СВЯТОЕ ПИСАНИЕ ИЛИ КОНСТИТУЦИЯ?

"Эти отродья татарского холопства воображают, что они призваны хранить исконные русские ценности. Привитое России хамство они все еще мечтают удержать (для окончательной погибели русского народа) своей отсталой бездарностью".

                                   Из письма И. Е. Репина  Чуковскому  о черносотенцах.

         При сопоставлении дня сегодняшнего с событиями ещё недавней истории становится горько от  осознания того, насколько опыт прошлого совсем ничему не учит соотечественников. В результате наша страна постоянно наступает на  одни и те же грабли, и опять буксует на тех же рытвинах, которые с таким трудом преодолевала, казалось, ещё совсем недавно.

       В частности снова, как в былые времена, актуальным становится требование к государственным властям, выдвинутое в эпоху диссидентства: лСоблюдайте  свою  собственную Конституцию!╗. На фоне повседневной практики её нарушений всё сильней  нарастает в современной  России  угроза свободе совести, и на данном этапе это касается прежде всего вопроса о выборе религиозных либо нерелигиозных убеждений, - вопроса, тесно связанного  с соблюдением конституционных норм о светском характере нашего  государства.

         Стоя в августе 1991 года у стен Белого Дома, мы и не  могли предположить, что спустя совсем немного времени в России на место  одной тоталитарной идеологии поспешит прийти другая, -государственное православие, а опустевшую лнишу╗ , занимаемую прежде КПСС, будет с успехом обживать Русская православная церковь ( РПЦ)! Мечты о будущем нашей страны, которые 12 лет назад вели на баррикады простых россиян, и представления на сей счёт новых российских политиков, пришедших к власти на гребне этой волны, оказались во многом противоположными.  Как оказалось, избавление от коммунистической диктатуры было нужно этим политикам только  для того, чтобы  перегнать свой народ из одного обветшалого идеологического барака в другой. Полное интеллектуальное и творческое убожество новых российских верхов подтолкнуло их выбрать на роль основы для своей официальной доктрины религиозный традиционализм. Жалкая судьба этой идеологии, постигшая её в 1917 году, (В.В. Розанов так писал в своём  "Апокалипсисе нашего времени": "Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три. Даже "Hовое Время" нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь.╗) могла бы заставить усомниться в разумности такого выбора, но история у нас, как уже говорилась, ничему не учит, и в итоге старорежимные концепции Уварова-Победоносцева опять простёрли над Россией свои  побитые молью лкрыла╗.

       В результате постановления Синода РПЦ по тональности становятся всё более похожи  на тексты решений ЦК КПСС, а на смену преследованию инакомыслящих советских времён в нынешней Российской Федерации приходит пора гонений на  инаковерующих и неверующих. Эти притеснения усиливаются по мере клерикализации, наступления  церкви и религиозного фундаментализма на светское общество. 

          В чём проявляется наступление клерикальной реакции в нашей стране?

          В политике оно проявляется в нарочитой демонстрации государственными деятелями своих конфессиональных пристрастий, в обставлении любых официальных мероприятий религиозными церемониями, в заключении почти всеми федеральными министерствами и ведомствами договоров о сотрудничестве с одной определённой религиозной организацией, - РПЦ,- в выделении теперь уже на законодательном уровне в России лтрадиционных конфессий╗ с православием во главе, и т.д.

        Мы дожили до того, что совершаются откровенно маразматические действа, когда православным иерархам предоставляются военные самолёты, на которых те совершают лосвящения╗  городов, облетая и окропляя их с воздуха лсвятой водой╗.

       Клерикализация  в науке и государственном образовании осуществляется путём внедрения в школы и ВУЗы  лзакона божьего╗, преподносящегося  учащимся под личиной пресловутого курса ОПК,-лОснов православной культуры╗, являющихся на деле лосновами православного КУЛЬТА╗. И вот уже в Министерстве образования ни один учебник, касающийся мировоззренческих  вопросов, не может пройти  экспертизу без одобрения главного идеолога РПЦ митрополита Кирилла, и даже Российская академия наук заключила договор о лсотрудничестве╗ с православной церковью.

        И вот уже в сибирском селе местные лкрутые╗ убивают старушку, посчитав её ведьмой, а некий православный мужичок по фамилии Цивилёв на Вологодчине бросает в костер ребёнка,  отказавшегося целовать крест, - и эта  дикость остаётся практически  незамеченной на фоне победоносных рапортов о наступлении лдуховного возрождения╗!

       Помимо образования, церковь норовит подчинить себе также и  развитие культуры в России, -  когда пытается то пресечь  показ по телевидению неугодных ей фильмов типа лПоследнего искушения Христа╗, то запретить выступления в Малом театре французского балетаЕЧто ничуть не удивительно, поскольку такое отношение к искусству Ц вполне в духе традиций лправославной КУЛЬТуры╗: точно так же в допетровскую эпоху попы запрещали  на Руси и  театр, и светскую живопись, и светскую музыку, и скульптуру, и новаторские стили в архитектуре, и даже первопечатника Ивана Фёдорова прогнали в итоге из Москвы за границуЕ Но о таких вещах авторы лОснов православной культуры╗ нынешним школьникам, конечно, не станут ничего говорить,- скорее, потащат к  прокурору того, кто захочет об этом поведать, за лразжигание религиозной розни╗!

         И в итоге мы имеем ситуацию, когда православные прихожане фактически получают из рук российских судей лицензию на погром всего и вся, что им не нравится, - как  следует из оправдания Замоскворецким судом хулиганов, напавших в январе этого года на выставку лОсторожно, религия╗!

       А вот прямо обратный сценарий:  когда в Подмосковье администрация  Ногинского района жаждет отдать под суд и засадить в тюрьму на срок до двух лет паренька только за  то, что он написал на стене дома: лНет закону божьему в школе!╗, - ибо глава этого района Лаптев, основатель Православной партии, уже несколько лет как ввёл преподавание пресловутого курса ОПК в подопечных ему школах!

        При этом юридическое обоснование  православного обучения в школах  ссылкой на практику ряда зарубежных государств типа Англии, стран Скандинавии и других несостоятельно хотя бы  уже   потому, что в этих странах до последнего времени существуют официальные, государственные церкви и религии,  возглавляемые правящими там  монархами, и прочие черты конституционного устройства, отличающие их от России. Неудивительно, что в данных государствах, чьё законодательство предусматривает наличие  официальной церкви, ведётся преподавание вероучений соответствующих конфессий  в государственных школах. Однако же ныне  действующая Конституция Российской Федерации, как известно, создана по типу конституций США и Франции, где  никаких официальных религий нет. Соответственно, и вопрос о преподавании религии в российской госшколе должен  решаться в соответствии с духом и нормами этой конституции, иными словами, - по американской модели.

        Возмутителен  царящий сейчас в России моральный террор в отношении неверующих, которых прорелигиозно настроенные масс-медиа, лвоцерковлённые╗ деятели культуры, политики, и все кому не лень, не говоря уже о духовенстве, стремятся представить какими-то извергами, изгоями общества, преступными дегенератами и т.д., виновными во всех нынешних и прошлых бедах! Оказывается, атеизм  виноват и в росте преступности, наркомании, алкоголизма, и в  терроризме, и  в сталинских репрессиях, и в разрушении исторического наследия России и во многом другом. В то же время умалчивается о том, сколь много денег всем известные иерархи РПЦ  получили в 90-е годы от беспошлинной продажи водки и сигарет,  распространения той отравы, от которой они сейчас столь резво устремилась Россию спасать. Не афишируется, что почти  каждый отечественный  мафиози считает себя верующим, ходит в церковь, носит крестик и  делает пожертвования лна храм╗, что преступность, наркомания и прочие асоциальные явления среди наших сограждан нарастали за последнее десятилетие  пропорционально росту массовой религиозности.  Да и  к слову, статистика убийств, совершавшихся в Российской империи на конец ХIХ века при господстве официального православия, как ни странно, почти вдвое превышала эти показатели по Советскому Союзу на 1985 год!Е А ведь вся эта разнузданная травля и оголтело-лживая пропаганда наносит ущерб  как неверующим, так и представителям малых Церквей и конфессий уже сейчас, - не говоря о том, что она готовит  общественное мнение к оправданию массовых нарушений их прав, гонений на инаковерующих и инакомыслящих в скором будущем! А что другого можно ждать в государстве, где людям беспрестанно внушаются бредовые штампы типа: лБыть русским Ц значит быть православным!╗, лРоссия Ц православное государство╗ или л Россия будет стоять,  пока  стоит храм╗!?

         О строительстве храмов, и особенно  Храма Христа Спасителя, следует сказать особо. Вопиющим примером безнравственности и некомпетентности может служить политика  столичной мэрии по финансированию из бюджета столицы  этого чудовищного храма-срама, возведённого в рекордно короткие сроки и ставшего  издевательством не только над русской церковной архитектурой, но и над теми 48% москвичей, что влачат, по признанию самого же лужковского правительства, жизнь за чертой бедности! И это Ц не считая  многочисленных  более мелких церквей и храмов, возведённых в Москве за последние годы при активной финансовой помощи городских властей. Вслед за Москвой, естественно, спешат угнаться руководители  прочих российских городов и областей, транжиря народные деньги на возведение храмов, как будто только одно это является насущной потребностью населения их отнюдь не процветающих регионов!

         Всё вышеизложенное Ц отнюдь не случайное следствие каких-то отдельных лискажений политики церкви╗ или лперегибов╗ православного фундаментализма, - точно так же, как не были случайными извращениями коммунистической доктрины преступления сталинщины. По своей тоталитарной сути, по степени враждебности демократическим ценностям эти доктрины, что называется, близнецы-братья. Одинаково пренебрежение человеком, личностью, за которой отрицается всякая самоценность и которая всегда на подозрении и в русском православии, и в  коммунизме. А вот институт - церкви ли, партии ли, Ц и там и там всячески превозносится, даже сентенции о них одинаковы:"Партия всегда права" и "Церковь всегда права", хотя отдельные их члены и могут ошибаться.

       Справедливости ради надо отметить, что построение господствующей идеологии на основе любой традиционной религии, независимо от того, православие ли это, ислам, буддизм или  иудаизм, не может не идти вразрез с современными требованиями общественно-политического развития. Отношение любой из этих религий к правам человека, к демократии, свободе совести и прочим гуманистическим ценностям, в принципе, схожее. Оно и не может быть иным, учитывая, что  идейные установки этих вероучений формировались в те времена и в тех условиях, когда сам вопрос о правах личности, о гарантиях против засилья государства над человеком, о свободе убеждений  казался абсурдом, а о  таких вещах, как  гражданские права, гражданское общество, народное волеизъявление и т.д., по сути, не заходило и речи. Идеал политического и социального устройства у ортодоксов всех этих религий, как правило, весьма антидемократический и реакционный, заимствован из эпохи феодализма и рабовладения. Отношение к принципам нынешнего демократического общества, - в том числе к свободе совести как выбора не только веры, но и неверия, - во многом одинаково и у православного монархиста в России, и  ортодоксального иудаиста в Израиле, и у шиитского фундаменталиста в Иране, и  ультраправого расиста в США. Рознятся только ругательства, которыми они клеймят эти ненавистные им идеалы.

        Поэтому противодействие скатыванию России к лновому средневековью╗, к режиму, являющемуся православным аналогом Талибана, представляет насущную задачу для отечественного правозащитного движения. Наше Атеистическое Общество Москвы (АТОМ), защищая права прежде всего неверующих граждан, заинтересовано также и в создании широкой антиклерикальной коалиции со всеми здравомыслящими людьми и организациями, выступающими за  сохранение светского государства в России. Мы считаем, что для спасения нашей страны от угрозы клерикального фашизма необходимо совмещение просветительской и правозащитной работы, консолидация усилий максимально широких кругов светской общественности. Поэтому мы призываем  наших единомышленников как в  столице, так и в российских регионах наладить контакты для организации взаимодействия в деле отстаивания  свободы совести и других принципов, которые мы разделяем..

                                                Александр Щёв, зампредседателя Атеистического Общества  Москвы.

 

 

 

Координаты для желающих связаться с АТОМом: тел : 387-67-67,

e-mail cukasov@mail.ru

           ramzess@mail.ru

 

Hosted by uCoz