На главную

  Инициативная группа

«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»

В защиту свободы совести

Из материалов газеты "За права человека", № 10 (27-38), январь 2003

 

НАС ВОЗВРАЩАЮТ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

Из интервью аналитика Общероссийского общественного движения «За права человека» Евгения Ихлова радиостанции «Эхо Москвы» (18 ноября 2002 г.):

 

Проблема состоит в двух аспектах. Первый аспект — абсолютно недопустима клерикализация школы и вообще образования. И, с другой стороны, абсолютно недопустимо под предлогом знакомства с историей и практикой религии внедрять средневековые, человеконенавистнические представления и предрассудки.

Учебник Бородиной «Основы православной культуры», с нашей точки зрения, можно считать пособием для скинхедов, или черносотенным учебником. Однако учеба по нему началась, причем еще до появления циркулярного письма министра образования Филиппова о практически обязательном введении в школах, я не побоюсь сказать, Закона Божия.

Суть проблемы в том, что многонациональному, многоконфессиональному обществу вбрасывается идея племенного и национально-религиозного содержания, что, с моей точки зрения, и точки зрения многих уважаемых экспертов, приведет к развалу РФ в течение ближайшего поколения. Я воспринимаю это крайне трагически. Появление циркуляра, с моей точки зрения, ознаменовало радикальную смену со стороны власти восприятия того, каким должно быть российское общество.

То, что нейтральное культурологическое преподавание истории религии, истории священных текстов коробит фундаменталистское сознание — это понятно. Но для этого есть возможность воскресных школ, иных способов — вне систем образования. Я понимаю, что светское образование коробит носителей определенной ментальности, но в этом, формально нейтральном циркуляре Филиппова, я просто наугад открыв, нашел, что римская католическая церковь называется — «папизм», в скобках — «латинство». Это не коробит?

Минобразования побоялось Конституционного или Верховного суда, и переложило ответственность на регионы. Введение в план преподавания и установка стандартов — это означает, на самом деле, нарушение принципа светского образования. Когда летом мы разбирались с прокуратурой с этим учебником, то было дано разъяснение — что если родители напишут директору заявление, то их ребенок будет освобожден от прослушивания курса. То есть произошла смена — была попытка создать светско-гражданское сообщество, а теперь концепция изменилась — теперь, видимо, решено идеологически окучивать некое этническое ядро — потому что в циркуляре Филиппова прямо сказано — для русской национальной идентификации нужно это преподавание. И хочу обратить внимание на мелкую подробность — мы только начали разговор о православии — кстати, православие есть грузинское, молдавское, сербское, болгарское, румынское, — этого ничего нет, есть только русское православие.

Я категорически против введения подобных школьных предметов, а в таком обществе, как российское, это катастрофа. Вы представляете себе — 12-летний ребенок, которому учитель задает вопрос на дом — что такое сатанизм, кто такие секты, еретики — это все в учебнике есть. Когда школьнику задают вопрос определения еретика, сатаниста и сектанта — это же вопрос инквизитора, подготовка инквизитора. Это сеет рознь, средневековую ненависть, разрушает государство.

Драматизм ситуации в том, что я нигде не увидел и намека на то, что основные мировые религии — три авраамические — иудаизм, христианство, ислам, — и буддизм, — выработали некий общий ко

Hosted by uCoz