Инициативная
группа
«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ» |
Архив пресс-релизов Региональной общественной организаций «Правозащитная информация» |
11.04.2003
14 апреля 2003 года в 12.00 в Институте развития прессы по адресу: Тверской бульвар, д. 20, 2-й этаж состоится пресс-конференция на тему: «В Чечне продолжаются исчезновения, казни и пытки, несмотря на утверждения Кремля о нормализации. Необходима новая резолюция ООН».
В пресс-конференции принимают участие:
ћ Нейстат Анна Адольфовна, директор московского представительства Хюман Райтс Вотч;
ћ Петров Александр Борисович, заместитель директора московского представительства Хюман Райтс Вотч.
На пресс-конференции будет представлен последний меморандум Хьюман Райтс Вотч, подготовленный для членов Комиссии по правам человека, а также показаны слайды.
Телефоны для справок:
777-0174, 229-3192
Выставке «Человек и тюрьма» в 2003 году исполняется 5 лет
16 апреля 2003 года в Политехническом музее (3 подъезд, Мраморный зал) состоится торжественный вечер и фуршет в честь пятилетия выставки.
16.30 – 17.30 - последняя экскурсия по выставке
17.30 – официальная церемония закрытия выставки
9 подъезд, второй этаж, буфет
18.00 – фуршет
За эти годы выставка побывала во многих городах России, ее увидели более 200 тысяч человек. Оргкомитет выставки приглашает всех, благодаря кому эта выставка состоялась, кто принимал самое непосредственное участие в ее создании и привлечении внимания к ней и к поднимаемым проблемам.
Информация получена от Оргкомитета выставки «Человек и тюрьма»
Тел. 206 88 38 – Дзядко Наталия
Объединенная общественная приемная: итоги и перспективы
Межрегиональное общественное Учреждение «Объединенная общественная приемная» (МОУ «ООП») было создано ветеранами правоохранительных органов с целью оказания квалифицированной безвозмездной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения, а также для борьбы законными методами с произволом со стороны отдельных представителей властных структур, правоохранительных органов и противодействия криминальным элементам.
Уставными целями деятельности Учреждения являются:
- содействие гражданам в реализации их законных прав и свобод
- восстановление нарушенных прав и свобод
- просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, особенно в отношении несовершеннолетних и молодежи, обучение их от противоправных посягательств на их права и законные интересы, формам и методам их защиты
- развитие международного сотрудничества в данной области.
Социальная значимость такой организации была осознана правоохранительными и силовыми ведомствами. Благодаря поддержке этих структур МОУ «ООП» эффективно выполняет уставные цели на практике.
Приоритетные направления деятельности МОУ «ООП» - оказание бесплатной юридической профессиональной помощи нуждающимся, социально незащищенным слоям населения, правовое просвещение несовершеннолетних и молодежи.
Показатели деятельности Учреждения свидетельствуют о том, что оно успешно справляется с большинством своих задач.
По состоянию на 1.01.02г. структура МОУ «ООП» включает региональные отделения в 10 субъектах РФ и 62 отделения по приему граждан в городах, районах и поселках. Активно проводятся организационные мероприятия по созданию отделений еще в 8 субъектах РФ.
Многие руководители региональной и местной администрации заинтересованы в юридическом просвещении населения, организации приема граждан по оказанию им безвозмездной правовой помощи. Это способствует сотрудничеству Учреждения с органами власти, а также укреплению и расширению организации в регионах.
Осуществляется рабочее взаимодействие МОУ «ООП» с институтом Уполномоченного по правам человека в РФ по указанным направлениям.
Гордостью Учреждения является его кадровый состав.
В штате МОУ состоит более 60 юристов-профессионалов, среди которых 5 Заслуженных юристов России, 8 Почетных работников прокуратуры, 8 государственных советников юстиции, 2 сотрудника имеют степени доктора и кандидата наук.
Высокий профессионализм наших работников, системный подход к решению проблем на местном, региональном и федеральном уровнях, деловые контакты с руководителями властных структур, общественных правозащитных организаций и правоохранительных органов обеспечивают успешное разрешение вопросов, по которым обращаются граждане, а также государственные и коммерческие структуры.
В течение 2001-2002г.г. сотрудники Учреждения приняли около 22000 граждан, причем значительная часть требований заявителей по этим обращениям впоследствии удовлетворено в соответствующих инстанциях.
Перспективы развития МОУ «ООП»:
- расширение структуры и сферы деятельности МОУ «ООП»,
- укрепление и расширение масштабов взаимодействия с Комиссией по правам человека при Президенте РФ и Уполномоченным по правам ребенка в Москве в сфере прав человека,
- творческое сотрудничество с различными партиями и движениями, которые нуждаются в помощи на общественных началах профессионалов - юристов,
- активное участие МОУ «ООП» в тематических пресс-конференциях, круглых столах, форумах в государственном и межгосударственном масштабах ,
-выступление МОУ «ООП» в качестве исполнителя целевых программ федерального, регионального и местного уровней.
Контакты МОУ «ООП»:
Адрес: 129085 г. Москва, проспект Мира, дом 89, помещ. 12; тел.:(095)287-60-66, факс:(095)287- 1 1-62; сайт www. priemnaya.ru
Для москвичей телефон диспетчера МОУ «ООП»: 328-8675 – Алексей.
С декабря 2002 г. начато сотрудничество МОУ «ООП» с Общественной приемной Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Сотрудники МОУ «ООП» ведут личный прием граждан по оказанию им безвозмездной квалифицированной юридической помощи в Общественной приемной Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации по адресу: 107076, Москва, Стромынский пер., д. 18 корп. 4, т/ф.:268-13-21.
Информация получена от МОУ «Объединенная общественная приемная»
Тел. 287-60-66, сайт www. priemnaya.ru
Общественная приемная Комиссии по правам человека при Президенте РФ
26 ноября 2002 г. в здании Московского государственного социального университета состоялось открытие Общественной приемной Комиссии по правам человека при Президенте РФ, где осуществляется прием граждан по оказанию им безвозмездной квалифицированной юридической помощи.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ (Комиссия) образована в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ от 18 окт. 1996г. № 1457 (с изменениями и дополнениями от 10 сент. 2001г.), а также Положением о Комиссии по правам человека при Президенте РФ.
Основными целями и задачами Комиссии являются:
- создание условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина в России;
- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и управления по реализации основ государственной политики в области обеспечения прав н свобод человека и гражданина;
- укрепления международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Общественная приемная Комиссии образована с целями:
- оказания реальной адресной высококвалифицированной юридической помощи гражданам (путем рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций по факту нарушений их прав и законных интересов, юридического сопровождения их дел до решения проблемы по существу вопроса);
- сбора, изучения и анализа информации по вопросам прав человека , проведения исследований в данной сфере на основе мониторинга обращений граждан, учреждений и других объединений;
- участия в подготовке проектов указов, распоряжений Президента РФ по вопросам обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и иных законодательных инициативах,
- анализа законодательства РФ и ее субъектов в сфере прав человека на основе мониторинга обращений граждан, участия в подготовке законопроектов, регламентирующих данные вопросы, для внесения их Президентом РФ в Государственную думу Федерального Собрания Российской федерации.
Взаимодействие Общественной приемной Комиссии осуществляется с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ; Уполномоченным РФ при Европейском суде по правам человека; государственными учреждениями прокуратуры и охраны правопорядка, министерствами и ведомствами, должностными и иными лицами, исполняющими государственные функции в сфере защиты прав человека; иными правозащитными структурами.
В своей деятельности Общественная приемная Комиссии по правам человека основывается на опыте и использует потенциал российской некоммерческой организации: Межрегионального общественного учреждения «Объединенная общественная приемная» (МОУ «ООП»). МОУ «ООП», созданная ветеранами прокуратуры и правоохранительных государственных органов, в течение четырех лет успешно реализует свои функции:
- оказание безвозмездной квалифицированной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения;
- борьба законными способами с произволом отдельных представителей государственных органов и беззаконием криминальных структур;
- правовое просвещение граждан, в первую очередь, молодежи, как элемент профилактики преступлений.
Высококвалифицированные специалисты МОУ «ООП», имеющие богатый опыт работы в государственных правоохранительных структурах, привлечены к работе в Общественной приемной Комиссии по правам человека при Президенте РФ.
Сегодня настало время реализации системной государственной политики, ориентированной не на абстрактное светлое будущее, а на конкретных граждан, решение их социально-правовых насущных проблем. И профессиональная общественность должна конкретными действиями помочь государству в этом. Общественная приемная Комиссии - это первый практический шаг по выполнению Указов Президента РФ. Планируется открытие сети приемных данной Комиссии по всей территории России от центра на регионы до районов и отдельных городов включительно. В настоящий момент такая работа активно проводится в Севере - Западном федеральном округе.
Общественная приемная Комиссии по правам человека при Президенте работает по адресу:
107076 г. Москва, Стромынский пер., д. 18, корп. 4
тел/факс 268-13-21, тел. 287-11-62
Ирак - нужны немедленные шаги для восстановления правопорядка
В связи с тем, что во многих районах Ирака, в том числе в Багдаде, продолжаются грабежи и мародерство, Международная Амнистия напоминает силам коалиции о том, что, в качестве оккупационных сил, на них возложены особые обязанности в отношении прав человека и международных гуманитарных законов.
«В качестве оккупационных сил им необходимо предпринять срочные меры по восстановлению правопорядка на контролируемой ими территории. Они, в частности, должны остановить грабежи, мародерство, разрушения и насилие», - заявила Международная Амнистия.
Перед началом конфликта власти США и Великобритании были предупреждены - в том числе и Международной Амнистией - о том, что существует серьезная опасность того, что падение иракского режима приведет к беспорядкам и серьезным нарушениям прав человека, включая расправы и убийства.
«Силы коалиции должны выполнять свои обязанности и делать все, что в их силах, для защиты прав всех жителей Ирака».
Кроме того, в кризисном состоянии находится здравоохранение. Многие больницы, особенно в Багдаде, не в состоянии справиться с очень высоким числом пострадавших. Доступ к здравоохранению и медицинским препаратам, запасы которых на исходе, чрезвычайно осложнился. Ощущается острый дефицит необходимых медицинских препаратов, таких как обезболивающие лекарства, антибиотики и средства для анестезии.
«Силы коалиции также обязаны обеспечить население контролируемых ими территорий продовольствием и лекарствами и должны содействовать деятельности больниц, медицинских учреждений и служб здравоохранения и гигиены»,- добавила Международная Амнистия.
Справочная информация
В статье 43 Гаагского кодекса говорится о конкретных обязанностях оккупационных сил по международному гуманитарному закону, в том числе об обязанности восстановить и поддерживать общественный правопорядок и безопасность.
В статье 55 четвертой Женевской конвенции говорится о том, что «оккупационные силы должны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для обеспечения населения продовольствием и лекарствами; они, в частности, при неадекватных ресурсах оккупированной территории, должны поставить все необходимое продовольствие, медицинские препараты и прочие поставки».
Информация получена от Международной Амнистии
Тел. в Лондоне: +44 20 7413 5599, +44 7798 555 629,
e-mail: spm111@yandex.ru - Лидия Аройо
Заявление Николая Храмова, председателя Координационного комитета российских радикалов в связи с решением Оргкомитета митинга «Остановим чеченскую войну вместе» о неучастии Транснациональной Радикальной Партии и Антимилитаристской Радикальной Ассоциации в митинге (12 апреля 2003 г., 14.00, Пушкинская площадь).
Отвечая на вопросы тех, кто в эти дни и часы спрашивает, будут ли радикалы участвовать в назначенном на ближайшую субботу, 12 апреля, митинге за мир в Чечне, вынужден сказать: "К сожалению, нет". Ни Транснациональная Радикальная Партия, ни Антимилитаристская Радикальная Ассоциация, ни "Клуб Храмова - объединение за либертарные реформы" - ни одна из действующих в России организаций радикалов не будут представлены на Пушкинской площади.
Таково решение в рамках концепции "митинга без политиков", принятое большинством голосов членов проводящего субботний митинг Организационного комитета антивоенных акций (ОКАА), в работе которого до сих пор принимали активное участие и представители радикалов.
Могу только еще раз повторить то, что неоднократно говорил своим коллегам по антивоенному движению. Не понимаю настоящих мотивов этого решения и сожалею о нем. Считаю ошибкой, проводя митинг под лозунгом "Остановим войну вместе", отсекать от этого "вместе" политические организации, принимающие самое активное участие в антивоенной кампании. Самым искренним образом желаю, тем не менее, успеха организаторам этого мероприятия.
Как гражданин, я лично, возможно, приду в субботу на Пушкинскую площадь. Как активист Радикальной партии, подтверждаю, что мы, как и раньше, будем бороться за мир и демократию в Чечне - в Москве и в Назрани, в Риме и в Брюсселе, в Страсбурге и в Женеве. Вместе с ОКАА или без него, вне зависимости от каких бы то ни было решений, принимаемых им - так же, как мы это делали задолго до создания этого комитета.
Информация получена от Транснациональной Радикальной Партии
тел. (095) 208-1805,
8-902-675-6379,
Олег Миронов направил телеграмму соболезнования в Дагестан
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов направил телеграмму Председателю Государственного Совета Республики Дагестан Магомедали Магомедову.
В ней выражаются слова искреннего соболезнования всему дагестанскому народу и особенно семьям погибших при пожаре детей.
«Нет для человека больше горя, чем потерять ребенка. Ни чем не возместить такую утрату», - подчеркивается в телеграмме.
«Это тем более горько сознавать, потому что последние трагедии, как в Махачкале, так и в Якутии, произошли из-за безответственности и равнодушного отношения взрослых к своим обязанностям. Выражаю надежду, что виновные будут наказаны, а принимаемые Правительством России и Министерством образования РФ меры по обеспечению безопасности школ дадут положительные результаты.
Защищать права детей и их святое право – право на жизнь - главная обязанность государства».
Информация получена от пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ
Тел. 207-5337
Слушания в Европарламенте по Казахстану
В Делегации по отношениям Европейского парламента с Казахстаном и другими странами Центральной Азии прошли слушания, посвященные оценке Резолюции Европарламента, принятой 13 февраля 2003 г. и содержащей решительное осуждение нарушений политических прав и свобод граждан со стороны режима Назарбаева.
Эти слушания были организованы по просьбе официальной Астаны, которая надеялась каким-то образом изменить оценку Европарламента. Результат оказался полностью обратным этим ожиданиям. Все участвовавшие в слушаниях члены Европарламента подтвердили справедливость оценок, данных пленумом 13 февраля 2003 г., и поддержали аргументацию представителей казахстанской оппозиции, которые прибыли в Страсбург для того, чтобы дать бой официальной назарбаевской дипломатии.
Закрывая слушания, председатель Делегации по связям со странами Центральной Азии Антонио Ди Пиетро заявил, что Резолюция Европарламента о политической ситуации в Казахстане от 13 февраля 2003 г. безусловно остается в силе, она полностью соответствует обстановке, сложившейся в этой стране и отражает волю Европейского парламента способствовать установлению демократии в этой стране.
Многочисленная правительственная делегация под руководством первого заместителя миниcтра иностранных дел Кайратом Абусеитовым с похоронным видом покинула зал заседаний. Каждый из посланцев власти думал, наверное, в этот момент о судьбе посла Казахстана во Франции Акмарал Арыстанбековой, уволенной незадолго до этого со своего поста именно за то, что Резолюция по Казахстану была принята. Министр Токаев представил ее и своего зама Абусеитова главными виновниками дипломатического провала 13 февраля 2003 г. Мадам посол была уволена без объяснения причин, а первый зам, очевидно, брошен на ликвидацию прорыва.
Горькая доля коллеги из Парижа заставила Тлеутая Сулейменова, посла Казахстана в Бельгии, поспешить в Страсбург. Этот «дипломат» все больше специализируется по бизнесу, на этот раз он прибыл из Брюсселя в Страсбург, расчитывая разделить лавры победителя со всей «агитбригадой», в которую кроме замминиcтра входили депутаты парламента Жабахан Абдильдин, Жазбек Абдиев, Татьяна Квятковская и Жакен Калиулы, дополненные отчего-то заместителем генерального прокурора Ваисовым. Такое комплектование само по себе доказывало, что в Казахстане отстуствует разделение властей и все – министры, депутаты и прокуроры, вместе с cудьями и акимами – являются не более чем подручными президента-диктатора и его хунты.
Ораторские способности этих депутатов-президентофилов были продемонстрированы ими еще 3 апреля этого года на слушаниях в одном из подкомитетов Парламентской ассамблеи Совета Европы. Именно там пламенная Татьяна Квятковская тщательно сравнивала политические процесс в Казахстане с течением беременности у Сары Назарбаевой, жены нынешнего президента. Этот легкий гинекологический уклон прослеживался в речи Т. Квятковской и на сей раз. Из этой сумбурной речи следовало, что народ Казахстана хранит политическую девственность. А насильники-оппозиционеры хотят народ растлить и лишить этой особой формы невинности.
Такого рода аргументация, как и унылоофициозный доклад, прочитанный Ж. Абдиевым, не возымели действия на европейских парламентариев. Судя по реакции и итогам слушаний, гораздо больше доверия у них вызвали выступления представителей казахстанской демократической оппозиции. С ее стороны с речами выступили Амиржан Косанов, сопредседатель Форума демократических сил Казахстана и председатель исполкома РНПК, Толен Тахтасынов, депутат парламента и член политсовета ДВК, Евгений Жовтис, правозащитник и руководитель Международного бюро по правам человека в Казахстане.
Перед началом слушаний их участники были ознакомлены с письмом, направленным из Вашингтона Акежаном Кажегельдиным на имя Антонио Ди Пиетро, в котором лидер оппозиции поблагодарил депутатов за озабоченное внимание к положению с правами человека в Казахстане и за давление, которое Запад оказывает на президента Назарбаева.
После всех выступлений председательствующий подвел итог, в котором указал, что резолюция Европарламента от 13 февраля 2003 г. является взвешенным и ответственным документом, принятым в полном соотвествии с регламентом, отражающим позицию всех фракций и являющимся основанием для дальнейших практических шагов на благо демократии и прав человека в Казахстане. Эти слова послужили мягким и дипломатичным ответом на тот поток лжи, который казахстанский министр иностранных дел вылил во время своего выступления в национальном парламенте.
Интересно, что все речи К. Токаева, в которых он обвинял европарламентариев в некомпетентности и коррумпированности, а также выступления особенно ретивых критиков из числа мажилисменов были старательно переведены на английский язык и заранее разосланы и членам делегации по связям с Центральной Азией, и руководителям фракций, которые инициировали резолюцию по Казахстану.
После слушаний события в парламентском комплексе в Страсбурге развивались достаточно комично. Очевидно, будучи уверенными в своей победе, официальная парламентско-прокурорская делегация заранее пригласила всех участников слушаний на прием с шампанским и изысканными закусками.
Депутаты Европарламента и представители оппозиции с удовольствием отметили завершение слушаний и обсудили планы дальнейшего сотрудничества. Особым вниманием в этих кругах пользуется идея проведения широкой конституционной реформы в Казахстане под эгидой и контролем ОБСЕ и Совета Европы. Амиржан Косанов выступил с этим предложением в Страсбурге дважды за последнюю неделю – и в Совете Европы, и в Европарламенте.
Ниже приводятся тексты письма А. Кажегельдина и выступления А. Косанова и Т. Тохтасынова, распространенные в Европейском парламенте накануне слушаний по положению в Казахстане.
Письмо Акежана Кажегельдина, председателя Республиканской народной партии Казахстана, Антонио Ди Пиетро, председателю Делегации по связям Европейского Союза со странами Центральной Азии
Почтенному Антонио Ди Пиетро, члену Европейского парламента, Председателю Делегации ЕС-Казахстан, ЕС-Киргизстан и ЕС-Узбекистан парламентского Комитета по сотрудничеству и Делегации по отношениям с Таджикистаном, Туркменистаном и Монголией
Дорогой господин Ди Пиетро!
Разрешите мне поблагодарить членов Европейского парламента за принятие Резолюции о политическом положении в Казахстане 13 февраля 2003 г. Чрезвычайно важно, что этот документ был предложен всеми фракциями Европейского парламента и Вами лично – от имени Европейской либеральной партии.
Резолюция дала справедливую оценку нарушениям прав человека и политических свобод в нашей стране. Она стала результатом изучения многочисленных фактов репрессий против оппозиционных политиков, журналистов и независимых СМИ. Имена Сергея Дуванова, Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, названные в Резолюции, звучат суровым обвинением диктаторскому режиму президента Назарбаева, который использует репрессии и провокации для подавления инакомыслия в стране.
Представители демократической оппозиции Казахстана поддерживают постоянные связи с Европейским парламентом. Мы обмениваемся информацией о положении в Казахстане, участвуем в слушаниях в Вашей Делегации и Комитетах, встречались с членами Делегации во время поездки в нашу страну.
Я искренне желаю успеха членам Делегации и коллегам по оппозиции, которые приедут 9 апреля 2003 г. специально для того, чтобы поблагодарить Европейский парламент. Они представляют разные оппозиционные партии и движения, которые едины в своем стремлении бороться за демократию и права человека в Казахстане.
К сожалению, я сам не смогу принять участие в слушаниях, поскольку должен присутствовать на специальной конференции в США, о которой Вы знаете и на которую Вы также были приглашены. С удовольствием доведу до Вашего сведения ее результаты при нашей следующей встрече.
С уважением,
Акежан Кажегельдин
Выступление Амиржана Косанова, сопредседателя Форума демократических сил Казахстана, председателя Исполкома Республиканской народной партии Казахстана (РНПК) на слушаниях в Европейском парламенте 9 апреля 2003 г.
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые члены Европейского парламента!
Уважаемые дамы и господа!
Вместе со своими земляками и коллегами я представляю здесь оппозицию Казахстана, которая едина в своем стремлении утвердить демократию в нашей стране. Этим же стремлением проникнута резолюция Европейского парламента, принятая 13 февраля 2003 г. Она выражает протест против политических преследований оппозиции и прессы, проникнута заботой о народе Казахстана. Мы благодарим Вас, господин Председатель, и Ваших коллег за этот мужественный шаг.
К сожалению, официальные власти Казахстана развернули кампанию по дискредитации Резолюции и самого Европейского парламента. Министр иностранных дел убеждает население в том, что эта резолюция незаконна и принята с нарушениями регламента. Представители пропрезидентских партий в парламенте подключились к этой кампании и даже пообещали добиться отмены Резолюции от 13 февраля 2003 г.
Надеемся, что им это не удастся. Как не удалось отменить заявления и резолюции ОБСЕ, Совета Европы, Конгресса и Госдепартаментa США, Сената Италии, Хюман Райтс Уотч, Хельсинкского комитета, Международной лиги прав человека, Комитета защиты журналистов, «Репортеров без границ» и других организаций.
Хотел бы напомнить участникам слушаний, что депутаты парламента Казахстана этого созыва были избраны в 1999 г. в результате выборов, на которые ОБСЕ отказалась прислать своих наблюдателей и признала их «нечестными, не соотвествующим международным демократическим стандартам».
Под огнем международной критики режим Назарбаева занялся созданием квази-демократических институтов, призванных обслуживать интересы правящего клана. Эти институты создаются исключительно указами президента, руководит ими или он сам, или его родственники и подчиненные. У всех этих структур, включая сомнительное «Совещание по демократизации» и недавно назначенного омбудсмена, нет никаких реальных прав.
Какова же реальная ситуация в нынешнем Казахстане? Все ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – подчиняются только президенту Нурсултану Назарбаеву. Центральная избирательная комиссия, губернаторы, судьи всех уровней и часть членов парламента назначаются его указами.
Для того, чтобы защитить власть, режим президента Назарбаева идет на грубейшие нарушения основных политических прав и свобод граждан. За свою политическую деятельность заочно приговорен к тюремному заключению бывший премьер-министр страны, лидер демократической оппозиции Акежан Кажегельдин. Он вынужден жить в эмиграции и оттуда вести свою политическую деятельность. Европейский парламент удостоил Акежана Кажегельдина «Паспортом свободы».
Ситуация такова, что в начале третьего тысячелетия в Казахстане, как во времена Сталина имеются политические заключенные. В прошлом году были осуждены и находятся в тюрьмах основатели движения «Демократический выбор Казахстана» Мухтар Аблязов, Галымжан Жакиянов. До того, как перейти в оппозицию к Нурсултану Назарбаеву, один из них был министром, а второй – губернатором.
Эти примеры – не исключения. Я сам стал жертвой политических преследований: против меня в настоящее время возбуждены два уголовных дела. Мне грозит тюремное заключение. Поэтому хочу использовать эту возможность и попросить вас: не прекращайте требовать от Нурсултана Назарбаева отмены всех приговоров, вынесенных оппозиционным политикам!
Ситуация со свободой прессы в Казахстане драматична. Большинство СМИ находятся во владении или под контролем президента, членов его семьи и приближенных. Одновременно они контролируют и государственные СМИ. Например, старшая дочь Назарбаева Дарига вместе с мужем владеет несколькими телеканалами, радиостанциями и крупными общенациональными газетами. Дарига Назарбаева при этом является также президентом государственной телерадиокомпании «Хабар».
В этих СМИ не могут выступить представители оппозиции. Неделю назад здесь, в Страсбурге, проходили слушания о Казахстане, которые проводил Политический комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы. Журналисты «Хабара» взяли интервью только у представителей пропрезидентских партий и заместителя министра иностранных дел. Ни по телевидению, ни в сообщении информационного агентства ни словом не были упомянуты критические выступления представителей оппозиции и международных правозащитных организаций. Уверен, что информация о сегодняшних слушаниях в официальных СМИ будет также извращена.
Независимые СМИ и журналисты, которые пишут о репрессиях и коррупции режима, становятся жертвами насилия и произвола. Самый последний пример этого – уголовное дело и приговор против публициста Сергея Дуванова. В прошлом году против него было возбуждено уголовное дело об «оскорблении чести и достоинства президента Назарбаева». Затем он был жестоко избит и изрезан ножем не найденными бандитами. После того, как Дуванов отказался замолчать, его арестовали по ложному обвинению.
Западные дипломаты, присутствовавшие на процессе Дуванова, пришли к убеждению, что он осужден за преступление, которое не совершал. Вы можете ознакомиться с докладом сотрудников посольства Нидерландов, которые наблюдали за процессом от имени ОБСЕ, поскольку Нидерланды председательствуют сейчас в этой организации.
Тюремное заключение – это месть Сергею Дуванову за то, что он писал о коррупционном скандале «Казахгейт», связанном с многомиллионными взятками и тайными счетами высшего руководства Казахстана и их родственников. Несколько дней назад в США были предъявлены обвинения многолетнему личному советнику Назарбаева Джеймсу Гиффену и одному из руководителей нефтяного концерна «Мобил» Брайану Уильямсу. Они обвиняются в даче десятков миллионов долларов взяток президенту Назарбаеву и бывшему премьер-министру Балгимбаеву за право добычи нефти в Казахстане.
Год назад журналистка Лира Байсеитова взяла интервью у женевского прокурора Бертрана Бертоссы, который наложил арест на десятки счетов казахстанских руководителей в швейцарских банках. После этого Лира Байсеитова была жестоко избита. Она почти потеряла зрение на один глаз. Но затем случилось еще более страшное: дочь Лиры Байсеитовой была арестована и погибла мучительной смертью в полицейском участке Алматы. Власти объявили ее смерть самоубийством. Такова цена свободы слова, которую платят честные журналисты в Казахстане!
Мы просим Европейский парламент требовать от властей Казахстана отмены всех политически мотивированных судебных решений и прекращения террора против журналистов. Продолжайте связывать все виды сотрудничества с официальной Астаной с соблюдением прав человека и свобод в Казахстане.
По нашему глубокому убеждению нынешняя конституция Казахстана легитимизирует диктатуру и служит препятствием для демократизации. Необходимо разработать и принять такую конституцию, которая соответствует международно принятым нормам.
Поэтому мы просим Европейский парламент совместно с Советом Европы и ОБСЕ созвать международную конференцию для обсуждения конституционной проблемы в Казахстане. Одним из главных пунктов повестки дня этой конференции должна стать разработка предложений для новой конституции Республики Казахстан. Этот документ должен стать гарантией установления демократии в стране, избавить ее от потрясений в связи со скорым уходом со сцены нынешнего режима. Новая конституция должна стать пропуском для вхождения Казахстана в сообщество демократических государств Европы.
Благодарю Вас за внимание и тревогу за судьбу независимого Казахстана, его народа.
Речь на заседании Делегации Европарламента на слушаниях в Европейском парламенте 9 апреля 2003 г. Депутата Парламента Республики Казахстан, Председателя Политсовета ДВК («Демократический выбор Казахстана») Толена Тохтасынова
Необходимость подлинного диалогаУважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!
Благодарю за возможность выступить на этом заседании. Печален тот факт, что вы рассматриваете здесь, в сердце Европы, ситуацию в моей родной стране, ситуацию, где имеют место случаи нарушения прав человека и основных демократических принципов. Некоторое время назад мне доводилось беседовать с г-ном Рубигом. Узнав, что мы представляем оппозиционные силы Казахстана, он заметил, что «да, это - нормальное явление, сегодня ты в оппозиции, завтра - у власти, затем, возможно, снова в оппозиции и т.д., что это - естественный ход развития общества». Я абсолютно согласен с этим: быть в оппозиции - это совершенно нормальный демократический процесс. Но… в свободном обществе. К сожалению, у нас случилось по-другому. Оказывается, есть и другой путь. Сегодня ты в оппозиции, а завтра - в тюрьме. И это случилось в моей стране, это случилось с моими коллегами Г.Жакияновым и М.Аблязовым, это случилось с журналистом С.Дувановым. Здесь рядом находится г-жа Петрушова, именно о ней идет речь в одном из пунктов резолюции. Если отмеченная в резолюции Европарламента ситуация с Ириной Петрушовой требует дополнительных обьяснений, то можно непосредственно обратиться к ней.
Уважаемые депутаты!
Нельзя сказать, что Казахстан не проводит экономические реформы и нет определенных положительных достижений в этом направлении. Они есть. Но любые реформы в экономике тормозятся, если нет политических реформ, нет политических свобод, нет прозрачности, свободной критики и свободы слова.
И вы правильно отмечали в ходе прошедших ранее дебатов по тексту резолюции, что Казахстан скатывается к авторитаризму. В последние два года в Казахстане, который рассматривался в качестве одной из «надежд» Центральной Азии, имело место подавление политической оппозиции и независимых средств массовой информации. Особенно трудно пришлось тем, кто имел смелость критиковать коррупцию на самом высоком уровне, включая президента и его семью - дело, известное в западной прессе как «Казахгейт».
Я обращаюсь к вам, уважаемые депутаты Европарламента, приложить усилия и помочь привести ситуацию в Казахстане в соответствие с международными конвенциями и договорами, которые подписал Казахстан и, прежде всего, в соответствие с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве ЕС-Казахстан.
Мы поддерживаем идею, что стране нужен диалог. Mы понимаем, что нужны компромиссы, и мы готовы к этому. Первым шагом к большому диалогу стало бы снятие проблемы с политзаключенными: лидерaми ДВК Г.Жакияновым и М.Аблязовым и журналистом С.Дувановым - политическими заключенными их признали многие международные организации, в том числе Европарламент. В этой связи мы считаем необходимым проведение независимой экспертизы материалов уголовных дел Аблязова и Жакиянова, тем более, что еще в ноябре прошлого года в Брюсселе публично обещал сделать это президент Назарбаев.
Кроме того, очень важно, чтобы депутаты Европарламента посетили казахстанских политзаключенных и на месте ознакомились с состоянием их здоровья и условиями, в которых они находятся.
Мы понимаем, насколько важен диалог оппозиции и власти, насколько это скажется на судьбах нашего народа. Чтобы этот диалог имел перспективу, ДВК рекомендует участие в нем третьей стороны, и такими модераторами могли бы стать Европейское сообщество, ОБСЕ или отдельные европейские правительства.
Информация получена от ОД «За права человека»
Тел. 202-2224
Российские ученые – за Киотский протокол
Москва, 11 апреля 2003 года. Сегодня представители ряда общественных природоохранных организаций России (Байкальская экологическая волна - Иркутская область, Бюро региональных общественных кампаний - Приморский край, Гринпис России, Лига независимых экспертов - Камчатка, Движение «Во имя жизни» - Костромская область, Общественная организация «Ковыль» - Орловская область, СПЭС - Нижегородская область) передали Обращение к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ, подписанное более 250 академиками РАН, докторами наук и профессорами. Крупнейшие российские ученые обратились прямо к руководителям государства с просьбой незамедлительно направить на ратификацию в Государственную Думу Киотский протокол о предотвращении изменений климата.
Такой беспрецедентный шаг вызван тем, что российские министерства и ведомства оказались неспособны разработать минимальный набор документов, необходимых для ратификации Протокола или намеренно саботировали их подготовку.
Ровно год назад, 11 апреля 2002 года, правительство РФ в своем протокольном решении поручило Минэкономразвития, Госкомгидромету в течение 3-х месяцев разработать необходимые документы (в том числе проект закона о ратификации) и представить их на рассмотрение правительства. До сих пор этого не сделано; в правительство не представлен даже проект закона о ратификации. Неоднократные заявления президента В. Путина и председателя правительства М. Касьянова о том, что Россия в ближайшее время планирует ратифицировать Киотский протокол, так и остались простым сотрясанием воздуха.
Еще в 2000 году представители 63 академий наук различных стран мира заявили, что скорейшая ратификация Киотского протокола крайне важна для сохранения окружающей среды. Сегодня к ним присоединились ведущие российские ученые, которые предупреждают, что время на принятие решения о ратификации Киотского протокола истекает.
Главную роль в блокировании ратификации Протокола играет Минэкономразвития, так как именно оно отвечало за подготовку документов для правительства России. Кроме того, зам. министра экономического развития М. Цыканов на саммите в Йоханнесбурге (2002), опровергая заявление М. Касьянова, сказал что «… Россия может и не ратифицировать протокол, так как для этого практически нет экономических стимулов».
«Позиция Минэкономразвития напоминает торговлю на базаре: а вдруг сумеем «сорвать» куш побольше? – замечает Наталия Олефиренко, представитель Гринпис России. - Министерство говорит, что не видит серьезного экономического смысла в ратификации протокола. На наш взгляд, это заявление не имеет ничего общего с реальностью. В период действия протокола (до 2012 года), даже по самым пессимистичным оценкам, Россия могла бы получить около 20 млрд. долларов. Но только в том случае, если протокол будет ратифицирован в ближайшее время».
Инвестиции, полученные в рамках Киотского протокола, могут быть направлены на энергосбережение и обновление оборудования, что, по оценкам врачей из исследовательских институтов РАН и РАМН, могло бы предотвратить до 40 000 смертей в год, вызванных загрязнением воздуха мелкодисперсными частицами, оксидами серы и тяжелыми металлами, которые сопровождают эмиссии парниковых газов.
Дополнительная информация.
Киотский протокол Рамочной Конвенции ООН по изменению климата является единственным международным соглашением, направленным на снижение поступления парниковых газов в атмосферу. Протокол будет действовать до 2012 года, однако он может вступить в силу только после того, как его ратифицируют, как минимум, 55 стран, ответственных за выброс не менее чем 55% всех парниковых газов (по данным 1990 года). В настоящий момент количество государств, ратифицировавших протокол, равно 106 а их суммарные выбросы составляют около 41%. Поэтому без ратификацией Россией (на долю которой в 1990 г. приходилось 17,4 % выбросов парниковых газов) Киотский протокол не начнет действовать.
Среди подписавших Обращение такие выдающиеся российские ученые, как:
Голицын Г.С. - академик РАН, директор института физики атмосферы им. Обухова, Исаев А.С. – академик РАН, директор центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, Шмелев Н.П. – академик РАН, Директор Ин-та Европы РАН, Петраков Н.Я. – академик РАН, дир. Ин-та проблем рынка, Журкин В.В. – академик РАН, ин-т Европы РАН, Атабеков И.Г.- академик РАН, МГУ, биологический факультет.
Информация получена от Гринпис России
Тел. 257-41-16/18/22 - Блоков Иван, Олефиренко Наталия
ПРЕСС-РЕЛИЗ ЧКНС № 305 от 10 апреля 2003 г.
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА
Внесудебные казни продолжаютсяУтром 8 апреля 2003 года на железнодорожном полотне в северо-восточной части города Аргун были обнаружены взорванные останки неизвестного мужчины. По мнению местных жителей, убитый вероятнее всего стал жертвой внесудебной казни со стороны российских военных, из так называемых эскадронов смерти.
Установить личность убитого не удалось. Сотрудники ГОВД города Аргун собрали разорванные фрагменты тела в полиэтиленовый пакет, и захоронили на одном из местных кладбищ.
Продолжающиеся диверсии со стороны боевиков в ГрозномПо сообщению жителей чеченской столицы, днем 8 апреля 2003 года в центре г. Грозного, на улице Первомайская был подорван БТР с российскими военными.
По предварительным данным в результате этого, двое военнослужащих погибли на месте, а еще несколько получили ранения различной степени тяжести.
Сразу же после подрыва военные открыли беспорядочную стрельбу во все стороны. К счастью, никто из прохожих, оказавшихся в этот момент на улице, не пострадал.
Спустя некоторое время к месту происшествия прибыла колонна российских военных, которые оцепили несколько близлежащих домов и провели так называемую – зачистку. Данных о задержанных среди мирных жителей не поступало.
РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ
Чеченских беженцев вновь лишают электричестваЗа последние несколько дней, из некоторых пунктов временного размещения (ПВР) беженцев из Чеченской Республики, проживающих на территории Ингушетии, поступает информация, что у них вновь отключили электричество. Многие ПВР вынужденных переселенцев из Чечни размещены на территории частных организаций и предприятий.
Оплату за коммунальные услуги должна была осуществлять Федеральная миграционная служба России, о чем с каждым руководителем организации, где живут беженцы, миграционной службой Ингушетии были подписаны договора, действие которых завершились в конце первого квартала 2003 года.
А новые договора не были заключены или продлены, так как правительство Ингушетии приняло решение об отказе нести расходы из республиканского бюджета, которые обязана осуществлять федеральная миграционная служба России.
Тем самым, ингушская миграционная служба не оплачивает предприятиям, на территории которых размещены мигранты, за потребляемый газ и электричество чеченскими беженцами. Около недели назад местные власти отключили свет в ПВР беженцев «УРС», расположенного на окраине г. Назрань.
Четыре дня назад то же самое произошло в лагере беженцев «Эрзи – Лада» и в ПВР на территории мелкооптового рынка в Назрани.
По всей видимости, российские власти начинают новый этап по «добровольно-принудительному» выдавливанию чеченских беженцев с территории Республики Ингушетия.
Информация получена от ОД «Чеченский комитет национального спасения»
Тел. в Назрани:8-87-322-2-24-00-Руслан Бадалов