ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО “ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА”

Общероссийское общественное движение “За права человека”

1125009               
        , Москва                                                                                      т/ф  (095)202-22-24

М. Кисловский переулок, д.7, стр. 1, пом. 21                                     e-mail: zpch@mail.ru

 

ИСК ПО РЕФЕРЕНДУМУ В ЧЕЧНЕ

 

 

16 апреля, 14 часов,

Институт развития прессы

(Тверской бульвар, 20)

Пресс-конференция:

"ЖАЛОБА В ВЕРХОВНЫЙ СУД НА НЕЗАКОННОСТЬ РЕФЕРЕНДУМА В ЧЕЧНЕ"

 

Участвуют:

 

- Сергей Адамович Ковалев, депутат Государственной Думы РФ;

 

- Сергей Николаевич Юшенков, депутат Государственной Думы РФ;

 

-  Лев Семенович Левинсон, Институт прав человека;

 

-  Лев Александрович Пономарев, исполнительный директор Движения "За права человека";

 

-  Евгений Витальевич Ихлов, руководитель информационно-аналитической службой Движения "За права человека";

 

- Яков Евгеньевич Моисеев, руководитель Юридического отдела Движения "За права человека"

 

1 апреля 2003 года Движение "За права человека" направило в Верховный суд РФ иск о признании незаконными действий по проведению референдума в Чечне 23 марта 2003 г. и недействительными его результатов. 10 апреля были направлены дополнения к жалобе. Ответчики по иску - Президент РФ и Центральная Избирательная комиссия РФ.

 

В конце марта в Движение "За права человека" обратились участники правозащитного семинара в Пятигорске, многие из которых стали свидетелями многочисленных нарушений закона в ходе референдума 23 марта и в предшествующий период.

Эксперты Движения "За права человека" считают, что при назначении референдума в субъекте РФ на основе законопроектов, подготовленных группой граждан, Президентом РФ был нарушен ряд важнейших положений Конституции и законодательства РФ:

а) федеральный центр вмешался в сферу исключительной компетенции субъекта федерации (прием конституции и назначение референдума Конституцией Чеченской Республики отнесено к прерогативам Парламента);

б) инициативная группа "получила" право законодательной инициативы, а администрация Кадырова – функции суда (проверка законности выносимого на референдум) и Парламента Чечни;

в) руководство России явочным порядком стало действовать с чрезвычайными полномочиями.

Кроме того, Международный пакт о гражданских и политических правах и российское законодательство исключают проведение голосования в условиях чрезвычайного и военного положения.

 Суть иска: "23 марта 2003 года на территории Чеченской Республике, в условиях боевых действий, грубых и массовых нарушений прав человека и основных свобод, фактически существующих элементов чрезвычайного положения, был проведен референдум по принятию Конституции Чеченской Республики и избирательных законов Чеченской Республики".

Первым делом незаконным является Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2002 г. № 1401 “Об утверждении положения о проведении референдума Чеченской республики по проекту Конституции Чеченской республики, проектам законов Чеченской республики “О выборах Президента Чеченской республики” и “О выборах в Парламент Чеченской республики”.

Конституция РФ предусматривает (статья 135) проведение всенародного голосования по проекту конституции, только разработанной специально на то уполномоченным органом - Конституционным Собранием РФ. Конституция РФ устанавливает, что право субъекта федерации выбирать демократическую форму принятия собственных законов - приоритетно (статьи 76,77). Принятая в 1992 году Конституция Чеченской Республики устанавливает исключительное право Парламента Чеченской Республики на разработку и принятие Конституции Чеченской Республики, и вынесение ее на референдум. Инициативная группа граждан не имеет права законодательной инициативы, т.е. просто люди не вправе вносить на утверждение законы. Только Парламент Чеченской Республике вправе принимать или менять Конституцию и законы, а также проводить референдум. Эти положения Конституции ЧР не противоречат основам конституционного строя РФ и действуют (подобно Конституциям Татарстана, Башкортостана и других республик, которые частично противоречат федеральной конституции, но в других частях - исправно работают). Законно избранный в январе 1997 году Парламент Чеченской Республики не принимал решение о проведение 23 марта 2003 года референдума и не формировал избирательных комиссий.

Следовательно, Президент Российской Федерации был не вправе своим Указом от 12 декабря 2002 г. № 1401 “Об утверждении положения о проведении референдума Чеченской республики по проекту Конституции Чеченской республики, проектам законов Чеченской республики “О выборах Президента Чеченской республики” и “О выборах в Парламент Чеченской республики” определять порядок проведения референдума 23 марта 2003 года.

Федеральный Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67 определяет, что “Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации (Статья 15. “Назначение референдума”, часть 4). Исходя из правового смысла издания Указа Президента Российской Федерации № 1401 от 12.12. 2002 г., Президент Российской Федерации вмешался и в область исключительных полномочий Парламента Чеченской Республики, и в область исключительных полномочий Конституционного суда РФ. Так Главе Администрации Чеченской Республики поручено  (пункт 2.4. “Положения о проведении референдума Чеченской республики по проекту Конституции Чеченской республики, проектам законов Чеченской республики “О выборах Президента Чеченской республики” и “О выборах в Парламент Чеченской республики”): обязан проверить соответствие вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Таким образом Президент Российской Федерации фактически реализовал положения Федерального Конституционного закона РФ “О чрезвычайном положении” (ст.ст. 15,25), взяв на себя полномочия федерального органа управления территорией чрезвычайного положения. Указ Президента РФ №1401 от 12.12.2002 г. является однозначным признаком условий чрезвычайного положения, действующего в отношении территории Чеченской Республики.

Несмотря на то, что территории Чеченской Республики не вводилось установленным законом порядком военного и чрезвычайного положения, на этой территории действуют такие, обозначенные в обращениях и заявлениях общественности, обстоятельства, как непрерывные многолетние боевые действия, введенные чрезвычайным порядком по распоряжению военных властей ограничения гражданских и политических прав, включая ограничения на свободу передвижения, свободу информации и общественно-политической деятельности, создание комендатур, наделенных рядом функций органов местной власти, которые полностью соответствуют предусмотренным законодательством “условиям военного и чрезвычайного положения”, исключающим проведение референдума. В соответствие с Федеральным Законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Статья 13. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума) “1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения”.

Международный пакт о гражданских и политических правах” (Статья 25, пункт b) устанавливает, что “Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность... голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей”. Ситуация на территории Чеченской Республике на период проведения референдума исключала возможность свободное волеизъявление избирателей. Это подтверждает Резолюция “Ситуация с правами человека в Чеченской Республике” № 1223, принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы 02 апреля 2003 г. на 13-й сессии (документ 9732, доклад Комитета по юридическим вопросам и правам человека, докладчик Р.Биндиг): "Уже почти десять лет жители Чеченской Республики находятся в обстановке постоянного страха. Их города и села лежат в руинах, поля заминированы, а друзья и родственники убиты, незаконно задержаны, "исчезли", похищены, изнасилованы, подвергнуты пыткам и ограблены... Ассамблея считает, что если не будут предприняты более активные усилия по привлечению к ответственности виновных в нарушениях прав человека и что, если в Чеченской Республике будет сохраняться атмосфера безнаказанности, то международному сообществу следует рассмотреть возможность создания трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечества в Чеченской Республике".

Статья 25 “Международного Пакта о гражданских и политических правах”, признанного в соответствии со статьей 17 Конституции РФ обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ, и российское законодательство исключают в совокупности смысла своих норм проведение референдума в условиях ограничения свободного волеизъявления граждан и демократического процесса, вызванного условиями военного или чрезвычайного положения. Согласно многим свидетельствам... подготовка к референдуму и процесс голосования происходили в обстановке сильнейшего психологического давления на население; оппозиция, критикующая проведение и вынесенные на него нормативно-правовых акты, не имела возможности свободно выражать свое мнение; были отмечены многочисленные случаи нарушения порядка голосования, включая возможности неоднократного голосования одним и тем же лицом, и нарушения законодательных запретов на агитацию. Многие десятки тысяч постоянных жителей Чеченской Республики различных национальностей, вынужденных временно покинуть ее территорию вследствие длительных боевых действий и грубых массовых нарушений прав человека, были лишены возможности выразить свое отношение к таким важнейшим событиям, как вынесение на референдум Конституции и избирательного законодательства Чеченской Республики. Все это лишний раз подчеркивает невозможность свободного волеизъявления населения в создавшихся на территории Чеченской Республике условиях". Этим словами заканчивается мотивировочная часть иска. Дело за честностью и добросовестностью суда.

 

Информационное агентство "За права человека"

 

Hosted by uCoz