря не только воздушной проводимости. Есть еще костная проводимость. Она тоже ощущает вибрацию. Есть даже специальный слуховой аппарат, но им редко пользуются. Считается, что человек даже кожей слышит. Он, конечно, не слышит, но, несомненно, ощущает волны кожей. И, наверное, слуховые анализаторы воспринимают эти игры ощущений.
- Еще одно наблюдение из музея. В коридоре висит картина. Я раньше не замечала, чтобы это произведение привлекало внимание. Тем более такое всеобщее внимание. Там две кошки птичку поймали. Огромное полотно: птичка, кошка над ней, а из кустов ещё одна злобно посматривает. Дети не могли отойти от этой картины. Мы попытались растеребить их: мол, вам что, это нравится? Нет, им «индюка жалко»! Очень жалко было детям птицу. Они очень остро ощущают боль. Они сопереживают. Нам пришлось их специально уводить от этого холста.
Лариса Гришанова: Я год назад столкнулась с одним явлением: наши нижегородские дети учатся вместе со слышащими детьми. Но в классах вместе со здоровыми детьми есть дети-инвалиды. Это был четвертый класс. Дело было на перемене. Я услышала какой-то шум. Вбегаю в класс и наблюдаю следующую картину. Сидит одна девчонка на полу и плачет. А вокруг стоят и заливаясь хохочут человек пять мальчишек и ещё одна девочка. А Настя в серединке сидит и плачет. Вообще-то это – жуткая картина: один больной ребенок сидит и плачет, а вокруг шесть нормальных детей смеются.
- Режет.
Лариса Гришанова: Да, режет. Если смеется один, ну что же: в семье не без урода. Но когда все, кто был в этом классе, кроме Насти, заливались… Они ведь не просто смеялись, они заливались. Я хотела понять, в чем дело. И они мне, захлебываясь и давясь, рассказали. Оказывается, на полке стоял горшок. Настя полезла что-то доставать. И этот горшок упал ей на голову. И наделся ей на голову. Ей больно и обидно. А они заливаются. То есть, они не способны чувствовать чужой боли. И мне кажется, что корни этого – в наших телевизионных фильмах. В компьютерных играх. Там же на каждом углу надо убивать. Там боль человека и смерть человека укладывается в разряд нормальных явлений. А потом не стоит удивляться, откуда берутся подростки, которые выдергивают лапы кошкам и убивают своих товарищей. Они просто не отдают себе отчет: а что же они делают. Видя, как легко происходит это по телевизору, он в жизни этого не понимает. Мне до того было больно за этих детей… Я пыталась им что-то объяснить… Но потом мне пришло подходящее слово: мутанты. Мутанты, не чувствующие человеческой боли. Какие-то роботы. В тот момент мне хотелось, чтобы этот горшок побывал на каждой голове. Ведь надо чтобы они почувствовали. Ведь они вели себя так не оттого, что они плохие. Они вели себя так оттого, что они никогда не сталкивались с такой ситуацией. Никто из них не испытал этого на себе. Или не видели этого на своём близком. Это очень плохо. Я своим родителям постоянно говорю: «А вот если с вами стало плохо. Именно с вами. Вы думаете, ваш ребенок посочувствует вам? А он не понимает, что такое боль. Не понимает».
- Выходит, что страшный опыт войны, опыт страдания, опыт ситуаций, когда на глазах гибли родные и близкие люди, сделал детей из Чечни отзывчивее, восприимчивее к и чужой боли?
Лариса Гришанова: По всей видимости, это действительно так. Но да сохранит Господь детей от такого опыта ныне, и присно, и во веки веков! К тому же я не верю в абсолютную очищающую силу страдания. Страдание может очистить, но может и сломить, особенно неокрепшую душу маленького человечка. И, прежде всего, война морально калечит людей. Удивительно, что эти дети сохранили такую силу духа! Мне бы хотелось, чтобы дети воспитывались не опытом страдания, а опытом доброты окружающего мира и доброты окружающих людей - взрослых.
Беседовала Оксана ЧЕЛЫШЕВА
Информация получена от Общества Российско-Чеченской дружбы (г. Нижний Новгород)
Тел. (8312) 17-76-81
"Расизм и ксенофобия в российских СМИ".
Этот проект был начат несколькими московскими НПО еще в 2001 году. С тех пор были проведены несколько этапов мониторинга федеральной и региональной прессы, проведена конференция в ноябре 2002 г., а накануне ее выпущена книга "Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ".
Сейчас проект продолжается усилиями Московской Хельсинкской группы, Информационно-аналитического центра "СОВА" и Центра развития демократии и прав человека. С его результатами можно ознакомиться на сайте Центра "СОВА" – http://sova-center.ru в разделе "Язык вражды в российских СМИ" (http://xeno.sova-center.ru/213716E/).
Наиболее интересные публикации мы аннотируем для этого раздела и отправляем аннотации в лист рассылки. Интересными мы считаем не только наиболее вопиющие проявления этнической и религиозной нетерпимости, но также и спорные, пограничные случаи журналистской практики в этно-религиозной сфере, и статьи, обсуждающие такую практику.
Мы отнюдь не претендуем на окончательность суждений и просим рассматривать материалы сайта как основу для дискуссии, которую мы предлагаем вести в том же листе рассылки. Основной предмет дискуссии - каковы должны быть границы допустимого (в этическом, а не в уголовном смысле) при обращении к этническим или религиозным понятиям, и что можно сделать для улучшения нынешней ситуации.
Мы ждем Вашей информации о проявлениях языка вражды и развернутых дискуссионных выступлений (лист рассылки – не форум, так что обмен репликами здесь неудобен для пользователей). Разумеется, мы приветствуем также и тех, кто хочет лишь получать лист рассылки.
Для того, чтобы подписаться на лист, отправьте пустое (точнее - любое) письмо по адресу spm111@yandex.ru После этого Вы получите письмо от робота с просьбой подтвердить подписку.
Аналогично, для того, чтобы отписаться, надо послать письмо на адрес
spm111@yandex.ru
Писать в лист рассылки надо по адресу - spm111@yandex.ru
Писать в Центр "СОВА" (комментарии, информация и т.д.) - spm111@yandex.ru
Тел. 208-15-72
Ученье в СВЕТ, народу - ТЬМА.
Беспрецедентный судебный процесс проходит в эти дни в Свердловском областном суде. Провинциальную учительницу из города Ирбита привлекают к ответственности за взятку в виде тетрадок, файлов, папок, стульев и столов. Грозит подсудимой от 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Бывшая преподаватель Уральского политехнического института, по воле судьбы, оказавшаяся в среднеуральской глубинке успешно преподавала финансы и кредит в Ирбитском мототехникуме.
Учебное заведение не отличалось ничем особенным. Всеобщие задержки заработной платы не обошли их стороной, как и отсутствие финансирования, как следствие ремонтов и учебных пособий. Как и в большинстве учебных заведений, ученики собирали на папки, файлы, ватман, ремонты. Но не во всех учебных заведениях обучаются дети руководителей местных отделов ОБХСС, не очень то стремящиеся к знаниям.
Примерно год назад учащихся стали приглашать в райотдел и держать там до тех пор пока они не оставляли подпись под типовым заявлением о том, что Лотоцкая Галина Ивановна взяла папку, файл, 150 рублей, стул, люстру и т.д. для личных целей. Практически все, что описано в материалах дела, в том или ином виде, можно найти в аудитории, где проходили занятия по финансам и кредиту.
Сегодня все преподаватели опасаются делать замечания ученикам, а ставить неудовлетворительные оценки тем более. Нет ни одного учащегося, который, толи в шутку толи всерьез, не бросает в адрес экзаменатора фразу: «если не будет положительной отметки, подам заявление в милицию».
Прошло два дня судебного заседания. Все, и суд, и прокурор понимают абсурд происходящего, но каждый делает свою работу. Против свидетелей, что писали заявление в милиции, но отказываются подтвердить факт в суде, возбуждают уголовные дела за дачу ложных показаний. Прокурор, в перерывах ведет продолжительные беседы с еще не опрошенными свидетелями. Судья объясняет поведение свидетелей, отказывающихся от показаний, оказываемым на них давлением со стороны подсудимой. Все идет к замене учительнице подписки о не выезде, на содержание под стражей.
12 тысяч рублей собранные педагогом за три года (это по 350 рублей в месяц, в среднем) грозит не менее чем 10 годами лишения свободы в колонии строгого режима. Общественность замерла в ожидании. Пресса игнорирует эпохальный процесс.
Правозащитники включились в контроль над произволом властей процессуально оформляющих расправу над самой уважаемой профессией в народе УЧИТЕЛЕМ.
Информация получена от ОО «Сутяжник» (г. Екатеринбург)
Тел. (3432) 56-36-51, e-mail: spm111@yandex.ru
Новости Пермского регионального правозащитного центра
от 11 ноября 2003 г.
Пермская гражданская палата подвела итоги общественного контроля домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
Напомним: в рамках ярмарки-форума «Пермь.2003» между общественными организациями, входящими в состав «Пермской Ассамблеи» и представителями системы социальной защиты достигнута договоренность о проведении на территории г. Перми и Пермского района эксперимента по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка. После подписания губернатором Пермской области соответствующего распоряжения эксперименту был дан старт.
В течение первого этапа осуществления общественного контроля, с июля по октябрь, общественные инспекторы проинспектировали все дома престарелых, расположенные на территории г. Перми и Пермского района. По результатам посещений Пермская гражданская палата подготовила заключение, в котором представлены примеры наиболее распространенных нарушений прав человека. Основные выводы: в домах престарелых встречаются нарушения прав человека и несоблюдение многих существующих социальных стандартов, гарантированных государством. Большая часть проблем связана с недостатком финансирования, низкой заработной платой сотрудников и «заброшенностью» этой сферы деятельности. Однако значительная часть нарушений прав опекаемых связана со специфичным подходом администраций интернатов к организации социального обслуживания престарелых: «наше дело престарелых кормить, обстирывать и обеспечивать дисциплину». Все остальные вопросы: реабилитации и социализации престарелых, организации их досуга, психологической адаптации к новым условиям - решаются эпизодически. В результате среди подопечных домов-инернатов широко распространено пьянство, а отношения престарелых и персонала учреждений часто тяжелы и для тех и для других. Информационная изолированность и замкнутость сферы социальной защиты рождают возможности для злоупотреблений.
Заключение направлено на имя руководителя Комитета социальной защиты населения Администрации Пермской области, а также членам межведомственной рабочей группы по реализации эксперимента по организации общественного контроля. Предложен перечень мер, которые могли бы способствовать изменению ситуации к лучшему.
Кроме того, заключение будет разослано руководителям всех домов-интернатов для престарелых и инвалидов Пермской области.
СПРАВЕДЛИВО, НО ВСЕ-ТАКИ ГРУБО
В практике Пермского регионального правозащитного центра произошел первый случай, когда органы пенсионного обеспечения признали свою ошибку во внесудебном порядке.
В течение трех лет пенсионерка Х. Из г. Краснокамск Пермской области тщетно пыталась добиться получения законного размера пенсии в местных органах пенсионного обеспечения. Ксения Ивановна Х. имеет стаж работы на Крайнем Севере, и специальный стаж работы в связи с особыми условиями труда. С 1993 года она получила право на северный районный коэффициент. Однако из-за оплошности органов пенсионного обеспечения г. Краснокамска «северный» коэффициент она стала получать только с 2000 года. Доказать, что специалист органов пенсионного обеспечения ее неправильно проинформировал, Ксения Ивановна не смогла, и пенсия с 1993 года по 2000 год оставалась недополученной.
С принятием нового закона «О трудовых пенсиях» с 1 января 2002 года систему расчета пенсии изменили и «северянам» вместо северного районного коэффициента стали выплачивать пенсию с учетом повышенного отношения заработных плат, то есть на 30-40 процентов больше. А Ксении Ивановне опять сказали, что ей не положено.
Она обратилась в судебные органы, но проиграла и в районной, и в областной инстанции. А спустя год пенсионерке позвонили из органов пенсионного обеспечения и объяснили, что в июле 2002 года вышло Постановление Правительства РФ, в соответствие с которым стало ясно, что «северная» пенсия Ксении Ивановне положена. «Пишите заявление - и мы назначим Вам, так и быть, «северную» пенсию. Но с момента подачи заявления», - сказали в Краснокамском отделении Пенсионного фонда.
Это Х. окончательно возмутило, и она обратилась в Пермский региональный правозащитный центр. Правозащитный центр, усмотрев нарушение права на социальное обеспечение, обратился с жалобой на краснокамские органы пенсионного обеспечения в областное отделение Пенсионного фонда РФ. Последнее признало, что действия Краснокамского отделения неправомерны, и дало указание выплатить пенсионерке сумму недополученной пенсии.
В практике Правозащитного центра это первый случай, когда органы пенсионного обеспечения признают свою ошибку и компенсируют недополученную пенсию во внесудебном порядке.
Однако счастливый конец все-таки оказался подпорченным. В Краснокамском отделении ПФ пенсионерка вновь столкнулась с активным сопротивлением. Там заявили, что вопрос еще будут решать на комиссии и особенно надеется не стоит. Еще через два месяца ей позвонили с почты с предложением получить деньги. Однако оскорбления и унижения со стороны сотрудников краснокамских органов пенсионного обеспечения для Ксении Ивановны остались без компенсации. Краснокамские специалисты перед пенсионеркой так и не извинились. Очевидно, презрение к человеку и хамство так и остается родовой чертой чиновников.
ОРАНЖЕВЫЙ - ЦВЕТ НОРМАЛЬНОГО ДЕТСТВА
Каждый депутат парламента Пермской области получил оранжевую папку с материалами по проблемам детей-сирот.
Оранжевый цвет – цвет Детского мега-проекта Открытого Партнерства «Пермская Ассамблея». В рамках реализации проекта 37 членов депутатского корпуса областного Законодательного собрания получили папку оранжевого цвета с письмом о важности развития семейно-замещающих форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Напоминая законодателям, что в их силах повлиять на общественный и государственный статус программ помощи детям-сиротам и увеличить возможности для патронатного воспитания и других форм семейного замещения, члены Открытого Партнерства «Пермская Ассамблея» предлагают депутатам принять участие в месячнике «Карта проблем». Для этого в папке имеется список с адресами приютов, детских домов, интернатов, социально-реабилитационных центров, патронатных семей, которые народному избраннику предлагается посетить в своем округе и составить собственное мнение о том, насколько существующая система соответствует реальным нуждам семей, детей и организаций. «…Поскольку у детей-сирот нет собственного лобби, приобретенный личный опыт поможет Вам в дальнейшем принимать эффективные решения для реализации региональной реформы системы противодействия социальному сиротству»- говорится в письме.
Кроме того, в папке содержится краткое изложение проблем, которые испытывают детские специализированные учреждения того округа, чьи интересы представляет адресат, сведения о количестве детей-сирот, приемных и патронатных семей, статистика по материальному обеспечению прав детей в каждой территории области. Оранжевая папка может стать для депутатов своеобразным путеводителем в решении этой общественно значимой проблемы.
ВИНА «УРАЛГАЗСЕРВИСА» ПОДТВЕРЖДЕНА
Пермский региональный правозащитный центр продолжает судебные процессы против монополистов.
В Пермском областном суде состоялось рассмотрение кассационной жалобы «Уралгазсервиса» по делу семьи Мальцевых из деревни Беркутово Кунгурского района Пермской области, пострадавших при взрыве газа.
Напомним: 17 марта 2001 года газ, вырвавшийся из газопровода высокого давления, спровоцировал пожар в доме Мальцевых. Вся семья: родители и двое детей-подростков были госпитализированы с тяжелейшими ожогами. Комиссия Госгортехнадзора РФ Управления Западно-Уральского округа установила, что причиной аварии стало невыполнение требований Правил безопасности работниками Кунгурского филиала АФ «Уралгазсервис».
Ленинский районный суд удовлетворил иск Мальцевых, требующих от газовиков возмещения материального ущерба. Областная инстанция оставила это решение в силе.
КООРДИНАТОР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЛАДИМИР ТИТОВ СООБЩАЕТ
Итоги работы ПРПЦ за октябрь
Всего в общественной приемной Пермского регионального правозащитного центра в октябре 2003 года получили юридическую помощь 74 человека. В том числе по вопросам права на судебную защиту, претензий к работникам правоохранительных органов, процессуальных прав, прав заключенных, права на образование, трудовых прав и других.
По поводу зашиты прав детей с января этого года по сентябрь в ПРПЦ зарегистрировано 85 обращений.
В рамках благотворительных программ ПРПЦ в октябре материальная помощь была оказана 19 человекам. Из них семеро прибыли из мест лишения свободы. Нуждающимся были выданы продуктовые наборы, оплачен проезд в городском транспорте, проживание в Центре социальной адаптации.
В двух словах:
- 9 ноября состоялось первое заседание «Малого экспертного совета» по проведению Гражданской экспертизы правоприменительной деятельности Верховного Суда и Генеральной прокуратуры РФ. В совет вошли руководители и специалисты правозащитных организаций Перми. В настоящее время экспертный совет разрабатывает концепцию и методику экспертизы.
- 13 ноября Пермский областной суд рассматривает две кассационные жалобы на решение Пермского районного суда по иску Натальи Медведевой против ОАО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» о возмещении вреда вследствие аварии на нефтепродуктопроводе в пос. Юго-Камский. Дело было выиграно, однако правозащитники нашли, что возместить моральный вред обязан не только виновник аварии, но и администрация района. Интересы Мальцевых представляет юрист ПРПЦ Оксана Георгиевна Борисенко.
- 13-14 ноября председатель ПГП И. Аверкиев принимает участие в конференции «Молодое поколение в современном обществе: процессы социализации, адаптации, реабилитации».
- 14-15 ноября председатель ПГП И. Аверкиев принимает участие в качестве лектора и тренера в семинаре-тренинге «Деятельность НКО в меняющемся мире», который организуется Центром гражданского образования и прав человека совместно с Пермским региональным отделением Ассоциации участников российско-американских обменов «Профессионалы за сотрудничество».
- 18 ноября состоится очередное заседание по делу жительницы Перми Н., предъявившей иск по поводу нарушения ее трудовых прав предприятию «Горкоммунтепло». Интересы истицы представляет юрист ПГП Сергей Владимирович Трутнев.
Информация получена от Пермского регионального правозащитного центра
тел. (3422) 901-304,
e-mail: spm111@yandex.ru,
14 и 17 ноября пройдут два суда по жалобам движения “За права человека” на отказ
прокуратуры ответить в установленной законом форме на требования привлечь
к ответственности виновников трагедии “Норд-Оста”
14 ноября в 9.30 (зал 410) Замоскворецкий районный суд (ул. Татарская, 1) будет решать:
Права ли была московская прокуратура, которая отказалась выделить в отдельное производство дела о применении наркотического газа и расстрела спящих при освобождении заложников в ДК “ГПЗ–1” 26 октября 2002 года, в фальсификации данных судебно-медицинской экспертизы и прочих беззакониях.
17 ноября в 10.10 (зал 344) в Московском городском суде (Богородский вал, 8) будет рассмотрена касационная жалоба на решение тверского районного суда от 30 сентября. Тогда суд отказался удовлетворить жалобу правозащитников на генеральную прокуратуру, которая дважды в незаконной форме отказывала в выделении дел в отношении должностных лиц, виновных в трагедии на дубровке в отдельное производство.
Заявления в прокуратуру касались следующих преступлений:
1) По факту незаконного использования российскими спецслужбами наркотического средства (наркотических средств) 26 октября 2002 г. в отношении заложников, захваченных террористами во время представления мюзикла “Норд-Ост”;
2) По ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств);
3) По ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум и более лицам);
4) По ч. 3 статьи 286 (“Превышение должностных полномочий”);
5) По ч. 2 статьи 105 (“Убийство”);
6) По статье 108 (“Превышение пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица”) Уголовного кодекса РФ и провести расследование с целью установления виновных;
7) По факту составления заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса РФ - и провести расследование с целью установления виновных лиц.
6 октября 2003 г. Общероссийское общественное движение “За права человека” получило ответ из Прокуратуры г. Москвы, подписанное следователем по особо важным делам управления по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры города В.И. Кальчуком (исх. 19-93-02 от 23.09.2003 г.).
Несмотря на требования статьи 145 УПК РФ в этом ответе не было ни копии постановления о возбуждении уголовных дел, ни копий мотивированных отказов в возбуждении уголовных дел, ни сообщения о передаче дела по подследственности. Вопреки требованиям ч. 1 ст. 144 УПК РФ прокуратурой Москвы не было проведена проверка сообщений о преступлениях. Кроме того, в нарушении положений ч.2 ст.145 УПК РФ в ответе не было разъяснено, право обжаловать принятое решение, ни порядок его обжалования. Таким образом, прокуратурой г. Москвы был нарушен порядок реагирования на сообщения о преступлении и создано препятствие для судебной защиты нарушенных прав.
Несмотря на то, что в ответе прокуратуры г. Москвы содержатся ссылки на незаконченный характер расследования по ряду указанных в нашем заявление обстоятельств, проводимых по другому уголовному делу, из других ответов, полученных из органов прокуратуры, известно, что прокуратура уже имеет правовую оценку тех деяний, о преступном характере которых мы заявляли. Это указывает на то, что по упоминаемым обстоятельствам прокуратура уже провела проверку. Кроме того, следственная группа при необходимости передать дело на подозреваемых в терроризме лиц в суд, выделяет отдельные эпизоды дела в отдельное производство. При этом прокуратура игнорирует требования дать оценку по таким важнейшим обстоятельствам, как грубейшее нарушение закона со стороны должностных лиц (применение наркотического газа, бессудная казнь “шахидок”, выдача заведомо ложных результатов судмедэкспертиз).
Информация получена от ОД «За права человека»
Городскую Думу в очередной раз поймали на мошенничестве
Шестеро екатеринбуржцев, пожелавших регулярно знать, какие акты, решения и постановления принимают народные избранники, выявили, что удовлетворить столь алчное желание в Екатеринбурге невозможно.
Поводом для группового обращения горожан в суд с жалобой на Думу стала практика публикаций приминаемых решений в неком «вестнике», который не является средством массовой информации, издается тиражом от 300 до 500 экземпляров, с опозданием на несколько месяцев и рассылается среди чиновников городской администрации. Что является грубым нарушением права на получение информации, гарантированного федеральными законами.
Для полутора миллионного города, несколько сотен брошюр, на которые ни подписаться не возможно, ни купить в киоске, настоящий информационный геноцид. Обладая монополией на информацию Городская Дума многие годы умышленно держит просвещенных екатеринбуржцев в «парандже».
«Идите в библиотеки», - таков был ответ городской Думы, после того как Уставный суд Свердловской области смалодушничал и не защитил интересы горожан, интересующихся книжицей, в которую Дума заносит свои «приговоры», кому сколько дать, у кого что отобрать, кому что «урезать».
Настойчивые уральцы пошли в библиотеки. И быстро выяснили, что в городе работают только 60% библиотек, из них только 10% имеют в наличии все номера «Вестника», основная часть которых «на руках» у наиболее любознательных горожан.
Что думает об этом председатель Екатеринбургской городской Думы: «реализация предоставляемого Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством права содержит ограничения: от Екатеринбургской городской Думы только ограниченный круг лиц вправе требовать предоставить возможность ознакомления только с конкретными нормативными правовыми актами, непосредственно затрагивающими их права и свободы». Далее ссылка на словарь Ожегова С.И. «Толковый словарь русского языка»: непосредственный – прямо следующий после чего-нибудь, прямой, без промежуточных звеньев.
И вывод: «Вестник Екатеринбургской городской Думы», как официальное издание представительного органа местного самоуправления, не относится к документам и материалам, непосредственно затрагивающим права заявителей».
13 ноября 2003 года в 11.00 в Ленинском районном суде по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 68, к. 12 состоится слушание по данному делу.
Информация получена от ОО «Сутяжник» (г. Екатеринбург)
Тел. (3432) 56-36-51, e-mail: spm111@yandex.ru