На главную

 

О НАРУШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОНЫХ ПРАВ

ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРОВ в Мажилис Парламента  Республики Казахстан по Торайгыровскому избирательному округу № 46 Павлодарской области РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

Предварительный отчет группы международных наблюдателей за выборами в Мажилис Парламента  Республики Казахстан по Торайгыровскому избирательному округу № 46 Павлодарской области

 

Мы, международные наблюдатели за выборами в Мажилис Парламента  Республики Казахстан по Торайгыровскому избирательному округу № 46 Павлодарской области, представляющие Международную Хельсинкскую Федерацию и имеющие подтверждение своих полномочий от Центральной Избирательной Комиссии Республики Казахстан, констатируем, что в ходе данных выборов 28 декабря 2002 года, а также накануне их, имели место многочисленные и грубые нарушения Конституции, законодательных и нормативных актов Республики Казахстан, которые сделали возможным манипуляцию волеизъявлением избирателей  и широкомасштабную фальсификацию результатов голосования. 

 

Накануне дня голосования к международным наблюдателям обращались избиратели с сообщениями о широком распространении в г. Павлодаре слухов о том, что на избирательных участках будет вестись скрытое наблюдение за ходом голосования и иные способы нарушения тайны голосования. Мы отмечаем многочисленные сообщения о давлении на избирателей и активистов предвыборной кампании, ставшие нам известными.

 

Обращение международных наблюдателей к Акиму г. Павлодар г-ну Н.И.Чмых и Акиму Павлодарской области г-ну Ахметову Д.К., Генеральному прокурору Республики Казахстан Тусупбекову Р.Т., Прокурору Павлодарской области г-ну Асанову Ж.К. и Председателю Центральной  Избирательной Комиссии Республики Казахстан г-же Балиевой З.Я. с просьбой о немедленном опубликовании  официального заявления о гарантиях тайны волеизъявления со стороны властей было проигнорировано.

 

Необходимо отметить значительные упущения при составлении списков избирателей. В результате жители целых домов или подъездов в списках отсутствовали, им не были вручены приглашения на выборы. В результате часть избирателей, пришедших  покидала избирательные участки, не проголосовав, поскольку не желали возвращаться еще раз с домовой книгой. Избиратели, невнесенные в списки, в массовом порядке выражали свое недовольство и возмущение, но члены и руководство участковых избирательных комиссий на это, как правило, не реагировали. Одновременно наблюдатели фиксировали факты так называемой организованной доставки избирателей на участки автобусами.

 

Руководители участковых избирательных комиссий поставили международных наблюдателей в условия, исключающие полноценное осуществления ими своих функций. Не было возможности для надежного наблюдения ни за работой участковых избирательных комиссий в ходе голосования, ни за процедурой подсчета голосов. Практически везде наблюдатели, в т.ч. международные, были ограничены в передвижениях на местах на удаленном расстоянии от столов регистрации избирателей и урн, иногда это расстояние составляло 8-12 метров. Так, например, на участке № 92 (общежитие ОАО «Алюминий Казахстана», ул. Камзина, д. 166) наблюдатели были отделены от столов регистрации потоком избирателями. Просьба международного наблюдателя И.Г.Шамшева сопровождать переносную урну вместе с членом участковой комиссии была отвергнута – ему было предложено сопровождать ее на «собственном автомобиле». На соседнем избирательном участке №89 (Технический Лицей №7, ул. Ломова, дом 162) наблюдателям были предоставлены места,  отделенные от избирательной комиссии на 9 метров и за двумя рядами колонн. Перед самым избирательном участком были вывешены рекламные плакаты кандидата Василия Максимонько.

 

Очень часто попытки наблюдателей приблизиться для более надежного визуального контроля процесса голосования и подсчет голосов пресекались угрозами принудительного удаления наблюдателей. В ряде случаев эти угрозы были приведены в исполнение и наблюдатели удалены с помощью полиции. Установленная Законом процедура проведения голосования и подсчета голосов нарушалась в массовом порядке. Международные наблюдатели столкнулись с агрессивным и некорректным отношением к ним руководителей многих избирательных комиссий, которые предельно затрудняли их работу, постоянно угрожали удалением их из залов для голосования. Председатель избирательной комиссии участка № 91 (средняя школа № 4, ул. Гагарина, д. 58) В.Н. Теплов в нарушение пункта 6, статьи 2 Постановления ЦИК РК от 17.07. 1999 г. отказался признать полномочия международного наблюдателя Л.А.Пономарева и допустить его для контроля подсчета голосов.

В целом, многочисленные протесты наблюдателей игнорировались.

 

Систематически нарушались процедуры подсчета голосов. На подавляющем большинстве избирательных участков наблюдатели не смогли добиться доступа для надежного обозрения процесса подсчета голосов и заверения председателями избирательных комиссий копий протоколов подсчета голосов.

 

В целом, на основании анализа данных мониторинга с избирательных участков, можно сделать заключение, что в течение всего дня голосования были отмечены следующие, наиболее характерные случаи нарушения Конституционного Закона «О выборах» в Республике Казахстан» и практически всех процедур, регламентируемых нормативными документами Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

 

Типовые нарушения можно сгруппировать следующим образом:

 

1.      Открытие избирательных участков.

 

При открытии избирательных участков:

·         Не производился подсчет бюллетеней, поступивших на избирательный участок;

·         Не составлялся Протокол об открытии избирательного участка или он подписывался только по настоянию наблюдателей. Не выставлялась на видное место книга регистрации обращений граждан. 

 

2.      Процедура голосования.

В ходе голосования:

 

·         Наблюдателям предоставлялись места, не дающие полного обзора действий членов избирательных комиссий;

·         Выдача нескольких бюллетеней в одни руки;

·         Члены комиссии заранее пачками подписывали бюллетени (участки №№ 52, 53, 91, 81, 89);

·             недостоверность списков избирателей: пропущены целые дома, квартиры – отсюда появление большого дополнительного списка (участок №98 – 160; №110-165; №96-247), 4 дома были пропущены в списке участка № 94;

·             отказ наблюдателям в предоставлении места в машине для сопровождения переносных урн, а на участке № 80 председатель комиссии заявил, что урну будет сопровождать либо наблюдатель от профсоюза АО «Алюминий Казахстана», либо никто другой;

 

3.          Подсчет голосов: 

 

·             Очень большое число бюллетеней, признанных недействительными (участок №69 – из 705 выданных бюллетеней – недействительных – 93; участок №88 из 587 – 49; участок №90  из 878 – 60; участок №91 из 1197 – 158; участок №72 из 732 – 104; участок №100 из 1022 - 143).

 

Кроме того, были отмечены следующие грубые нарушения:

·         Присутствие посторонних лиц на избирательных участках (участки №№ 81 и 95);

·             Предоставление места наблюдателям на расстоянии или (9-12 метров) или в иных условиях,  исключающих надежный визуальный контроль за происходящим (участки №№ 53, 63, 89, 91, 92);

·             Не производился подсчет неиспользованных бюллетеней (участок № 89);

·             Помощь слабовидящим избирателям по заполнению бюллетеня оказывал один и тот же член участковой избирательной комиссии (участок № 95).

·             Случаи, когда избиратель, пришедший на избирательный участок, обнаруживал, что он уже «проголосовал», т.е. против его фамилии уже стоит чья-то подпись (участок №100);

·         Косвенная агитация за кандидата В. Максимонько: образцы по заполнению бюллетеня – отметка против третьей фамилии (участок №100);

·         Вскрытие переносной урны до погашения неиспользованных бюллетеней (участок № 52);

·         Пересчет голосов по требованию международного наблюдателя В.В. Степанова на участке № 94 показал наличие в урне для голосования по меньшей мере 150 лишних бюллетеней.

 

Мы заявляем, что результаты данных выборов недостоверны и свидетельствуют о нежелании властей Республики Казахстан на деле соблюдать не только международно-признанные демократические нормы, но и законодательство собственной страны. Наш отчет будет доведен до сведения компетентных властей Республики Казахстан, международной общественности и межгосударственных организаций.

 

В состав группы входили представители  следующих правозащитных организаций: Общероссийское общественное движение «За права человека», Общество «Мемориал», Общественный центр имени Андрея Сахарова, Российское отделение «Международной ассоциации юристов», Московская Хельсинкская группы. 

 

От имени группы

 международных наблюдателей

 

Л.А. Пономарев, руководитель  группы

 международных наблюдателей,

член Московской Хельсинкской Группы,

исполнительный директор Общероссийского  движения

«За права человека»

 

С.А. Ковалев, депутат Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации,

член Московской Хельсинкской Группы,

председатель Российского Общества «Мемориал»  

 

29.12.2002 г., г. Павлодар, Республика Казахстан

 

 

 

 

На главную

Hosted by uCoz