Инициативная
группа
«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ» |
Архив пресс-релизов Региональной общественной организаций «Правозащитная информация» |
04.04.2003
Заявление Николая Храмова, председателя Координационного комитета российских радикалов и члена Генерального Совета Транснациональной Радикальной Партии в связи с принятием ПАСЕ резолюции по учреждению Международного трибунала по Чечне:
Принятая 2 апреля 2003 г. резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в которой - впервые на таком уровне! - ставится задача учреждения специального международного трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечности в Чечне, является, вне всяких сомнений, событием огромного значения, которое необходимо приветствовать самым решительным образом.
Необходимость такого трибунала ad hoc отнюдь не отменяет факт существования Международного Уголовного Суда, юрисдикция которого распространяется только на страны, ратифицировавшие его Статут (что Россия до сих пор не сделала) и только на преступления, совершенные после такой ратификации. Специальный трибунал по Чечне, следовательно, призван был бы судить все военные преступления, совершенные в Чечне не только в будущем, но и в прошлом, вне зависимости от того, кто их совершил: российские военнослужащие, солдаты чеченской армии, члены охранных отрядов экс-муфтия Кадырова или никому не подчиняющиеся бандиты.
Разумеется, учреждение трибунала ad hoc по Чечне Советом Безопасности ООН, как это было с трибуналами по бывшей Югославии и по Руанде, крайне маловероятно из-за того, что Россия обладает в СБ правом вето. Созданный под эгидой Совета Европы, такой трибунал не получил бы со стороны России Путина признания своей юрисдикции. Все это верно. Однако верно и то, что Югославия Милошевича также не признавала юрисдикции МТБЮ и отвергала саму идею создания такого трибунала. Если такой трибунал будет создан под эгидой Совета Европы и его юрисдикция будет признаваться государствами Европы и США, то это уже будет означать колоссальные по своей важности последствия: обвиненные этим трибуналом в военных преступлениях деятели никогда не смогут выехать под угрозой ареста из России кроме как в "островки безопасности" типа Китая, Северной Кореи и Кубы.
Так или иначе, но мы все, сторонники мира, свободы, демократии и правосудия, должны незамедлительно заняться проработкой конкретных правовых и политических путей, ведущих к созданию международного трибунала ad hoc по Чечне. Мы должны также начать готовить широкую международную общественную кампанию по типу тех, инициированных Транснациональной Радикальной Партией, которые привели в свое время к созданию и Международного Трибунала по Бывшей Югославии, и Международного Уголовного Суда. Которые - заметим в скобках - тоже первоначально рассматривались лишь как нравственно оправданные, но абсолютно нереалистичные предложения…
Информация получена от Транснациональной Радикальной Партии
тел. (095) 208-1805,
8-902-675-6379,
Обращение Движения «За права человека» к Полномочному представителю Президента в Центральном федеральном округе Полтавченко Г.С. и Председателю Брянского областного суда Пыталёву А.Е. в связи со сфабрикованным уголовным делом по ст. 188 (ч. 2) УК РФ против Епископа Курского Аполлинария (Дубинина А.Г.):
Уважаемый Георгий Сергеевич!
Уважаемый Алексей Егорович!
В ближайшее время будет снова рассмотрено уголовное дело в Володарском районном суде, сфабрикованное ФСБ Брянской области о привлечение к ответственности древлеправославного епископа Аполлинария (Дубинина А.Г.).
Общероссийское движение «За права человека» многократно обращалась к Вам по поводу незаконного возбуждения уголовного дела в отношении древлеправославного епископа Аполлинария (Дубинина Александра Григорьевича) приговоренного по ст. 188, ч.2 УК РФ Володарским районным судом г. Брянска.
Судебная коллегия Брянского областного суда, заседавшая 22 марта 2002 года, также не смогла разобраться в существе сфабрикованного дела работниками ФСБ по Брянской области при поддержки прокурора Брянской области Корниенко А.В.
По уголовному делу о контрабанде, вина древлеправославного епископа Аполлинария состояла в попытке провоза, через таможенную границу РФ на территорию Украины лжицы (ложечки) для причастия, креста и страрообрядческих книг: «Служебника» и «Евангелия» 1912 года, «Требника» и «Чина исповеди» 1909 года издания.
Следует заметить, что основной причиной уголовного преследования древлеправославного епископа Аполлинария Брянским ФСБ и Брянской прокуратурой связано с выходом из состава официальной Новозыбковской архиепископии древлеправославной Церкви и образованием новой канонической структуры, не подвластной ФСБ.
Рассматривая плоскость прав древлеправославного епископа Аполлинария: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ним (ст. 28 Конституции РФ), то с учётом судебной власти Брянской области получается, что епископ не имеет вышеизложенных конституционных прав, имеющих исключительны характер (ч.3. ст. 56 Конституции РФ), а в обязанности Брянских судов входит установление новых общественных отношений и юридических связей.
После обращения ООД «За права человека» в Верховный Суд РФ и содействие в направлении, в том числе принятии Жалобы Европейским Судом поступил Протест Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Меркушова А.Е. на незаконный и необоснованный приговор Володарского районного суда г. Брянска от 6 февраля 2002 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Брянского областного суда от 22 марта 2002 года в отношении древлеправославного епископа Аполлинария (Дубинина Александра Григорьевича), приговоренного по ст. 188, ч.2 УК РФ.
Состоявшееся заседание Президиума Брянского областного суда 24 декабря 2002 г. по рассмотрению протеста Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Меркушова А.Е. отменило своим Постановлением приговор Володарского районного суда г. Брянска и Определение Судебной коллегии в отношении Дубинина А.Г., направив уголовное дело на новое рассмотрение в тот же суд.
ООД «За права человека» согласно с мнением Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Меркушовым А.Е., считает Протест обоснованным и законным. Поддерживает его в полном объёме.
Говоря об обстоятельствах виновности древнеправославного епископа Курского Аполлинария (Дубинина А.Г.), образование высшее, кандидата химических наук, доцента Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, одновременно настоятеля Успенской церкви древнеправославных христиан г. Курска, суды обоих уровней не поняли, что перевозимые им через таможенную границу: книги, крест и ложка для причастия, являлись не только церковными атрибутами, но, и необходимыми предметами в его повседневной работе, по выполнению обязанностей перед другими гражданами и обществом. Кроме того эти атрибута на прямую завязаны с его исключительным конституционным правом, установленным в совокупности статей 28, ч.3 ст. 56 Конституции РФ. За епископом Аполлинарием законодательно закреплено право свободно выбирать, иметь и распространять свою веру и иные убеждения, действуя в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ.
Суды обоих уровней, вместе с Брянской прокуратурой и ФСБ не смогли разобраться в событиях, связанных с епископом Аполлинарием в рамках закона, интерпретировать регулирование ответственности и наказания. Следствием этого стало лишение епископа Аполлинария его конституционных прав, возможности выполнения им обязанностей перед другими гражданами и обществом, привлечение его к уголовной ответственности за предметы, которые ранее им всегда использовались при поездках за границу, в целях проведения церковных обрядов.
Должностные лица правоохранительных органов, ФСБ при не надлежащем отправлении судебной властью Брянской области правосудия, лишили конституционных прав епископа Аполлинария. Результатом этого явилось привлечение невинного епископа Курского Аполлинария за выполнение своих же, исключительных конституционных прав: свободы совести, свободы вероисповедания, право распространять религиозные и иные убеждения, которые ни при каких условиях в соответствии ст. 28, ч.3 ст. 56 Конституции РФ ограничению не подлежат. Государство не выполнила свои прямые обязанности по соблюдению и защите его прав.
Действия Прокурора Брянской области Корниенко А.В. свидетельствует о выходе поведения должностного лица за пределы юридических предписаний. В результате выхода за границы должностных обязанностей должностных лиц правоохранительных органов, епископ Курский Аполлинарий лишен исключительных конституционных прав и его поездка в г. Кременчуг по приглашению для совершения церковных обрядов была сорвана.
Волевое поведение свидетельствует об отсутствии в действиях Дубинина А.Г. состава преступления, так как он является старообрядческим священником и был приглашён в г. Кременчуг в канун праздника для совершения церковных обрядов (крещения, исповеди, причащения). Заключение экспертов Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы от 10.05.2001 г. свидетельствует о том, что изъятые вещественные доказательства: книги, крест и ложечка для причастия не представляют собой культурную и историческую ценность. Все материалы дела свидетельствуют о неправильном применении правовых норм, незаконном привлечении невиновного к ответственности. С другой стороны преследование ФСБ связано с выходом из состава официальной Новозыбковской архиепископии Древлеправославной Церкви и образованием новой канонической структуры.
ООД «За права человека» исходя из изложенного, с учётом исключительных прав и свобод на исповедование любой религии епископа Курского Аполлинария (Дубинина Александра Григорьевича) просит прекратить преследование по ч. 2 ст. 188 УК РФ и прекратить производство по этому сфабрикованному уголовному делу.
С уважением,
Заместитель исполнительного директора
ООД «За права человека» С.Н. Чувилова
Информация получена от ООД «За права человека»
Тел. (095) 291-62-33, 202-2224
Митинг в Тюмени против судейского и милицейского произвола
4 апреля 2003 г. в 16.00 в г. Тюмени у здания Тюменского областного суда состоится митинг протеста против судейского и милицейского произвола. Его проводит региональное отделение партии «Либеральная Россия» при поддержке общественных правозащитных объединений г. Тюмени.
Поводом для проведения митинга протеста послужило заключение под стражу до суда по решению суда гражданки Елены Заровнятных, которой предстоит предстать перед судом по обвинению в оскорблении судьи. Елена находилась на лечении в стационаре, но ее подняли с больничной койки, доставили судье, а потом сутки содержали в боксе для задержанных Центрального РОВД г. Тюмени.
Общественная организация Тюменское отделение Общероссийского движения «За права человека» (ТРО ООД ЗПЧ) обратилась в прокуратуру области, обратив внимание, что в «обезьяннике» нет возможности оказать задержанной медицинской помощи, что преступление, в котором обвиняется Е. Заровнятных не является общеопасным, что она не может сбежать, после чего Е. Заровнятных была переведена в СИЗО-1 г. Тюмени.
Информация получена от Тюменского отделения ООД «За права человека»
Тел. (3452) 759-223 (сл.), 40-17-34 (дом.) – Постников Вадим Васильевич
Тюменское отделение ООД «За права человека» начинает сбор подписей под обращением в Генеральную прокуратуру по поводу похищения 17-летнего Валерия Жернова
4 марта 2003 г. в 22.30 его насильно увели два, как показывают свидетели происшествия, сильно подвыпивших милиционера в штатском, Гончаров и Баженов, из кафе "Караван" поселка Междуреченский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа. С тех пор его никто не видел.
Друзья Валерия видели, что парня затолкали в милицейский УАЗ, который поехал в сторону леса. Они сообщили об этом родителям Валерия. Всю ночь родители пытались пройти внутрь милицейского здания, но их туда не пускали, угрожали им. Родители звонили, посылали факсы в Москву, в Тюмень, в Ханты-Мансийск - все безрезультатно.
Только 20 марта 2003 г. было возбуждено уголовное дело по факту убийства Валерия Жернова «неустановленным лицом».
Друзья Валеры пытались найти какие-либо следы в лесу, но их задерживали, угрожали, наконец, одного оперативно задержали и мгновенно осудили за якобы обнаруженные в кармане наркотики.
2 апреля 2003 г. отец Валерия обратился за помощью в движение «За права человека». Событие вызвало огромный резонанс в Тюменской области. В Тюменское отделение ОД «За права человека» стали обращаться добровольцы, которые готовы влиться в правозащитную сеть и содействовать прекращению милицейского произвола.
Информация получена от Тюменского отделения ООД «За права человека»
Тел. (3452) 759-223 (сл.), 40-17-34 (дом.) – Постников Вадим Васильевич
Заявление Общества Российско-Чеченской дружбы" по поводу признания ПАСЕ возможности создания Международного трибунала по военным преступлениям в Чечне:
Межрегиональная общественная организация "Общество Российско-Чеченской дружбы" приветствует позицию Парламентской Ассамблеи Совета Европы, высказанную ей в резолюции по Чечне от 2 марта 2003 г., в соответствии с которой "международному сообществу следует изучить возможность создания специального трибунала по военным преступлениям и преступлениями против человечности в Чеченской Республике, по образцу международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, с правом рассматривать все подобные преступления, совершенные в Чеченской Республике".
Общество Российско-Чеченской дружбы неоднократно подчеркивало, что Российская Федерация в лице своей правоохранительной и судебной системы, а также политического руководства не способна, а самое главное - и не заинтересована в раскрытии массовых и вопиющих военных преступлений, нарушений норм гуманитарного права и грубого попрания прав человека, практикуемых ее представителями - военными и полицейскими - в Чеченской Республике. С другой стороны, как показывает практика, и руководство Чеченской Республики Ичкерия, ведущей вооруженную борьбу под лозунгом отстаивания свободы и независимости своего народа, не в силах привлечь к ответственности своих комбатантов, запятнавших себя подобными преступлениями. Будучи уверенными, что прочный мир на Северном Кавказе не возможен без справедливости, мы считаем, что создание Международного трибунала является наиболее эффективным инструментом не только для наказания конкретных преступников, но и для предотвращения возможности повторения трагедий, подобных чеченской, в дальнейшем. Мы убеждены, что учреждение такого органа не только является действенным шагом на пути спасения чеченского народа от угрозы физического исчезновения, которая нависла над ним за период двух кровопролитных войн, но и отвечает подлинным интересам российского народа, интересам российской демократии, хрупкие ростки которой в последние годы стремительно вытаптываются поднявшей голову военщиной.
Мы также горячо приветствуем план мирного урегулирования вооруженного конфликта в Чечне "Обусловленная независимость через международное управление", предложенный Министерством иностранных дел Чеченской Республики Ичкерия. Мы согласны с тем, что после варварского опустошения Чечни федеральными силами, Российская Федерация не может более претендовать на суверенитет над Чеченской Республикой, и только интернационализация конфликта может обеспечить в дальнейшем строительство демократического, мирного и процветающего чеченского государства.
Мы осознаем, с какими трудностями неизбежно столкнутся оба этих проекта. Большинству наблюдателей они справедливо кажутся сейчас почти фантастическими. Но стремительная динамика человеческой истории последних десятилетий показывает - то, что казалось фантазией романтиков еще вчера, сегодня становится реальностью. Мы призываем все государственные, межправительственные, общественные и религиозные организации поддержать эти призывы к миру и справедливости. Мы верим в конечное торжество правды и здравого смысла!
Сопредседатели Общества Российско-Чеченской дружбы:
Станислав Дмитриевский
Руслан КутаевИнформация получена от Общества Российско-Чеченской дружбы
тел (8312) 77-87-32, 30-37-46
10 апреля 2003 года в 11.00 в Овальном зале для совещаний Российского Красного Креста по адресу Москва, Черемушкинский проезд, д. 5 состоится заседание «круглого стола» на тему: «Положение и проблемы мигрантов в Российской Федерации в связи с новым миграционным законодательством Российской Федерации».
Организатор - Международная правозащитная ассамблея при содействии Российского Красного Креста.
В заседании круглого стола ожидается участие:
- Представителей Администрации Президента и Правительства Российской Федерации;
- Представителей государственных организаций (МВД России, МИД России, ФСБ России и др.);
- Уполномоченного по правам человека Российской Федерации О.О. Миронова;
- Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Памфиловой Э.А.;
- Депутатов и членов Федерального собрания Российской Федерации, в том числе депутату Госдумы Никитина В.И.;
- Представителей Международных организаций (УВКБ, МОМ, Европейская Комиссия и др.);
- Представителей диаспор зарубежных государств в Москве (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Таджикистан и др.);
- Представителей посольств стран СНГ в России (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина и др.), а также представителей посольств некоторых стран дальнего зарубежья (Дания, Испания и др.).
- Представителей научных организаций;
- Представителей правозащитных организаций (МХГ, Мемориал, Форум переселенческих организаций, Гражданское Содействие, Соотечественники, Институт Прав Человека, Орден Гуманизма и Милосердия и др.).
- Самих мигрантов;
- журналистов.
Ожидаемое число участников заседания до 70 человек.
Необходимость рассмотрения этого вопроса связана с введением в действие законов «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации» и многочисленных ведомственных нормативных актов, которые существенно изменили правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, в первую очередь граждан бывшего СССР, в Российской Федерации.
По этим причинам на заседании предлагается обсудить две группы вопросов:
1. Положение и проблемы иммигрантов в Российской Федерации;
2. Пути решения проблем иммигрантов, в том числе благодаря внесению определенных изменений в действующие законодательные акты.
По результатам обсуждения предполагается принять документ, содержащий соответствующие рекомендации и предложения.
Выступления на заседании и дискуссия будут стенографироваться с целью дальнейшего издания их материалов.
Информация получена от Международной правозащитной ассамблеи
Телефоны: 126-5731, 126-3181, 310-1683.
Мосгорсуд подтвердил решение Тверского суда по жалобе депутата Сергея Ковалева на действия Генерального прокурора
4 апреля 2003 г. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда оставила в силе решение Тверского суда г. Москвы от 4 февраля 2003 года об отказе в удовлетворении заявления депутата Государственной Думы Сергея Ковалева о признании незаконными действий Генерального прокурора Владимира Устинова. Кассационная жалоба депутата и его представителей оставлена без удовлетворения.
Ковалев, являющийся председателем Общественной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов в Москве и учений в Рязани в сентябре 1999 года, обжаловал в суд отказ Генерального прокурора предоставить ему копии процессуальных документов по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением 22 сентября 1999 года в подвале жилого дома в г. Рязани мешков с веществом, похожим на гексоген.
Хотя по личному распоряжению Генпрокурора В.В. Устинова запрошенные копии документов, уже после начала судебного рассмотрения дела в первой инстанции, были Ковалеву вручены, он просил суд признать действия Генпрокурора, выразившиеся в отказе своевременно предоставить информацию, неправомерными.
Тверской суд, а вслед за ним и Мосгорсуд, не нашли в действиях прокуратуры нарушений, хотя незаконность отказа косвенно признал сам Генпрокурор, лично предложивший Ковалеву ознакомиться с документами и получить их копии.
Ковалев намерен обжаловать определение судебной коллегии в президиум Мосгорсуда.
Информация получена от представителя С.А. Ковалева Льва Семеновича Левинсона
Тел. 722-5474Полный текст на русском языке (неофициальный перевод) резолюции по Чечне, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы 2 апреля 2003 г. на 13-й сессии.
Официальный текст резолюции размещен по адресу: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=http%3A%2F%2Fassembly.coe.int%2FDocuments%2FAdoptedText%2Fta03%2FERES1323.htm
Ситуация с правами человека в Чеченской Республике
Резолюция 1323 (2003)
Вынесена на обсуждение Ассамблеи 2 апреля 2003 г. (13-я сессия) (Документ 9732, доклад Комитета по юридическим вопросам и правам человека, докладчик Р.Биндиг).
Текст принят Ассамблеей 2 апреля 2003 г. (13-я сессия)
1. Парламентская ассамблея ссылается на свои предыдущие резолюции и рекомендации по конфликту в Чеченской Республике и, в частности, на Резолюцию 1315 (2003), посвященную оценке перспектив политического разрешения конфликта в Чеченской Республике, которая остается в силе в полном объеме.
2. Ассамблея вновь подтверждает свою убежденность в том, что мир в Чеченской Республике невозможен без правосудия. Ситуация с правами человека в республике является ключом к справедливому политическому урегулированию на основе национального примирения. Без ее ощутимого улучшения все попытки установить мир в регионе обречены на неудачу.
3. Уже почти десять лет жители Чеченской Республики находятся в обстановке постоянного страха. Их города и села лежат в руинах, поля заминированы, а друзья и родственники убиты, незаконно задержаны, "исчезли", похищены, изнасилованы, подвергнуты пыткам и ограблены. Ассамблея неизменно осуждает грубые нарушения прав человека, нарушения норм международного гуманитарного права и военные преступления, совершаемые в Чечне обеими сторонами конфликта. С самого начала первого конфликта в Чечне в 1994 г. Ассамблея - практически безрезультатно - призывает привлечь к ответственности виновных в совершении таких актов.
4. Жители Чеченской Республики вправе рассчитывать не только на наше сострадание, но на защиту с нашей стороны. До настоящего времени все стороны - российское правительство, администрация и судебная система, различные администрации Чечни - никоим образом не обеспечивали такую защиту от нарушений прав человека. Международным организациям и их странам-членам не удалось обеспечить жертвам таких нарушений правовую защиту ни на национальном, ни на международном уровне.
5. Главная причина продолжения до сего дня нарушений со стороны как российских военнослужащих, так и чеченских боевиков заключается в том, что нарушения почти всегда остаются без последствий. Ассамблея отдает должное мужеству отдельных отважных жертв, журналистов, активистов НПО и правозащитников, а также честных сотрудников правоохранительных органов, которые предают гласности нарушения закона и которые, несмотря на все сложности, пытаются восстановить справедливость. Одновременно Ассамблея выражает свое разочарование тем, что уголовные дела по фактам грубых нарушений прав человека, включая массовые убийства невинных чеченских мирных жителей и целенаправленную кампанию покушений на руководителей местной администрации или членов их семей, остаются пока редким исключением, а следствие ведется удручающе неэффективно и, как правило, не дает достаточных материалов для обвинительного приговора в тех редких случаях, когда дело доходит до суда.
6. Созданные российскими властями механизмы несудебной правовой защиты, такие, как спецпредставитель Президента России по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике, в основном ограничиваются сбором жалоб отдельных лиц. Отдавая должное мужеству экспертов Совета Европы, работающих при Бюро спецпредставителя, Ассамблея просит принять все меры к повышению эффективности их нынешнего мандата в части возможности их влияния на ситуацию с правами человека.
7. Мандат Группы содействия ОБСЕ в Чечне не был возобновлен российским правительством. Комитет Совета Европы по предупреждению пыток ставил вопрос о недостаточном сотрудничестве с ним российской стороны. Публикация докладов Комитета Россией пока не санкционирована. Рекомендации комиссара Совета Европы по правам человека выполняются Россией, в лучшем случае, со значительным опозданием. Европейский суд по правам человека, призванный рассматривать отдельные нарушения прав человека, не имеет в рамках индивидуального подхода шансов эффективно справиться с систематическими нарушениями прав человека в тех масштабах, которые имеют место в Чечне. С сожалением приходится отметить, что ни одна из стран-членов или никакая группа стран-членов пока не решаются обратиться в Европейский суд с межгосударственным иском.
8. В результате сложилась атмосфера безнаказанности, которая способствует новым нарушениям прав человека и которая лишает справедливости тысячи жертв, ожесточая население до такой степени, когда Чеченская Республика может стать совершенно неуправляемой. Если в Чеченской Республике действительно предполагается развивать содержательный политический процесс, то нарушения прав человека должны прекратиться, а виновные в прошлых нарушениях должны быть привлечены к ответственности.
9. В интересах обеспечения уважения в будущем прав человека в Чеченской Республике Ассамблея рекомендует:
i. Чеченские боевики должны немедленно прекратить свою террористическую деятельность и отказаться от любых противоправных действий. Любая поддержка чеченских боевиков должна быть немедленно прекращена.
ii. Необходимо укрепить порядок и дисциплину в российских силах: при проведении любых операций должны в полном объеме соблюдаться, в том числе в части полного сотрудничества с органами прокуратуры до, во время и после таких операций, все соответствующие военные и гражданские постановления, конституционные гарантии и нормы международного права, в том числе гуманитарного права и в частности применимые положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, а также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская конвенция по предупреждению пыток.
iii. В той мере, насколько это позволяет ситуация с безопасностью, войска должны находиться в местах постоянного базирования или должны вообще выводиться из Чеченской Республики.
iv. В отношении всех подозреваемых в совершении нарушений должна быть проведена полная проверка, и при наличии доказательств вины они должны понести наказание по всей строгости закона вне зависимости от звания и должности.
v. Российская Федерация должна незамедлительно выполнить рекомендации комиссара Совета Европы по правам человека.
vi. Российская Федерация должна без дальнейших проволочек санкционировать публикацию докладов Комитета Совета Европы по предупреждению пыток.
10. В интересах обеспечения ответственности виновных в нарушениях Ассамблея:
i. требует от российских властей большего сотрудничества с национальными и международными механизмами правовой защиты как судебного, так и несудебного характера;
ii. призывает стран-членов Совета Европы без дальнейших проволочек задействовать в отношении Российской Федерации все пути обеспечения ответственности, включая обращение с межгосударственным иском в Европейский суд по правам человека и осуществление универсальной юрисдикции по наиболее тяжким преступлениям, совершенным в Чеченской Республике;
iii. считает, что если не будут предприняты более активные усилия по привлечению к ответственности виновных в нарушениях прав человека и что если в Чеченской Республике будет сохраняться атмосфера безнаказанности, то международному сообществу следует рассмотреть возможность создания трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечества в Чеченской Республике;
iv. настоятельно призывает Россию безотлагательно ратифицировать Римский статут международного уголовного суда.
Информация получена от московского представительства Хьюман Райтс Вотч
Тел.: 250-6852
Узбекские власти должны прекратить пытки
(Женева, 4 апреля 2003 г.) - Правительство Узбекистана должно немедленно выполнить рекомендации ООН по прекращению пыток, заявляет Хьюман Райтс Вотч.
Сегодня в Женеве спецдокладчик ООН по пыткам представил свой доклад о ситуации в Узбекистане на специальном брифинге с участием неправительственных организаций в рамках сессии Комиссии ООН по правам человека. Доклад, составленный по итогам миссии спецдокладчика в Узбекистан в конце 2002 г., признает пытки в республике "систематическими" и содержит длинный перечень мер, которые правительство должно принять для прекращения этой практики.
На этом же брифинге Хьюман Райтс Вотч представила свой 12-страничный меморандум, в котором документально зафиксированы случаи смерти от пыток в Узбекистане в результате перенесенных побоев, удушения и пр.
"Многие годы палачи в Узбекистане за редким исключением остаются безнаказанными, даже когда их жертвы умирают, - заявила Элизабет Андерсен, исполнительный директор отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Чтобы положить конец безнаказанности пыток, правительство должно выполнить рекомендации спецдокладчика".
В меморандуме Хьюман Райтс Вотч приводятся данные по восьми случаям смерти в заключении при сомнительных обстоятельствах, как представляется - от пыток, за последние 15 месяцев. Правозащитной организацией выявлено еще 13 случаев, когда тюремная администрация способствовала смерти заключенных со слабым здоровьем, подвергая их побоям, помещая в особо суровые условия или отказывая им в получении продуктовых передач и медицинской помощи. При этом во всех случаях узбекские власти или вообще отказывались расследовать обстоятельства смерти, или после формальной проверки выдвигали невероятные версии случившегося; виновные не привлекались к ответственности, а семьи не получали компенсацию.
Хьюман Райтс Вотч указывает на то, что некоторые рекомендации спецдокладчика должны быть реализованы в приоритетном порядке, в частности:
ћ законодательное введение судебной проверки законности задержания;
ћ привлечение к ответственности виновных в пытках в соответствии со стандартами ООН;
ћ выплата компенсации жертвам пыток или, в зависимости от ситуации, их семьям;
ћ обеспечение недопустимости доказательств, полученных под пыткой;
ћ обеспечение возможности направлять индивидуальные жалобы в Комитет ООН против пыток;
ћ обеспечение доступа в места содержания под стражей для независимых мониторинговых организаций.
Хьюман Райтс Вотч также настоятельно призвала Комиссию ООН по правам человека высказаться за выполнение Узбекистаном рекомендаций спецдокладчика.
"Узбекское правительство пытается представить уже сам факт приглашения спецдокладчика как важный шаг в направлении прекращения пыток и сотрудничества с ооновскими органами, - говорит Э.Андерсен. - Однако по-настоящему можно будет судить по выполнению рекомендаций. Именно от этого в наибольшей степени зависит, насколько безопасным для жизни будет пребывание за решеткой".
Текст меморандума Хьюман Райтс Вотч см. http://hrw.org/backgrounder/eca/uzbek040403-bck.htm
Информация получена от московского представительства Хьюман Райтс Вотч
Тел.: 250-6852
Полный текст на русском языке (неофициальный перевод) резолюции по Чечне, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы 2 апреля 2003 г. на 13-й сессии.
Официальный текст резолюции размещен по адресу: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=http%3A%2F%2Fassembly.coe.int%2FDocuments%2FAdoptedText%2Fta03%2FERES1323.htm
Ситуация с правами человека в Чеченской Республике
Резолюция 1323 (2003)
Вынесена на обсуждение Ассамблеи 2 апреля 2003 г. (13-я сессия) (Документ 9732, доклад Комитета по юридическим вопросам и правам человека, докладчик Р.Биндиг).
Текст принят Ассамблеей 2 апреля 2003 г. (13-я сессия)
1. Парламентская ассамблея ссылается на свои предыдущие резолюции и рекомендации по конфликту в Чеченской Республике и, в частности, на Резолюцию 1315 (2003), посвященную оценке перспектив политического разрешения конфликта в Чеченской Республике, которая остается в силе в полном объеме.
2. Ассамблея вновь подтверждает свою убежденность в том, что мир в Чеченской Республике невозможен без правосудия. Ситуация с правами человека в республике является ключом к справедливому политическому урегулированию на основе национального примирения. Без ее ощутимого улучшения все попытки установить мир в регионе обречены на неудачу.
3. Уже почти десять лет жители Чеченской Республики находятся в обстановке постоянного страха. Их города и села лежат в руинах, поля заминированы, а друзья и родственники убиты, незаконно задержаны, "исчезли", похищены, изнасилованы, подвергнуты пыткам и ограблены. Ассамблея неизменно осуждает грубые нарушения прав человека, нарушения норм международного гуманитарного права и военные преступления, совершаемые в Чечне обеими сторонами конфликта. С самого начала первого конфликта в Чечне в 1994 г. Ассамблея - практически безрезультатно - призывает привлечь к ответственности виновных в совершении таких актов.
4. Жители Чеченской Республики вправе рассчитывать не только на наше сострадание, но на защиту с нашей стороны. До настоящего времени все стороны - российское правительство, администрация и судебная система, различные администрации Чечни - никоим образом не обеспечивали такую защиту от нарушений прав человека. Международным организациям и их странам-членам не удалось обеспечить жертвам таких нарушений правовую защиту ни на национальном, ни на международном уровне.
5. Главная причина продолжения до сего дня нарушений со стороны как российских военнослужащих, так и чеченских боевиков заключается в том, что нарушения почти всегда остаются без последствий. Ассамблея отдает должное мужеству отдельных отважных жертв, журналистов, активистов НПО и правозащитников, а также честных сотрудников правоохранительных органов, которые предают гласности нарушения закона и которые, несмотря на все сложности, пытаются восстановить справедливость. Одновременно Ассамблея выражает свое разочарование тем, что уголовные дела по фактам грубых нарушений прав человека, включая массовые убийства невинных чеченских мирных жителей и целенаправленную кампанию покушений на руководителей местной администрации или членов их семей, остаются пока редким исключением, а следствие ведется удручающе неэффективно и, как правило, не дает достаточных материалов для обвинительного приговора в тех редких случаях, когда дело доходит до суда.
6. Созданные российскими властями механизмы несудебной правовой защиты, такие, как спецпредставитель Президента России по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике, в основном ограничиваются сбором жалоб отдельных лиц. Отдавая должное мужеству экспертов Совета Европы, работающих при Бюро спецпредставителя, Ассамблея просит принять все меры к повышению эффективности их нынешнего мандата в части возможности их влияния на ситуацию с правами человека.
7. Мандат Группы содействия ОБСЕ в Чечне не был возобновлен российским правительством. Комитет Совета Европы по предупреждению пыток ставил вопрос о недостаточном сотрудничестве с ним российской стороны. Публикация докладов Комитета Россией пока не санкционирована. Рекомендации комиссара Совета Европы по правам человека выполняются Россией, в лучшем случае, со значительным опозданием. Европейский суд по правам человека, призванный рассматривать отдельные нарушения прав человека, не имеет в рамках индивидуального подхода шансов эффективно справиться с систематическими нарушениями прав человека в тех масштабах, которые имеют место в Чечне. С сожалением приходится отметить, что ни одна из стран-членов или никакая группа стран-членов пока не решаются обратиться в Европейский суд с межгосударственным иском.
8. В результате сложилась атмосфера безнаказанности, которая способствует новым нарушениям прав человека и которая лишает справедливости тысячи жертв, ожесточая население до такой степени, когда Чеченская Республика может стать совершенно неуправляемой. Если в Чеченской Республике действительно предполагается развивать содержательный политический процесс, то нарушения прав человека должны прекратиться, а виновные в прошлых нарушениях должны быть привлечены к ответственности.
9. В интересах обеспечения уважения в будущем прав человека в Чеченской Республике Ассамблея рекомендует:
i. Чеченские боевики должны немедленно прекратить свою террористическую деятельность и отказаться от любых противоправных действий. Любая поддержка чеченских боевиков должна быть немедленно прекращена.
ii. Необходимо укрепить порядок и дисциплину в российских силах: при проведении любых операций должны в полном объеме соблюдаться, в том числе в части полного сотрудничества с органами прокуратуры до, во время и после таких операций, все соответствующие военные и гражданские постановления, конституционные гарантии и нормы международного права, в том числе гуманитарного права и в частности применимые положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, а также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская конвенция по предупреждению пыток.
iii. В той мере, насколько это позволяет ситуация с безопасностью, войска должны находиться в местах постоянного базирования или должны вообще выводиться из Чеченской Республики.
iv. В отношении всех подозреваемых в совершении нарушений должна быть проведена полная проверка, и при наличии доказательств вины они должны понести наказание по всей строгости закона вне зависимости от звания и должности.
v. Российская Федерация должна незамедлительно выполнить рекомендации комиссара Совета Европы по правам человека.
vi. Российская Федерация должна без дальнейших проволочек санкционировать публикацию докладов Комитета Совета Европы по предупреждению пыток.
10. В интересах обеспечения ответственности виновных в нарушениях Ассамблея:
i. требует от российских властей большего сотрудничества с национальными и международными механизмами правовой защиты как судебного, так и несудебного характера;
ii. призывает стран-членов Совета Европы без дальнейших проволочек задействовать в отношении Российской Федерации все пути обеспечения ответственности, включая обращение с межгосударственным иском в Европейский суд по правам человека и осуществление универсальной юрисдикции по наиболее тяжким преступлениям, совершенным в Чеченской Республике;
iii. считает, что если не будут предприняты более активные усилия по привлечению к ответственности виновных в нарушениях прав человека и что если в Чеченской Республике будет сохраняться атмосфера безнаказанности, то международному сообществу следует рассмотреть возможность создания трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечества в Чеченской Республике;
iv. настоятельно призывает Россию безотлагательно ратифицировать Римский статут международного уголовного суда.
Информация получена от московского представительства Хьюман Райтс Вотч
Тел.: 250-6852
Узбекские власти должны прекратить пытки
(Женева, 4 апреля 2003 г.) - Правительство Узбекистана должно немедленно выполнить рекомендации ООН по прекращению пыток, заявляет Хьюман Райтс Вотч.
Сегодня в Женеве спецдокладчик ООН по пыткам представил свой доклад о ситуации в Узбекистане на специальном брифинге с участием неправительственных организаций в рамках сессии Комиссии ООН по правам человека. Доклад, составленный по итогам миссии спецдокладчика в Узбекистан в конце 2002 г., признает пытки в республике "систематическими" и содержит длинный перечень мер, которые правительство должно принять для прекращения этой практики.
На этом же брифинге Хьюман Райтс Вотч представила свой 12-страничный меморандум, в котором документально зафиксированы случаи смерти от пыток в Узбекистане в результате перенесенных побоев, удушения и пр.
"Многие годы палачи в Узбекистане за редким исключением остаются безнаказанными, даже когда их жертвы умирают, - заявила Элизабет Андерсен, исполнительный директор отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Чтобы положить конец безнаказанности пыток, правительство должно выполнить рекомендации спецдокладчика".
В меморандуме Хьюман Райтс Вотч приводятся данные по восьми случаям смерти в заключении при сомнительных обстоятельствах, как представляется - от пыток, за последние 15 месяцев. Правозащитной организацией выявлено еще 13 случаев, когда тюремная администрация способствовала смерти заключенных со слабым здоровьем, подвергая их побоям, помещая в особо суровые условия или отказывая им в получении продуктовых передач и медицинской помощи. При этом во всех случаях узбекские власти или вообще отказывались расследовать обстоятельства смерти, или после формальной проверки выдвигали невероятные версии случившегося; виновные не привлекались к ответственности, а семьи не получали компенсацию.
Хьюман Райтс Вотч указывает на то, что некоторые рекомендации спецдокладчика должны быть реализованы в приоритетном порядке, в частности:
ћ законодательное введение судебной проверки законности задержания;
ћ привлечение к ответственности виновных в пытках в соответствии со стандартами ООН;
ћ выплата компенсации жертвам пыток или, в зависимости от ситуации, их семьям;
ћ обеспечение недопустимости доказательств, полученных под пыткой;
ћ обеспечение возможности направлять индивидуальные жалобы в Комитет ООН против пыток;
ћ обеспечение доступа в места содержания под стражей для независимых мониторинговых организаций.
Хьюман Райтс Вотч также настоятельно призвала Комиссию ООН по правам человека высказаться за выполнение Узбекистаном рекомендаций спецдокладчика.
"Узбекское правительство пытается представить уже сам факт приглашения спецдокладчика как важный шаг в направлении прекращения пыток и сотрудничества с ооновскими органами, - говорит Э.Андерсен. - Однако по-настоящему можно будет судить по выполнению рекомендаций. Именно от этого в наибольшей степени зависит, насколько безопасным для жизни будет пребывание за решеткой".
Текст меморандума Хьюман Райтс Вотч см. http://hrw.org/backgrounder/eca/uzbek040403-bck.htm
Информация получена от московского представительства Хьюман Райтс Вотч
Тел.: 250-6852