На главную

  Инициативная группа

«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»

«Гражданские инициативы – демократическим партиям»

 

ХАРТИЯ – 2003

 

I. История и сегодняшний день.

 

1. Порывы России к свободе.

Три столетия назад российская цивилизация резко изменила путь своего развития – появилось новое качество исторической динамики, началось освоение европейских духовных и культурных ценностей. Результатом этого стало постепенное движение к освобождению личности, к осознанию необходимости уважения её прав и достоинства. Свыше двухсот лет лучшие дочери и сыны России, истинные её патриоты, боролись за создание в нашей стране правового государства и реального гражданского общества, справедливо считая, что корень всех бед - в бесправии человека и неограниченном произволе властей. За это время Россия знала три неудачные попытки прорыва российского общества к свободе и демократии: либеральные реформы 60-70 годов XIX века;  две волны освободительного движения начала XX века: 1905-06 и Февраль 1917 года; демократические преобразования 1987-2000 годов. Каждый раз прорыв к демократии сменялся резким срывом к авторитарности, торжеству полицейского и бюрократического всевластия. Каждый авторитарный период завершался глубоким и всеохватывающим кризисом общества и государства. Самым ужасным был 70-летний период коммунистического тоталитаризма, наступивший после большевистского переворота в ноябре 1917 года. Его результатом стала гибель десятков миллионов наших соотечественников и бесчисленного множества людей в других странах, разрушение или извращение самих основ российской цивилизации.  Россия оказалась в значительной степени обескровлена и деморализована.

Страшный опыт тоталитаризма доказывает – наша страна никогда не должна испытать его вновь. Поэтому первейший долг всех граждан, всех патриотов нашей страны – сделать все, чтобы  предотвратить возвращение тоталитаризма в любом обличии, установление диктата и монополизма государства в духовной, социальной, политической и экономической  областях. 

 

2. Срыв демократического подъема в 90-е годы.

К сожалению, и последняя попытка установления демократии в России оказалась не удачной. После первого воодушевления от обманчиво лёгкого краха однопартийной системы, началось возвращение авторитаризма и даже многих черт тоталитарной эпохи. Уже в конце 90-х годов явно обозначился кризис демократического развития: началось формирование «управляемой демократии»;  свобода выбора заменилась конкуренцией номенклатурных и олигархических кланов; на глазах росло отчуждение общества от власть имущих, а государства - от гражданского общества. Возникла иллюзия, что к демократии можно придти через обман и насилие, обеспечив проведение жизненно необходимых политических и социально-экономических реформ авторитарными методами.

Произошел резкий  перелом в общественной эволюции – началось массовое отторжение демократических и гуманистических ценностей, пренебрежение к правам личности. Поверженный было авторитаризм стал стремительно возвращаться к жизни. Не стоит обманываться: либеральные реформы остановились. Реформы 80-90-х годов предусматривали создание плюралистического и гуманного общества, правового государства – со свободной прессой, независимым судом, справедливым законодательством, многопартийной демократией. Вместо этого мы видим планомерное выстраивание централизованного полицейско-бюрократического режима, последовательное ограничение прав и свобод.

В последние годы главными инструментами авторитарной реакции стали: война в Чечне и монополизация власти коррумпированной бюрократией, которая срастается с монополистическим бизнесом, оргпреступностью и спецслужбами.

 

3. Возвращение к авторитаризму.

Каждый день мы узнаем о новых смертях в Чечне. Страну легко приучили к войне: значительная часть российского общества, в том числе и его духовной элиты, оказалась равнодушна к неимоверным жестокостям и массовым преступлениям собственной армии, к гибели десятков тысяч солдат и мирных граждан. Законная борьба с террористами, нападающими на мирное население и разрушающими российскую государственность, превратилась в карательную войну с чеченским народом, его культурой, стала бесконечным кошмаром, разрушающим общество, разлагающим армию. Пламя чеченского конфликта опалило и Москву. Огромные средства, которых так не хватает на медицину и образование, на социальные программы и модернизацию экономики, на реформировании вооруженных сил, сгорают в топке войны. Власть, ставшая заложником своей собственной воинственной пропаганды, не решается начать мирные переговоры, создает для них все новые «правовые» и пропагандистские препятствия. Хотя мирные переговоры – это единственный разумный выход из кровавого тупика новой кавказской войны.

Вновь проступают полузабытые контуры большевизма: культ всеведущего и всемогущего государства, культ силы и силовых решений. Идет интенсивная милитаризация сознания. Возвращаются тоталитарные формы информационного и политического изоляционизма.  Судьи и адвокаты теряют остатки независимости. Правящий слой  полностью закрыт от общества, власть оказалась в руках неподконтрольной и безответственной бюрократии. На общенациональном и местном уровне царит организованная властями пропаганда, устанавливается явная и скрытая цензура. Подавляются последние очаги организованного свободомыслия, будь то средства массовой информации, неподконтрольные политические или гражданские организации. 

Ограничение доступа представителям общественно-политических сил, особенно оппозиции, в эфир на ОРТ, РТР и других государственным СМИ, финансируемым из кармана налогоплательщиков,  ликвидация независимого телевидения – все это фактически вычеркивает критически настроенных из политической реальности. И это не может быть компенсировано сохранением нескольких демократических СМИ. Гражданское общество постепенно низводится до незавидной роли «приводных ремней» между властями и населением, советников бюрократии или «привилегированных» жалобщиков. 

Фискальные, бюрократические и олигархические структуры задавили новорожденный средний класс. Несмотря на все уверения руководства страны в озабоченности судьбами свободных предпринимателей, очевидно, что в царстве всемогущих чиновников и полицейского произвола не может быть нормальных условий для честного бизнеса.

На повестке дня отказ от последних оставшихся конституционных гарантий прав человека и народовластия и не так уже важно, какой квазиюридический фокус будет придуман для этого.

Мы уделяем особое внимание защите демократических основ конституционного строя. Наша твердая позиция такова:

а) никакие кулуарно разработанные и вынесенные на референдум, акты не могут отменить действующую Конституцию Российской Федерации,

б) Основы Конституции (главы 1, 2 и 9) могут быть изменены только всенародно избранным Конституционным Собранием.

Цинизм, интрига и провокация становятся стандартом государственной политики. 

Все это – не просто следствие политики реакционеров, перехвативших власть у либеральных реформаторов. Антидемократическая политика опирается на раздражение общества, его разочарование в экономической и политической свободе. Это раздражение искусственно подогревается пропагандой.

Каждый день граждане Российской Федерации теряют часть своей свободы. И каждый шаг к несвободе лишает наших сограждан надежды на право и справедливость, возвращает в Россию казенную пропаганду, ложь и страх. Идет активное образование псевдоцентристских номенклатурно-бюрократических партий. Налицо глубокий кризис демократической системы и демократического мировоззрения в России. Набирают силу коммунистические и националистические партии и движения, которые, учитывая слабость власти и демократических институтов, вполне могут придти к управлению страной.

Нашей страна грозит установление диктатуры, опирающейся на спецслужбы. История свидетельствует, что такие режимы всегда ведут к отсталости и бедности, к общественной нестабильности и тяжелым кризисам, очень часто они срываются в системы фашистского типа. Выход из кризисов диктатуры обычно ищут в массовых репрессиях и внешнеполитических авантюрах. Наша страна втягивается в еще один цикл становления и распада авторитарной системы, который грозит ей смертельной опасностью.

 

 

4. Защита демократии для возрождения России.

Защита демократии сегодня – это борьба не просто за возможность достойного будущего для России, это защита её от новых революционных судорог и развала.

Все гражданские силы, признающие приоритет прав человека: политические и неполитические, должны объединиться во имя России, во имя спасения демократии, во имя свободы и достоинства личности. Сегодня необходимо быть вместе всем сторонникам демократии и прав человека, оставив в прошлом взаимные претензии, обиды и ошибки.

 

II. Программа защиты демократии

 

1.           Необходимость консолидации демократических общественных организаций и политических партий России.

Значительная доля ответственности за кризис российской демократии ложиться и на демократические организации. Несогласованность их действий на выборах привела к резкому сокращению представительства демократических сил в парламенте и других органах власти.

Мы считаем такое положение совершенно неприемлемым, опасным для стабильности и безопасности общества, для перспектив мирного и цивилизованного развития нашей страны. Наши мировоззренческие и общественно-политические представления отличает естественное многообразие, но общим для нас является приверженность гуманистическим и демократическим принципам.

Для защиты российской демократии мы намерены действовать солидарно, исходя из общих позиций, выработанных на Общероссийской Конференции «Гражданские инициативы – демократическим партиям».

Наше сотрудничество с исполнительной властью, с парламентскими фракциями, общественными и политическими объединениями полностью зависит от их готовности вместе с нами содействовать последовательно демократическому характеру развития нашей страны, ее интеграции в сообщество демократических наций.

 

2. Единые принципы демократических общественных организаций и политических партий России

Для нас очень важно четко и однозначно обозначить свою принципиальную позицию: игнорирование или «временное»  принижение  прав и свобод человека опасно и гибельно как для общества, так и для государства; заведомо обрекает на провал любые политические или экономические начинания, во имя реализации которых эти права якобы и ограничиваются.

Для демократии в нашей стране необходимы: независимые  институты гражданского общества, независимая пресса, независимый бизнес, независимое правосудие.

Согласованные и консолидированные действия демократических сил на парламентских и президентских  выборах 2003-2004 годов жизненно важны для защиты демократических свобод в нашей стране.

Признавая всю разницу в предпочтениях сторонников различных демократических организаций, мы констатируем, что определился, и с каждым днем все более конкретизируется, круг вопросов, по которым, несмотря на разное понимание социально-экономических преобразований, существует согласие среди сторонников демократического развития России.

 

2.           Общие подходы демократических общественных организаций и политических партий России

Основой объединения усилий демократических организаций является общая позиция по фундаментальным принципам построения демократического государства и защиты прав и свобод граждан.

Среди наиболее болезненных проблем российского общества мы выделяем те, что несут в себе главную угрозу движения России по демократическому пути:

-         война в Чечне и милитаризация общества;

-         установление системы «имитационной демократии», монополизация власти и превращение политики в вотчину правящей бюрократической группы;

-         резкое социальное расслоение, обрекающее целые социальные группы и регионы на пребывание во внутреннем «третьем мире», в порочном круге слаборазвитости; 

-         ухудшение качества жизни десятков миллионов людей и, как следствие,  значительное ухудшение медицинской, экологической и социально-демографической ситуации в стране.

 

Именно поэтому в основе нашей общей позиции находятся три основополагающих принципа: демократия, гуманизм и демонополизация.

Демократия для нас – это, прежде всего, приоритет прав личности и гражданского общества перед интересами любых государственных структур, и нерушимые гарантии свободного соревнования легальных идеологических, политических и социально-экономических направлений и движений.

Любые меры по преобразованию страны, любые законы  должны быть основаны на стремлении «не навредить», сделать всё для защиты жизни, здоровья, безопасности и достоинства каждого человека.

Для защиты демократии и гражданского общества необычайно важно обеспечить демонополизацию информации, политики и экономики.

Государственные (бюджетные) СМИ должны быть преобразованы в общественные. Должно быть исключено использование государственных СМИ в качестве «правительственных», т.е. в интересах органов власти и должностных лиц.

Миф «о добром и всеведующем государстве» всегда используется бюрократией для подчинения общества и присвоения непропорциональной доли общественной собственности. Только свободная конкуренция предприятий разных видов собственности способна обеспечить экономическое и технологическое возрождение России.

Необходимо кардинальное изменение миграционной политики: все, рожденные на территории РСФСР, и их потомки должны иметь право немедленного автоматического получения гражданства России, если они готовы предпочесть его. Приравнивание людей, считающих себя россиянами, к иностранцам несправедливо и аморально.

Демократия в России не станет реальностью, пока не будет проведена подлинная административная реформа, создан широкий слой  профессиональных управленцев,  защищенных от произвола вышестоящих чинов и находящихся под постоянным общественным контролем. Большинство средних и высших должностей на государственной службе должны заниматься исключительно на конкурсной основе. Госслужащий должен иметь современные представления о праве и демократических процессах. 

Субъекты Федерации должны быть избавлены от участи заповедников местнических режимов – стратегией Центра в борьбе за укрепление единства страны  должна быть не насаждения полицейского наместничества, а поддержка региональных общественных инициатив в защиту общенациональных правовых и демократических стандартов. Гражданское общество может успешно развиваться только при наличии живых форм прямой демократии на основе общественного самоуправления.

То, что сейчас происходит в нашей стране с окружающей средой можно обозначить только как катастрофа. Идет хищническая эксплуатация природных богатств, грубо нарушаются требования экологической безопасности, включая право общественности на информирование. Экологические организации преследуются под самыми абсурдными предлогами. Все это требует самого неотложного вмешательства гражданского общества и государства.     

Представители демократической общественности будут исходить из следующего:

а). Выбор при проведении рыночных реформ наиболее необременительных для социально слабых слоев, гуманных и справедливых вариантов преобразований. Сокращения катастрофического разрыва в положение различных социальных групп и регионов. Необычайно важны гарантии обеспечения на всей территории страны стандартов «качества жизни», включая защиту от угрозы голода, обеспечения теплого жилья, медицинской помощи и образования. Для развития России и возращения ей статуса великой военной и экономической державы жизненно необходимы, как  свободная рыночная конкуренция, так и сохранение квалифицированных рабочих мест и социальной защиты малообеспеченных слоев в процессе интеграции в мировую экономику, при проведении жилищно-коммунальной и военной реформы, изменений в системы образования и здравоохранения. Только обеспечив свободное развития науки и широкий доступ представителей всех социальных слоев к полноценному образованию можно обеспечить культурное и  экономическое процветание нашей страны.

б). Последовательное отстаивание свободы слова, защита свободной прессы. Противодействие всем формам политической и идеологической цензуры, а также использованию властными структурами государственных СМИ и системы образования для пропаганды и манипулирования общественным сознанием. 

в). Защита принципов народовластия и федерализма, которые сейчас последовательно разрушаются властью, всей совокупности гражданских, политических, социально-экономических прав. В перспективе необходимо реформирование конституционного устройства власти. В первую очередь – ограничение прерогатив исполнительной власти, реальное обеспечение прав регионов и придание Федеральному Собранию функций полноценного парламента (Совет Федерации должен состоять из избираемых населением представителей регионов, а Государственная Дума должна получить контрольные функции и право формирования ответственного перед ней правительства).

г). Мирное разрешение чеченского кризиса.

д). Противодействие милитаризации государства и нагнетанию шпиономании, проведение военной реформы, профессионализация армии, установление контроля гражданского общества над деятельностью силовых структур, пресечение влияния  спецслужб на политическую жизнь.

е). Стратегической целью развития России на ближайшие годы должно быть отвечающее российским национальным интересам полноправное участие нашей страны в международных и европейских политических и экономических объединениях.

 

Консолидация демократических сил создает качественно новые условия для совместных действий демократических сил в защиту конституционных прав россиян, для коренного изменения ситуации в нашей стране. Действуя солидарно и согласованно, политические и неполитические организации демократической ориентации способны преодолеть авторитарные и застойные тенденции, добиться в ближайшие годы возобновления жизненно необходимых демократических реформ.

Hosted by uCoz