Российская газета №198 (03.10.03) стр. 2

  Кино не для всех

  Открытие кинофестиваля "Чечня" прошло в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова

  Елена Юринская

Фестиваль документальных фильмов о Чечне, который должен был пройти в Москве с 1 по 4 октября, частично сорван. Вечером 30 сентября дирекция Московского Киноцентра уведомила организаторов о том, что не намерена демонстрировать фильмы фестиваля, разрывает договор и готова вернуть деньги, полученные за демонстрацию фильмов.

Этому решению предшествовал ряд телефонных звонков из Киноцентра с просьбами отменить показ нескольких фильмов, а именно: "Террор в Москве" о событиях на Дубровке, "Покушение на Россию" о взрывах жилых домов в 1999 году и "Правдивые рассказы: война Бабицкого". По словам члена оргкомитета фестиваля Юрия Самодурова, случившееся стало результатом давления ФСБ на руководство Киноцентра.

Камнем преткновения вновь стал Борис Березовский: основанный им Фонд гражданских свобод выступил одним из спонсоров и организаторов фестиваля, а фильм "Покушение на Россию" снят при непосредственном его финансировании. Все фильмы, которые предполагалось демонстрировать в Киноцентре, будут показаны в Сахаровском центре, в маленьком зале на 90 мест. Директор Киноцентра Владимир Медведев отрицает факт какого бы то ни было давления. Впрочем, он не скрывает, что не хочет портить свои отношения "с высшими органами", показывая фильмы "антироссийской направленности". "Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен", - заявил Медведев в эфире "Эха Москвы".

***

компетентно

Владислав Куликов

В ТОМ, что программа кинофестиваля "Чечня" сильно урезана или даже вовсе зарублена, некоторые источники поспешили обвинить Лубянку.

На вопрос корреспондента "Российской газеты", имеет ли ФСБ какое-то отношение к закрытию кинофестиваля "Чечня", начальник центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко ответил, что про кинофестиваль "Чечня" он просто ничего не знает.

Когда корреспондент "РГ" попытался выяснить по неофициальным каналам в спецслужбах, ему ответили смехом. "А инопланетяне не причастны к закрытию кинофестиваля?" - переспросил один из высокопоставленных сотрудников ФСБ. - Закрытие фестиваля с нашей подачи было бы проявлением цензуры. Мы не имеем права делать такие вещи, особенно в наше время. Но это теоретический разговор. Потому что я тоже узнал, что этот фестиваль должен проводиться, только от журналистов. Наша "контора" к его закрытию не причастна".

Столичная вечерняя газета №159.1 (02.10.03) стр. 2

Киноцентр не будет показывать фильмы про Чечню

Инна Сыресина

Фестиваль фильмов «Чечня» — это подборка документальных лент, сделанных режиссерами Великобритании, Нидерландов, Бельгии и других стран Европы. Их уже показывали в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лондоне. Добрались и до Москвы, но Киноцентр на Красной Пресне внезапно отказался предоставить устроителям кинозал.

Прежде чем объявить о разрыве контракта на аренду зала, руководство Киноцентра попросило организаторов добровольно снять с фестивального, показа несколько лент, в которых критикуются действия ФСБ. Это фильмы «Террор в Москве» о теракте в «Норд-Осте» британского режиссера Дэна Рида и «Правдивые рассказы: война Бабицкого». На фестивале планировалось показать и документальный фильм «Покушение на Россию» французского режиссера Жана-Шарля Денье, где во взрывах 1999 года в Москве обвиняются российские спецслужбы. Все фильмы сделаны на основе телевизионных интервью и новостных репортажей, которые полностью или частично уже показывали по российскому или зарубежному телевидению.

По словам директора Киноцентра Владимира Медведева, это политические фильмы, а Киноцентр «политикой не занимается, мы показываем художественные фильмы».

Один из организаторов фестиваля Юрий Самодуров, директор Музея им. А.Сахарова, считает, что на руководство Киноцентра надавило ФСБ. Кроме Музея им. Сахарова, фестиваль спонсируют Фонд защиты гласности и Международная хельсинкская организация по правам человека. Видеодиск с фестивальными фильмами был направлен каждому из 535 членов Конгресса США. В ближайшее время Фонд гражданских свобод собирается распространить фильмы среди членов парламентов европейских стран.

 

 

Еженедельный журнал №39 (06.10.03) стр. 30-32

Фактор страха

ДЛЯ КИНОЦЕНТРА КИНО ОКАЗАЛОСЬ СТРАШНЕЙШИМ ИЗ ИСКУССТВ

На прошлой неделе в России, пожалуй, в первый раз за постсоветский период был отмечен случай политической цензуры в отношении «важнейшего из искусств» - кино. Международный фестиваль документальных фильмов «Чечня», организованный крупнейшими правозащитными организациями, должен был открыться для широкой публики 2 октября в одном из залов Киноцентра на Красной Пресне. До этого фестиваль с большим успехом прошел в Лондоне, Нью-Йорке и Вашингтоне. Но 30 сентября организаторы получили письмо от директора Киноцентра Владимира Медведева, в котором он отказался предоставить фестивалю помещение, поскольку ряд зарубежных фильмов программы оказался «неприемлемым для показа». В результате все фильмы были показаны в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. С одной стороны, запрет сделал фестивалю неплохую рекламу - о решении Киноцентра сообщили издания, которые о самом фестивале писать изначально не собирались. С другой - фактически дискредитировал саму идею, превратив «настоящий кинофестиваль» в рядовую акцию правозащитников на своей территории.

  ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА

  В интервью «Эхо Москвы» Владимир Медведев объяснил причины отказа: «Все зарубежные картины - антироссийского направления, и нам это в Киноцентре ни к чему». Оказывается, описания фильмов руководство Киноцентра получило лишь 30 сентября и при ознакомлении с ними натурально пришло в ужас - именно этим, по словам Медведева, объясняется отказ в самый последний момент. Директор Сахаровского центра Юрий Самодуров в интервью корреспонденту «Журнала» подтвердил, что направил описания 30 сентября, но лишь потому, что ранее Киноцентр ни о чем подобном не просил. Самодуров склонен объяснить решение Медведева противодействием спецслужб. «Дело в том, что Медведев настаивал на снятии всего четырех фильмов из программы фестиваля - «Покушение на Россию», «Террор в Москве», «Убийство с международного согласия» и «Правдивые рассказы: война Бабицкого». По мнению Самодурова, помимо иностранного происхождения режиссеров у этих фильмов есть еще только одна общая черта: главная тема каждого из них -нечистоплотность и ложь ФСБ, будь то во время трагедии «Норд-Оста» («Террор в Москве») или освобождения Грозного в 1999 г. («Война Бабицкого»). Кроме того, в числе организаторов фестиваля есть структуры, финансируемые Березовским, а его имя в последнее время вызывает все более нервную реакцию властей. Не отрицает этого и сам Медведев: «Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский нам не нужен. Мы лучше будем показывать фильмы, которые ничего, кроме славы, России не приносят». Очевидно, что такие фильмы в программе фестиваля о Чечне найти было затруднительно.

  ТЕОРИЯ САМОЦЕНЗУРЫ

  Медведев твердо стоит на том, что никто на него не давил и решение он принял самостоятельно. Очень может быть. Ситуация в Чечне, как известно из официальных источников, «нормализуется день ото дня». А тут на тебе, какие-то «правдивые рассказы». К тому же известно, что за здание Киноцентра вот уже несколько лет идет ожесточенная борьба, решающая победа в которой, как это часто бывает в России, достанется тому, кто сможет заручиться пресловутым административным ресурсом. Так что «самостоятельность» Медведева получает вполне ясное экономическое объяснение. Проведение «антироссийского фестиваля» всесильному «ресурсу» понравиться по определению не может. Тем более накануне выборов в Чечне. Тем более при наличии Березовского. Да еще с 9 августа, когда Киноцентр дал согласие на проведение фестиваля, ситуация в мятежной республике кардинальным образом изменилась: если раньше у кого-то могли возникнуть иллюзии, что Кремль готов допустить хоть какую-то полемику по чеченскому вопросу, то с отменой регистрации Сайдуллаева и публичной поддержкой Путиным Ахмада Кадырова эти иллюзии исчезли.

  Соответственно, фестиваль становился мероприятием уже совсем вопиющим и ни в какие рамки не вписывающимся. Поэтому Медведев и решил не рисковать, как он выразился, своими «хорошими отношениями со всеми высшими органами».

  ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЗЕРВАЦИЯ

  На самом деле не так уж важно, как именно Медведев принимал решение. Угрожали ему, намекали, советовали? Или сам он позвонил куда следует и поинтересовался, разрешено ли ложиться на амбразуру? Или кто-то набрал его номер и страшно подышал в трубку? Все это неизвестно и вряд ли когда-то выяснится. Важно другое: по прямому ли приказу власти, просто ли во исполнение ее явного желания официальная точка зрения все активнее вытесняет альтернативную на периферию общественной жизни. Именно об этом главным образом и сокрушается Юрий Самодуров: «Мы хотели провести нормальный фестиваль, но если показы будут проходить только в нашем центре, это будет уже не фестиваль, а какая-то акция». И дело даже не в количестве зрителей, В конце концов 121 место в Киноцентре принципиально не отличается от тех 90, что имеются в Сахаровском центре. Просто именно таким образом - как очередную акцию - и воспримет широкая публика этот урезанный в правах фестиваль. Полгода назад там какие-то иконы краской замазывали, сегодня какие-то фильмы про боевиков показывают...

  Фестиваль в Киноцентре должен был стать событием культурной и общественной жизни Москвы - показы в Сахаровском центре остаются эпизодом столичной правозащитной деятельности. Не секрет, что Музей Сахарова давно уже стал для власти своеобразной политической резервацией, где позволено делать все, и именно поэтому это «все» не всегда воспринимается с той остротой, на которую рассчитывают организаторы. Если бы фильмы фестиваля показали на нейтральной площадке, это стало бы своеобразной формой легализации иной, отличной от официальной, точки зрения на чеченскую войну. От нее было бы сложнее отмахнуться, ее было бы невозможно не заметить. Фестивали в Лондоне и Нью-Йорке Кремль предпочел никак не комментировать, судя по всему, не последует никаких заявлений и по поводу московского события. Действительно, что возьмешь с этих правозащитников? Пусть себе выступают, главное, чтобы границ не переходили. 2 октября эти границы стали вполне конкретным географическим понятием. Киноцентр па Красной Пресне, к сожалению, оказался по другую сторону.

 ***

Официальная точка зрения в последнее время все активнее вытесняет альтернативную на периферию общественной жизни

 ***

«Давайте бояться вместе»

 На вопросы «Журнала» отвечает глава российского представительства Фонда гражданских свобод, один из организаторов фестиваля Павел Арсеньев

 - Павел Леонидович, по вашему мнению, на Медведева надавили?

 - Мне кажется, что все гораздо хуже. Мы возвращаемся s старые времена, люди вспомнили то, чему нас усиленно учил и последние 60-70 лет, опять появилась боязнь и самоцензура. Опять думают, как бы чего не вышло, а что Иван Иванович скажет. Я не думаю, что его кто-то сильно к чему-нибудь вынуждал, скорее он сам себя вынудил. Помните, был та кой мультфильм старый, когда котенок щенку говорит: «Давай бояться вместе». Вот эта история, в сущности, о том же. Я не сомневаюсь, что руководство Киноцентра долго и мучительно обсуждало эту ситуацию, и в конце концов они все-таки решили бояться. Вместе. Возвращается ситуация, знакомая нам опять же с советских времен. Приличный вроде бы человек, а принимает стыдные решения, и приходится отделять этого самого человека от его решений.

 - А когда подписывался договор, неужели не было понятно, о чем будут фильмы?

 - Я думаю, что в тот момент Киноцентр повел себя как нормальный «хозяйствующий субъект», чья цель - продажа зала зрителям или организациям. Понимание пришло потом.

 - Правда ли, что Киноцентр сначала предложил убрать несколько фильмов?

 - Дело в том, что в оргкомитет вошли все наиболее значимые московские правозащитные организации, они составили оргкомитет вполне определенного фестиваля, а если убрать один, второй, третий, четвертый фильмы, то это будет уже какой-то совсем другой фестиваль. Поначалу речь шла лишь об одном фильме «Покушение на Россию», и мы были готовы пожертвовать этой лентой, чтобы фестиваль состоялся в Киноцентре. У Киноцентра есть определенные традиции, известность, имидж, вполне для этого подходящий. Но когда мы согласились убрать один фильм, сказали, что вообще ничего не надо. Ну, не надо так не надо.

 - Пострадал ли фестиваль в результате запрета?

 - Нет, я думаю, что благодаря этой истории он даже выиграл. Если у кого-то была цель сорвать фестиваль, то результат-то получился обратный. О его проведении теперь знают все. Я раньше не понимал, о чем будут писать журналисты. Про кино? Как-то непонятно. Зато теперь понятно, о чем все будут писать. Не о кино.

 - Известна ли вам какая-то официальная реакция Кремля на те фестивали, что прошли в Англии и США?

 - Власть просто их «не заметила». Позиция достаточно профессиональная. Наверху прекрасно понимают основной закон современной жизни: если о чем-то не говорить, значит, этого не существует. Если взять происходящее в Чечне, то тут это тоже срабатывает. Только, если о чеченской проблеме не говорить, она же не исчезнет. Так и живем - с широко закрытыми глазами.

 ***

Описания фильмов, которые напугали Киноцентр. Выдержки из официального документа, высланного организаторами фестиваля Владимиру Медведеву

  «Террор в Москве» Режиссер Дэн Рид Великобритания

  Этот документальный фильм, автор которого рассказывает о том, что на самом деле происходило в те страшные дни и часы в осажденном Театральном центре. В его основе - свидетельства выживших очевидцев, расшифрованные записи разговоров по мобильной и стационарной телефонной связи, ранее не демонстрировавшиеся съемки штурма здания и его результатов и самое главное - уникальная видеозапись событий, которую вел один из боевиков своей видеокамерой. Это взгляд изнутри и на развитие этой трагедии, и на ее последствия для тех, кто попал в эпицентр событий.

  «Правдивые рассказы: война Бабицкого» Режиссер Андрей Бабицкий Великобритания

  В 2001 г. фильм получил награду организации Amnesty International UK Media Award. Этот документальный фильм рассказывает о судьбе журналиста Андрея Бабицкого, чьи репортажи из Чечни приводили в ярость российские власти. В 2000 г. Бабицкий получил награду за достижения в журналистике и демократии от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

  «Покушение на Россию» Режиссер Жан-Шарль Денье Франция

  Сентябрь 1999 г. – время террора в городах России. Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске привели к гибели сотен ни в чем не повинных людей. Кровавые теракты настроили массы на войну до победного конца в Чечне и вызвали рост популярности энергичного премьер-министра Путина, обеспечив ему победу в президентской кампании. 22 сентября происходит странный инциденте Рязани, где в подвале жилого дома обнаружены мешки с гексогеном и детонатор. Фильм французских журналистов продолжает расследование этой загадочной истории. Он запрещен в России, несмотря на то что, согласно опросам, более половины россиян хотели бы его увидеть.

  «Убийство с международного согласия» Режиссер Кристина Курчаб-Редлих Польша

  Веские доказательства жестокости против гражданского населения и манипуляций во время недавнего референдума. Пустые улицы вдень выборов явно ставят под сомнение заявленную 96-процентную явку населения.

   

 

Грани.ру (04.10.03)

  Организаторы фестиваля "Чечня" устроили просмотр фильма о "Норд-Осте" для бывших заложников

  В субботу группа бывших заложников Дубровки и родственников погибших объявила о создании общественной организации РОО "Норд-Ост". Согласно уставным документам, членство в "Норд-Осте" открыто для жертв любых терактов в России, в том числе взрывов жилых домов в сентябре 1999 года.

  По уставу, ассоциация "Норд-Ост" будет проводить программы "медицинской, юридической и социальной помощи пострадавшим" от терактов а также "собственную исследовательскую и аналитическую деятельность" и информационные мероприятия, связанные с терактами в целях "равития демократического правового общества в России" и "повышения уровня открытости и гласности". Член координационного совета Татьяна Карпова, потерявшая во время штурма "Норд-Оста" сына, заявила во время беседы с журналистами, что действия организации направлены "не против чеченцев", а "против тех, кто убил наших детей".

  На сегодняшний день в состав организации входит около 200 пострадавших при штурме "Норд-Оста" и родственников погибших. Они намерены добиваться осуществления своих прав в страсбургском суде по правам человека. 26 октября - в день годовщины трагических событий на Дубровке - у здания театра организация проведет панихиду. Будут открыты памятник и мемориальная доска в память о жертвах теракта.

  Сегодня же Фонд гражданских свобод в рамках Международного фестиваля документальных фильмов "Чечня" провел специальный просмотр фильма "Террор в Москве" для жертв теракта в московском теaтре в октябре прошлого года, о котором рассказывается в фильме.

  Просмотр был закрыт для публики, но открыт для прессы. Поскольку многим заложникам и родственникам погибших впервые пришлось увидеть кадры, снятые внутри здания театра во время захвата, координационный совет организации и администрация сахаровского центра обеспечили дежурство медиков "скорой помощи" во время сеанса.

  "Террор в Москве" - одна из зарубежных лент, из-за которых на прошлой неделе московский Киноцентр отказался демонстрировать фильмы фестиваля, усмотрев в них "антироссийскую направленность".

  Комментируя позицию Киноцентра, Джордж Кэри, исполнительный директор студии, заявил: "Очень жаль, что "Террор в Москве" не был показан на фестивале в Москве. Если люди станут лучше понимать, почему происходят события, подобные захвату театра, от этого будет только польза. Вред наносит сокрытие информации - обычно это признак того, что властям есть что скрывать."

  "Террор в Москве" был впервые показан по 4-му каналу британского ТВ 12 мая 2003 года. В ближайшие недели, в связи с годовщиной событий на Дубровке он будет доступен многомиллионной аудитории на Западе, в том числе в американской кабельной сети НВО (21 сеанс) и по германо-французскому каналу ARTE-TV.

  Лицензия на показ "Террора в Москве" в РФ принадлежит Фонду гражданских свобод, который оганизовал дублирование фильма на русский язык. Премьера русской версии состоялась в Сахаровском центре в четверг. Право на бeсплатный показ фильма было предложено всем российским телеканалам и региональным станциям, но до сих пор никто из них не изъявил такого желания.

  "Террор в Москве" - производство британской независимой студии Менторн, режиссер Дэн Рид.

  Трагедия на Дубровке (спецпроект Граней.Ру)

  ***

дословно 

 Дэвид Саттер, автор книги «Тьма на рассвете»

(После показа фильма "Покушение на Россию" на фестивале фильмов о Чечне в Нью-Йорке)

 Сегодня в России достаточно свободы, чтобы задать вопрос, но недостаточно, чтобы получить ответ.

   

 

Утро.ру (04.10.03)

  "Террор в Москве" москвичам смотреть запрещено

  Фестиваль документальных фильмов о Чечне завершается сегодня в Москве.

  Он проходил на фоне скандала, связанного с отказом "Киноцентра" демонстрировать в своем помещении представленные ленты. "Киноцентр" мотивировал свой отказ предоставить зал для показов тем, что, цитируем высказывание директора Владимира Медведева, "ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа, поскольку они носят антироссийский характер". В первую очередь директор "Киноцентра" вел речь о трех лентах – "Террор в Москве" (о событиях на Дубровке), "Война Бабицкого" и "Покушение на Россию" (про взрывы домов в Москве). Кстати, об отказе "Киноцентра" стало известно буквально накануне фестиваля, из-за чего он оказался под угрозой срыва. В итоге и эти, и другие фильмы о Чечне приютил у себя Музей имени Андрея Сахарова.

  Российские правозащитники уверены, что Владимир Медведев принял свое решение под давлением властей. Однако создатели фильмов недоумевают, "почему русским это смотреть не дозволено, хотя некоторые ленты показывали по всему миру".

  Фильм "Террор в Москве" смогут увидеть телезрители Германии - через несколько дней его покажет одна из немецких телекомпаний.

   

  Newsru.com (04.10.03)

  Бывшие заложники "Норд-Оста" объединились в общественную организацию

 В Москве создана общественная организация "Норд-Ост", представляющая интересы бывших заложников, пострадавших при теракте в Театральном центре на Дубровке 23-26 октября прошлого года, сообщает "Интерфакс".

 "Наша организация создана для информирования общественности, защиты интересов пострадавших при теракте и привлечения общественного внимания к проблеме бывших заложников, пострадавших при теракте на Дубровке", - заявил в субботу на пресс-конференции один из организаторов создания общественной организации Сергей Карпов.

 В свою очередь, его жена, Татьяна Карпова, также входящая в оргкомитет, заявила, что в организацию уже входят около 200 человек. У супругов Карповых при теракте на Дубровке погиб сын - Александр Карпов, известный в Москве бард.

 Карпова отметила, отвечая на вопросы журналистов, что общественная организация "ищет спонсоров за рубежом", в частности, "рассчитывает на помощь международных фондов".

 Организация "Норд-Ост" планирует в годовщину теракта - 23 октября - провести панихиду у Театрального центра на Дубровке. Она будет приурочена к открытию стелы памяти пострадавших при теракте.

 "Не планируется каких-либо специальных мероприятий, просто люди будут приходить, зажигать свечи, поминать своих родных", - сказала Карпова. При этом она подчеркнула, что с помощью общественности организация "Норд-Ост" добилась установки рядом с памятной стелой мемориальной доски с именами всех погибших при теракте на Дубровке осенью прошлого года.

 Учредители общественной организации считают, что к ней могут присоединиться пострадавшие при других терактах, в частности, при взрывах летом этого года на Тушинском аэродроме и в моздокском военном госпитале.

 

 

 

Время новостей №184 (02.10.03) стр. 2

  Бесславное кино

  Иван СУХОВ

  Директор московского Киноцентра испугался фильмов про Чечню

  Московский Киноцентр в последний момент 77отказался показывать документальные фильмы фестиваля "Чечня", который там собирались провести российские правозащитники. Фестиваль должен был открыться в четверг показом фильма "Забытая война России". Договор о предоставлении зала дирекция Киноцентра заключила с организаторами еще 9 августа. Но вчера на имя организаторов пришло письмо за подписью управляющего пресненским Киноцентром Владимира Медведева. В письме говорилось: "Киноцентр не может предоставить зал N2 (121 место) для проведения показов ... по следующей причине: аннотации на фильмы мы получили только 30 сентября в 17 часов. Из более подробной информации о фильмах следует, что ряд зарубежных картин неприемлем для показа в Киноцентре". Далее г-н Медведев гарантировал, что деньги движения "За права человека", на которые правозащитники выкупили билеты, чтобы сделать вход бесплатным, будут незамедлительно возвращены на счет этой организации.

  Что именно так потрясло г-на Медведева в аннотации, выяснилось из его вчерашнего выступления на радио "Эхо Москвы". Он объяснил, что Киноцентр не занимается политикой и "лучше будет показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят". Подходящие картины г-н Медведев отбирает, видимо, по названиям и аннотациям.

  Ему, похоже, не внушили доверия названия фестивальных фильмов "Покушение на Россию", "Террор в Москве" и "Правдивые рассказы Бабицкого".

  На вчерашний пресс-показ, который проходил в Музее Сахарова, правозащитники приглашали нескольких политиков и депутатов Госдумы. Но никто из них так не пришел. Теперь организаторы фестиваля обещают отправить им фильмы почтой на видеокассетах. Остальные тоже смогут увидеть отвергнутое г-ном Медведевым кино. Фестиваль перенесли в зал Музея Сахарова. "Если чья-то цель была, чтобы этого показа не было, то вышло наоборот. Теперь даже тот, кто не знал о фестивале, о нем узнал", - сказал газете "Время новостей" один из организаторов, глава российского представительства Фонда гражданских свобод Павел Арсеньев, По мнению некоторых коллег г-на Арсеньева, Владимир Медведев отказался от сотрудничества под давлением со стороны правоохранительных структур.

   

 

Ведомости №179 (02.10.03) стр. 8

  Киноцентр останется вне политики

  Руководство Киноцентра на Красной Пресне заявило, что не будет показывать фильмы фестиваля "Чечня", который проводится российскими правозащитными организациями. Как сказал директор киноцентра Владимир Медведев, к российским фильмам претензий нет, а вот все зарубежные картины - "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - чистая политика антироссийского направления. Фильмы покажут только в музее Сахарова - в маленьком кинозале на 90 мест.



 

Агентство социальной информации (30.09.03)

  1-4 октября. Международный фестиваль документальных фильмов "Чечня" 

  МОСКВА. Организаторы фестиваля: Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, "Мемориал", "Московская Хельсинкская группа", Общероссийское общественное движение "За права человека", "Русский ПЕН-центр", Комитет "Гражданское содействие", Союз комитетов солдатских матерей России, Фонд гражданских свобод, Форум переселенческих организаций и др. 1 октября в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова состоится открытие фестиваля и пресс-показ. В открытии примут участие: Л.М.Алексеева, М.А.Асламазян, П.Л.Арсеньев, С.А.Ганнушкина, А.Е.Гербер, Л.И.Графова, С.А.Ковалев и др. Начало в 12.00. Адрес: ул. Земляной вал, д. 57, строен. 6. 2-4 октября - показ кинофильмов в Киноцентре на Красной Пресне.

 


  hro.org (02.10.03)

  Международный фестиваль документальных фильмов "Чечня"

  Оргкомитет фестиваля:

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова; Мемориал; Московская Хельсинкская группа; Общероссийское общественное движение "За права человека"; Русский ПЕН-центр; Комитет "Гражданское содействие"; Фонд защиты гласности; Союз комитетов солдатских матерей России; Форум переселенческих организаций; Фонд Гражданских свобод; Фонд Холокост; АНО Интерньюс.

  Открытие и пресс-показ состоится 1 октября 2003 года в 12:00 ч. в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова по адресу: Москва, Земляной вал, д. 57, стр. 6

  Программа пресс-показа:

  Фильмы фестиваля в Лондоне 23 - 25 июня, Вашингтоне 15 - 18 сентября, Нью-Йорке 23 - 25 сентября, Токио 27 сентября 2003 года:

  "Танцуй, Грозный, танцуй! " Режиссер Джос де Путтер

Студия Zeppers Films and TV, Нидерланды

  "Чеченская колыбельная"

Режиссер Нино Киртадзе

Студия Unite Documentaires, Франция

  "Правдивые рассказы: война Бабицкого"

Производство канала Channel 4, Великобритания

  "Убийство с международного согласия"

Режиссер Крайзина Курзаб-Редлик

Производство POLSAT-TV, Польша

Фильм, представленный в программу фестиваля в Москве

Музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова:

  "Недетские истории"

Режиссер Зара Имаева, Россия, 2000

Аккредитиция СМИ на открытие и пресс-показ по телефонам:

(095) 923-44-01, 923-44-20, 923-41-15

  Оргкомитет Фестиваля

  Дополнительная информация и программа фестиваля в Киноцентре на Красной пресне на 2-4 октября 2003 года

   Источник: Фонд Гражданских свобод 


 

Грани.ру (30.09.03)

  ФСБ срывает показ фильмов о Чечне, "Норд-Осте" и взрывах жилых домов

  Фестиваль документальных фильмов о Чечне, который должен был пройти в Москве с 1 по 4 октября, частично сорван. Как сообщили Граням.Ру в оргкомитете, вечером 30 сентября дирекция московского Киноцентра уведомила организаторов о том, что разрывает договор и готова вернуть деньги, полученные за демонстрацию фильмов. Этому предшествовал ряд телефонных звонков из Киноцентра с просьбами отменить показ нескольких фильмов: "Террор в Москве" о событиях на Дубровке, "Покушение на Россию" о взрывах жилых домов в 1999 году и "Правдивые рассказы: война Бабицкого".

  По словам члена оргкомитета фестиваля Юрия Самодурова, причиной скандального происшествия стало давление ФСБ на руководство Киноцентра. Самодуров считает, что таким образом ФСБ пытается помешать демонстрации в России фильмов, снятых независимыми зарубежными документалистами.

  Открытие кинофестиваля "Чечня" состоялось, как и планировалось, 1 октября в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. Все фильмы, запланированные к показу в Киноцентре, будут демонстрироваться в дни кинофестиваля в сахаровском центре, в зале на 90 мест.

  Директор Киноцентра Владимир Медведев утверждает, что никакого давления на него не оказывалось. Свое решение он объяснил нежеланием "портить отношения с высшими органами", показывая фильмы "антироссийской направленности". "Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен", - заявил Медведев в эфире "Эха Москвы". Основанный Березовским Фонд гражданских свобод является одним из спонсоров фестиваля, а фильм "Покушение на Россию" снят при поддержке Березовского и распространялся на кассетах активистами его партии "Либеральная Россия".

  По инициативе крупнейших международных правозащитных организаций фильмы о Чечне, снятые российскими и иностранными документалистами и телерепортерами, демонстрировались в июне в Лондоне во время госвизита Владимира Путина, показы в Нью-Йорке и Вашингтоне были приурочены к российско-американскому саммиту, а московский этап фестиваля проходит в канун выборов президента Чечни. В московский оргкомитет вошли такие правозащитные организации, как "Мемориал", Московская Хельсинкская группа и Союз комитетов солдатских матерей. На фестиваль аккредитовалось 12 российских и 31 зарубежное СМИ. Грани.Ру выступают информационным спонсором фестиваля.

  ***

  Владимир Путин

( На встрече со студентами Колумбийского университета)

  Спецслужбы не должны совать свой нос в гражданское общество.

 


  Эхо москвы (30.09.03)

  Под угрозой срыва оказался Международный фестиваль документальных фильмов "Чечня", запланированный на 2-4 октября в Москве

  Как сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля, директор Музея имени А.Сахарова Юрий Самодуров, руководство "Киноцентра на Красной Пресне" приняло решение не показывать три фильма из основной программы фестиваля. Основная идея фестиваля – представить российскому зрителю шесть документальных фильмов, показанных в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лондоне.

  По словам Ю.Самодурова, речь идет о фильмах "Террор в Москве" (о ситуации с "Норд-Остом") режиссер Дэн Рид, "Правдивые рассказы: война Бабицкого" (Великобритания), "Покушение на Россию" Шарля Денье.

  Ю.Самодуров полагает, что "на Киноцентр было оказано давление со стороны ФСБ, так как в этих фильмах затрагивается работа ФСБ". "По-другому это решение вряд ли это можно интерпретировать", - добавил он.

  В любом случае, сообщил он, эти фильмы будут показаны в Музее имени А.Сахарова. Но это уже не будет фестивалем, считает Ю.Самодуров, так как показы пройдут в небольшом зале на 90 мест, а не для широкой аудитории.

 

 

 

 

новые известия №68 (02.10.03) стр. 7

  Политический страх

  Московский Киноцентр отказался показывать фильмы о Чечне

  Марина БАЗЫЛЮК  

  Любительские кадры показали чеченскую трагедию изнутри

Международный кинофестиваль «Чечня», который должен был начаться в столичном Киноцентре 1 октября, едва не был сорван. Поздно вечером накануне его открытия дирекция Киноцентра уведомила оргкомитет фестиваля о том, что возвращает деньги, полученные за демонстрацию картин. Заявлению предшествовали звонки с требованием отменить показ нескольких фильмов.

  В Москве к проведению фестиваля готовились тщательно. Ударить лицом в грязь не хотелось: фестиваль уже с успехом прошел в Японии, в Лондоне (во время визита Владимира Путина), в Нью-Йорке и Вашингтоне (в дни российско-американского «саммита», накануне встречи лидеров России и США). Московский этап фестиваля приурочили к выборам президента Чечни. В оргкомитет вошли 12 международных правозащитных организаций, в числе которых Сахаровский Центр, общество «Мемориал», Фонд защиты гласности. На улицах и в метро были расклеены сотни плакатов и рекламных стикеров с указанием времени и места действия: «1–4 октября. Киноцентр на Пресне».

  И вдруг вечером 30 сентября члену оргкомитета фестиваля Юрию Самодурову позвонил худрук Киноцентра Владимир Медведев.

  Как рассказал вчера журналистам Самодуров, его почему-то спросили, дал ли свое согласие на показ фильмов замглавы администрации президента г-н Сурков? «Я ответил: «А почему он должен давать свое согласие? Мы послали ему приглашение, при чем тут его согласие?» После этого мне было объявлено, что показ не состоится. Причины будут изложены в письменном виде. Перед тем как окончательно указать на дверь, меня попросили вычеркнуть из списка фильмов «Покушение на Россию», «Террор в Москве», «Убийство с международного согласия» и «Правдивые рассказы: война Бабицкого» – взгляд на события в Чечне известного журналиста». Все эти фильмы, снятые независимыми зарубежными кинорепортерами, так или иначе, затрагивают деятельность ФСБ. Отказ Киноцентра их демонстрировать сделан явно под давлением этой организации...

  Юрий Самодуров рассказал о случившемся на пресс-конференции в Сахаровском Центре-музее, директором которого он является и в стены которого в спешном порядке был эвакуирован фестиваль. Совсем как мирные жители из-под бомбежки. Будто бы в подтверждение прозвучавшего рассказа принесли еще тепленький, только что полученный из Киноцентра факс: «АНО «Киноцентр» не может предоставить зал № 2 (121 место) для проведения Международного фестиваля «Чечня» по следующей причине: аннотации на фильмы фестиваля мы получили только 30 сентября в 17 часов (договор был заключен 9 августа). Из более подробной информации следует, что ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа в Киноцентре».

  Внизу документа – подпись художественного руководителя «Киноцентра» Владимира Медведева.

  Чтобы стало ясно, на каком основании был официально дан отказ в праве говорить правду о Чечне, приведу текст одной из не понравившихся г-ну Медведеву аннотаций:

  «Террор в Москве». Режиссер Дэн Рид. Производство канала Channel 4/Mentorn (Великобритания). Этот потрясающей силы документальный фильм, автор которого – продюсер и режиссер Дэн Рид, создатель знаменитой «Долины», рассказывает о том, что на самом деле происходило в те страшные дни в осажденном Театральном центре на Дубровке. В его основе свидетельства очевидцев, записи разговоров по мобильной и стационарной телефонной связи, ранее не демонстрировавшиеся съемки штурма здания и его результатов, и, самое главное, уникальная видеозапись, которую вел один из боевиков своей любительской камерой, – взгляд изнутри и на развитие трагедии, и на ее последствия для тех, кто попал в эпицентр событий».

  Бывшее под угрозой срыва, но все же состоявшееся открытие фестиваля превратилось в острую дискуссию. В доме, носящем имя Андрея Сахарова, собралась целая плеяда правозащитников: Лев Пономарев (движение «За права человека»), Олег Орлов (центр «Мемориал»), Валентина Мельникова (Союз комитетов солдатских матерей), Павел Арсеньев (Российское представительство Фонда гражданских свобод), Анна Политковская («Новая газета»). Все они по-разному высказывались о решении руководства «Киноцентр», но были солидарны в одном: причина отказа – страх.

  В компании правозащитников нашлись и те, кто пытался защитить г-на Медведева. «Киноцентр» сейчас в очень сложном положении, есть много желающих его заполучить, – как всегда страстно говорила кинокритик Алла Гербер, президент фонда «Холокост», бывший депутат Госдумы. – Я знаю людей, работающих в «Киноцентре». Поверьте, они не просто так вот, за чашкой кофе, решили отказать в проведении фестиваля. Уже то, что они согласились на фестиваль, – смелый шаг с их стороны. Нельзя обвинять их. Решение об отказе далось им очень тяжело, и понятно, что они сделали это под давлением».

  В ответ раздался голос Валентины Мельниковой: «Если кому-то вдруг стало страшно, давайте бояться вместе! Может, смелее станем! Я не могу оправдывать действия руководства Киноцентра тем, что они испугались. Ко мне все чаще приходят мамы и говорят: «Я отдавала ребенка в армию, а не на войну. Войны ведь нет – об этом и по телевизору говорят…» А война тем временем, как мы знаем, идет. Своими действиями руководство Киноцентра попыталось помешать рассказать об этом обществу. Знаете, я начала работать в нашем комитете в 93-м году, и тогда было гораздо легче спасать солдат, чем сейчас...»

  Пока оргкомитет кинофестиваля «Чечня» занимался экстренной передислокацией своих сил, пока шла подготовка к открытию и пресс-конференции, худрук «Киноцентра» спешил изложить свою версию случившегося. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» г-н Медведев сказал, что никакого давления на него не оказывалось. Принятое им единоличное решение худрук объяснил нежеланием «портить отношения с высшими органами», разрешая к показу фильмы «антироссийской направленности». В ответ на вопрос, что, собственно, имеется в виду – фильмы-то документальные, показывающие все, как было и как есть, – из уст г-на Медведева прозвучало буквально следующее: «Мы дорожим именем «Киноцентра», и прямо скажу: Березовский здесь не нужен! Основанный Березовским Фонд гражданских свобод – один из спонсоров фестиваля, фильм «Покушение на Россию» снят при поддержке Березовского, распространялся им на кассетах. К нашим фильмам претензий нет, а все зарубежные – антироссийского направления, и нам это в «Киноцентре» ни к чему. Все это чистая политика, а мы политикой не занимаемся, мы показываем художественное кино...».

  Сказано это было, повторим, по радио, а не на пресс-конференции в Сахаровском Центре. Но и там главной темой разговора стала проблема ответственности гражданина и художника.

  «Когда мы устроили у себя в музее выставку «Осторожно, религия!», направленную против клерикалов, а никак не против чувств верующих, депутаты Государственной думы посвятили ей целых три заседания! Интересно, сколько раз они будут заседать по поводу того, что наш фестиваль пытались сорвать?»

  Тут же, на пресс-конференции, члены Оргкомитета приняли решение: кассеты с фильмами фестиваля отправить каждому депутату Государственной думы с тем, чтобы они, как выразился Павел Арсеньев, «хотя бы на время выборов вспомнили о существовании Чечни, одного из субъектов нашей Российской Федерации».

  На открытии показали один из фильмов, которые будут демонстрироваться в Музее в ближайшие три дня, – «Чеченскую колыбельную» (студия Unite Documentaires, Франция). Картину сняла грузинский режиссер Нино Киртадзе. Рассказ ведут пятеро военных корреспондентов – англичанин, американец, русский, француженка и чешка. Они, дополняя друг друга, делятся со зрителем тем, что сами пережили. Фильм удостоен многочисленных призов, в том числе Премии Адольфа Гримме, которая считается «Оскаром» немецкого ТВ.

  Чечня 30-х годов. Остается несколько лет до депортации чеченского народа. Тысячи мужчин истово молятся, а за кадром нежный женский голос поет колыбельную своему малышу. А на экране тем временем вылинявшие кадры сменяются свежими – плачущие дети, их убитые родители, разрушенный Грозный...

  После фильма подумалось: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Дом Сахарова тесноват, но есть ли в Москве лучшее место для проведения такого фестиваля? Рядом с крохотным кинозалом – постоянная экспозиция музея. Лица наших сограждан–жертв коммунистических репрессий: ученые, военные, священники, писатели, художники, артисты и режиссеры кино...

  А неподалеку – небольшая фотовыставка: хроника чеченской войны. Под снимками не обозначено, где, когда и кем они сделаны. Только одно слово в правом нижнем углу, кроваво-красными буквами по черному фону: «Хватит!»

 

 

Lenta.ru (01.10.03)

Киноцентр отказался проводить фестиваль документальных фильмов о Чечне

Московский Фестиваль документальных фильмов о Чечне, который должен был пройти в Киноцентре на Красной Пресне со второго по четвертое октября, не состоится. Об этом в присланном в редакцию Ленты.Ру пресс-релизе сообщили организаторы фестиваля.

По их словам, руководство Киноцентра уведомило их о разрыве контракта на аренду зала для просмотра фильмов. Организаторы утверждают, что руководство Киноцентра ранее обращалось к ним с просьбой снять с показа несколько лент, которые содержат критику в адрес ФСБ.

Прежде всего это касается фильмов: "Террор в Москве" о теракте в Норд-Осте, "Покушение на Россию" о взрывах домов в 1999 г и "Война Бабицкого" о судьбе российского журналиста.

В интервью радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля директор Музея имени А.Сахарова Юрий Самодуров заявил, что, по его мнению, на руководство Киноцентра было оказано давление со стороны ФСБ.

 

 

Newsru.com (01.10.03)

Фестиваль документальных фильмов "Чечня" в Москве сорван

Международный фестиваль документальных фильмов "Чечня", запланированный на 2-4 октября в Москве, сорван. Как сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля, директор Музея имени А.Сахарова Юрий Самодуров, руководство Киноцентра на Красной Пресне приняло решение не показывать три фильма из основной программы фестиваля.

Основная идея фестиваля - представить российскому зрителю шесть документальных фильмов, показанных в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лондоне. Теперь руководство Киноцентра отказалось демонстрировать картины "Террор в Москве" режиссера Дэна Рида (о захвате Театрального центра на Дубровке), "Правдивые рассказы: война Бабицкого" (Великобритания), "Покушение на Россию" Шарля Денье.

  По мнению Самодурова, "на Киноцентр было оказано давление со стороны ФСБ, так как в этих фильмах затрагивается работа ФСБ". "По-другому это решение вряд ли это можно интерпретировать", - добавил он.

  В любом случае, сообщил он, эти фильмы будут показаны в Музее имени А.Сахарова. Но это уже не будет фестивалем, сказал Самодуров, так как показы пройдут в небольшом зале на 90 мест, а не для широкой аудитории.

  Фестиваль должен был открыться в четверг в Киноцентре

  Фестиваль должен был открыться в четверг в Киноцентре на Красной Пресне и продлиться до субботы, того дня, когда в Чечне должны состояться организуемые Москвой выборы нового президента республики. На прошлой неделе фестиваль документальных фильмов о Чечне прошел при переполненных залах в Нью-Йорке и Вашингтоне.

  В фестивале принимают участие разнообразные фильмы - хроники двух войн, продолжающихся в Чечне на протяжении последнего десятилетия, фильмы о чеченском терроризме. Во многих картинах российское правительство изображено в нелицеприятном свете.

  Организаторы фестиваля накануне распространили сообщение, что фестиваль документальных фильмов о Чечне, который должен был открыться в Москве, сорван в результате давления властей.

  "Руководство Киноцентра на Красной Пресне, где был забронирован зал для просмотров фильмов, уведомил организаторов фестиваля о разрыве контракта и невозможности показа фильмов. Этому предшестовали несколько телефонных звонков из Киноцентра с просьбами снять с программы несколько фильмов. Наибольшее беспокойсство вызывали фильмы 'Террор в Москве' о теракте в "Норд-Осте", 'Покушение на Россию' - о взрывах домов в 1999 г и 'Война Бабицкого' - о судьбе российского журналиста. Во всех этих фильмах содержатся критические замечания о деятельности ФСБ", - сообщается в пресс-релизе.

  Отмена фестиваля в последнюю минуту усиливает опасения организаций по защите прав человека и сторонников демократических реформ, что Владимир Путин ограничивает свободу слова, установившуюся при бывшем президенте России Борисе Ельцине. "Это означает только одно: мы живем в совершенно ином государстве и совершенно ином обществе по сравнению с тем, как мы жили в ельцинское время", - заявил Самодуров. Об этом в среду пишет Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).

  Помимо Музея им. Сахарова, спонсорами фестиваля являются Amnesty International, Human Rights Watch, "Мемориал" и Международная Хельсинскская федерация по правам человека, а также Борис Березовский. На фестивале, в частности, должен был быть показан документальный фильм Березовского "Покушение на Россию", в котором во взрывах жилых домов в Москве в 1999 году, ставших катализатором второй чеченской войны и прихода Путина к власти, обвиняются российские спецслужбы.

  Самодуров сообщил, что он предложил снять этот фильм с показа, если кинотеатр согласится показать остальные картины, однако руководство ответило отказом.

  По словам Алекса Голдфарба, компаньона Березовского, этот фильм в числе других фестивальных фильмов на DVD-носителях был направлен всех членам конгресса США, парламентов Великобритании, Франции и Германии.

  Комментарий руководства Киноцентра

  Директор Киноцентра на Красной Пресне Владимир Медведев заявил в эфире радиостанции "Эха Москвы" следующее: "Киноцентр не может предоставить зал для показов документальных фильмов фестиваля "Чечня", так как ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа в Киноцентре". По его словам, подробные аннотации на фильмы были получены Киноцентром только 30 сентября в 17 часов, хотя договор о показе был заключен 9 августа.

  "Нам не сказали, какие фильмы будут, - отметил Медведев. - К российским фильмам у нас претензий нет, а вот все зарубежные картины - антироссийского направления, и нам это в Киноцентре ни к чему". По его мнению, "фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" и прочие - чистая политика". "А мы политикой не занимаемся, мы показываем художественные фильмы", - заявил он.

  "Никакого давления на нас не было, просто мы не показываем фильмы, связанные с политикой, особенно когда это связано с российским правительством, с президентом, - заметил директор Киноцентра. - У нас очень хорошие отношения со всеми высшими органами, зачем нам портить отношения, нам это не нужно". По его словам, Киноцентр согласен показать только российские фильмы, но это не устраивает организаторов фестиваля "Чечня".

  "Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен, - заключил Медведев. - Мы лучше будем показывать фильмы, которые ничего, кроме славы, России не приносят". Он добавил, что "сумма, оплаченная общероссийским общественным движением "За права человека", будет незамедлительно перечислена на расчетный счет этой организации".

   

InoPressa

  Inopressa.ru (01.10.03)

  Москва отменила проведение фестиваля фильмов о Чечне

  Питер Бейкер

  Во вторник "Киноцентр на Красной Пресне" внезапно отменил проведение фестиваля фильмов о Чечне, в которых рассказывается об ужасах, сопровождающих конфликт в российской южной республике. Как указывают организаторы, этот фестиваль должен был состояться всего за несколько дней до проводимых Кремлем выборов президента Чечни.

  На фестивале, который ранее уже прошел в Вашингтоне и Нью-Йорке, были заявлены разнообразные картины: хроники двух войн, продолжающихся в Чечне на протяжении последнего десятилетия, фильмы о чеченском терроризме. Во многих работах российское правительство изображено в нелицеприятном свете.

  Юрий Самодуров, директор Музея им. Сахарова, который выступил спонсором фестиваля, заявил, что руководство кинотеатра аннулировало контакт о проведении трехдневного мероприятия. Он полагает, что это было сделано по указанию ФСБ (бывший КГБ).

  Фестиваль должен был открыться в четверг в "Киноцентре на Красной Пресне" и продлиться до субботы - дня проведения в Чечне организованных Москвой выборов нового президента.

  По словам Самодурова, Музей им. Сахарова попытается продемонстрировать фильмы фестиваля в собственном кинозале, хотя бы для небольшой аудитории.

  Получить комментарии представителей киноцентра не удалось. Как заявила девушка, взявшая трубку в киноцентре, в тот момент поблизости не было никого, кто смог бы прокомментировать ситуацию. На интернет-сайте киноцентра все упоминания о фестивале были уничтожены.

  Отмена фестиваля в последнюю минуту усиливает опасения правозащитных организаций и сторонников демократических реформ, что Владимир Путин ограничивает свободу слова, установившуюся при бывшем президенте России Борисе Ельцине. "Это означает только одно - мы живем в совершенно ином государстве и совершенно ином обществе по сравнению с тем, как мы жили в ельцинское время", - заявил Самодуров.

  Помимо Музея им. Сахарова, спонсорами фестиваля являются Amnesty International, Human Rights Watch, "Мемориал" и Международная Хельсинкская федерация по правам человека, а также Борис Березовский, российский олигарх, который покинул страну после столкновения с Путиным. На фестивале планировалось показать документальный фильм Березовского "Покушение на Россию", в котором во взрывах в жилых домах Москвы в 1999 году, ставших катализатором второй чеченской войны и прихода Путина к власти, обвиняются российские спецслужбы.

  Самодуров сообщил, что он предложил снять этот фильм с показа, если кинотеатр согласится продемонстрировать остальные картины, однако руководство ответило отказом.

  По словам Алекса Голдфарба, компаньона Березовского, этот фильм в числе других фестивальных фильмов на DVD-носителях был направлен всем членам конгресса США, парламентов Великобритании, Франции и Германии.

 

 

Известия.ру (01.10.03)

ФСБ заставила Киноцентр отменить фестиваль документальных фильмов о Чечне?

Московский Фестиваль документальных фильмов о Чечне, который должен был пройти в Киноцентре на Красной Пресне со 2 по 4 октября, не состоится. Об этом говорится в пресс-релизе организаторов фестиваля.

Руководство Киноцентра, по их словам, уведомило их о разрыве контракта на аренду зала для просмотра фильмов. Организаторы утверждают, что руководство Киноцентра ранее обращалось к ним с просьбой снять с показа несколько лент, которые содержат критику в адрес ФСБ.

  Прежде всего, это касается фильмов: "Террор в Москве" о теракте в "Норд-Осте", "Покушение на Россию" о взрывах домов в 1999 году и "Война Бабицкого" о судьбе российского журналиста.

  В интервью радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля директор Музея имени А.Сахарова Юрий Самодуров заявил, что, по его мнению, на руководство Киноцентра было оказано давление со стороны ФСБ. Об этом сообщает Lenta.Ru.


 

Utro.ru (01.10.03)

  В Киноцентре не будут показывать фильмы о Чечне

  Столичный Киноцентр отказался от показа фильмов Международного кинофестиваля "Чечня", так как "ряд зарубежных документальных лент носят антироссийскую направленность". Об этом сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Киноцентра на Красной Пресне Владимир Медведев. По его словам, фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - чистая политика". Он подчеркнул, что Киноцентр "политикой не занимается, мы показываем художественные фильмы. "Лучше будем показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят", - подчеркнул Медведев.

 


 

Газета.ру (01.10.03)

  Киноцентр отказался показывать документальные фильмы о Чечне

 Столичный Киноцентр отказался от показа фильмов Международного кинофестиваля "Чечня", так как "ряд зарубежных документальных лент носят антироссийскую направленность". Об этом сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Киноцентра на Красной Пресне Владимир Медведев.

 По его словам, фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - чистая политика". Как передает ИТАР-ТАСС, он подчеркнул, что Киноцентр "политикой не занимается, мы показываем художественные фильмы. Лучше будем показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят".

 По его словам, подробные аннотации на фильмы были получены Киноцентром только 30 сентября в 17 часов, хотя договор о показе был заключен 9 августа.

  Фестивать открылся в среду в Музее и общественном центре имени Сахарова, как и было намечено ранее. Фестиваль организован консорциумом российских правозащитных организаций.


 

эхо москвы (01.10.03)

  Киноцентр отказался проводить у себя фестиваль документальных фильмов о Чечне

  Один из авторов фильма "Террор в Москве" - журналист Марк Франкетти не удивлён отказом киноцентра на Красной Пресне показывать фильмы фестиваля "Чечня" из-за опасений конфликтов с властью. Франкетти сказал в нашем эфире, что, напротив, был удивлён, когда узнал, что фильмы о Чечне будут показываться в Москве. "Чечня – это больная мозоль, и всё меньше и меньше возможности объективно писать и рассказывать что-то о республике", - сказал нам журналист.

 

  BBCRUSSIAN.COM

 

Bbc (01.10.03)

  "Чечня" обвинена в антироссийской направленности

  Руководство московского Киноцентра на Красной Пресне отказалось показывать фильмы международного кинофестиваля "Чечня", обвинив ряд зарубежных документальных лент в антироссийской направленности.

По словам директора Киноцентра на Красной Пресне Владимира Медведева, фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - "чистая политика".

  В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Медведев заявил, что "лучше мы будем показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят".

  Между тем, как сообщает ИТАР-ТАСС, фестиваль "Чечня", организованный консорциумом российских правозащитных организаций, открылся в среду, как и намечалось, в музее и общественном центре имени Сахарова, сюда же перенесен и показ фильмов из Киноцентра.

  Накануне выборов

  Накануне выборов президента Чечни (которые пройдут в ближайшее воскресенье), новости по чеченской тематике рассматриваются обозревателями с особой тщательностью.

  Так, вызвала большой шум, но закончилась ничем странная история с отравлением и.о. президента, председателя правительства республики Анатолия Попова, который "с высокой температурой" выписался из московской ЦКБ и провел в среду совещание в Грозном.

  Смерть милиционеров в Дагестане некоторые тоже связали с обострением предвыборной ситуации в Чечне.

  В самой же Чечне напряжение растет, несмотря на предпринимаемые повышенные меры безопасности.

  В частности, в среду там убиты три сотрудника службы охраны комплекса правительственных зданий.

  После полуночи в населенном пункте Аллерой Курчалойского района неизвестные вооруженные лица обстреляли из автоматов и подствольных гранатометов автомашину, в которой находились сотрудники службы, сообщает Интерфакс.

 


 

Радио свобода (01.10.03)

  Московский «Киноцентр на Красной Пресне» отказался проводить фестиваль документальных фильмов о Чечне, запланированный на первые числа октября. Дирекция «Киноцентра» потребовала снять с показа зарубежные ленты, которые по ее мнению имеют антироссийскую направленность и критикуют спецслужбы. Организаторы фестиваля отказались сокращать программу показа и считают, что на руководство «Киноцентра» оказала давление ФСБ.


 

Газета.Ру (01.10.03)

  Киноцентр отменил кинофестиваль о Чечне

  Столичный Киноцентр отказался от показа фильмов Международного кинофестиваля "Чечня", объяснив это тем, что "ряд зарубежных документальных лент носит антироссийскую направленность".

  О решении руководства Киноцентра на Красной Пресне сообщил сообщил в эфире радиостанции 'Эхо Москвы' его директор Владимир Медведев.

  По его словам, фильмы 'Покушение на Россию', 'Террор в Москве', 'Правдивые рассказы Бабицкого' - 'чистая политика', а Киноцентр 'политикой не занимается, мы показываем художественные фильмы. Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен. Мы лучше будем показывать фильмы, которые ничего, кроме славы, России не приносят'.

  Подробные аннотации на фильмы были получены Киноцентром только 30 сентября в 17 часов, хотя договор о показе был заключен 9 августа, рассказал Медведев. 'Нам не сказали, какие фильмы будут, - отметил Медведев. - К российским фильмам у нас претензий нет, а вот все зарубежные картины - антироссийского направления, и нам это в Киноцентре ни к чему'.

  Комментируя циркулирующие в ряде СМИ слухи о том, что решение было принято под давлением Федеральной службы безопасности, Медведев заявил: 'Никакого давления на нас не было, просто мы не показываем фильмы, связанные с политикой, особенно когда это связано с российским правительством, с президентом. У нас очень хорошие отношения со всеми высшими органами, зачем нам портить отношения, нам это не нужно'.

  При этом, уточнил чиновник, Киноцентр согласен показать часть заявленных фильмов, но только российского производства, а это уже не устраивает организаторов фестиваля 'Чечня'. В то же время в Музее и общественном центре имени Сахарова фестиваль открылся сегодня, как и было намечено ранее. Фестиваль организован консорциумом российских правозащитных организаций.

  Касаясь финансовой стороны дела, Медведев подчеркнул, что 'сумма, оплаченная общероссийским общественным движением 'За права человека', будет незамедлительно перечислена на расчетный счет этой организации'.

 


BBCRUSSIAN.COM

 

Bbc (01.10.03)

Фестиваль "Чечня" лишен большого экрана

Илья Архипов

Руководство московского Киноцентра на Красной Пресне отказалось показывать фильмы международного кинофестиваля "Чечня", обвинив ряд зарубежных документальных лент в антироссийской направленности.

 Фестиваль с успехом прошел до этого в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке и Токио. Однако в Москве показывать документальные фильмы про Чечню на широком экране не захотели.

Фильмы про Чечню все-таки покажут, но не в кино, а на видео. В течение двух дней показы около 20 документальных картин об одной из самых горьких и трагических российских проблем можно будет увидеть в музее Андрея Сахарова.

Но заменить один из главных кинозалов Москвы музей все-таки не может.

"Думать, что делать дальше"

"Дядя, спасите..." - кричит чеченский мальчик, идущий на камеру среди горящих останков погибших людей.

Это кадр из фильма "Чеченская колыбельная" Нини Киртадзе, с которого должен был начаться фестиваль документальных лент о Чечне. Всего их около 20.

Как говорит одна из организаторов фестиваля и кинокритик Алла Гербер, все эти фильмы объединяет одно:

"Боль за эту войну, за людей, которые страдают от этой войны и чеченских, и наших. Это не только информативные картины. Такие тоже есть. Но это и картины аналитические, психологические. Это попытка понять, что происходит с человеком в результате войны, что происходит с детьми. Они не бьют по голове, они не атакуют, но они заставляют подумать, что делать дальше".

"Ничего, кроме славы"

Тем не менее из-за скандала с отказом Киноцентра провести у себя фестиваль о самих картинах практически не говорят.

Договор о показе документальных фильмов про Чечню был расторгнут в последний момент. Лишь в среду утром организаторы фестиваля получили письмо от руководства Киноцентра.

  В письме говорится, что часть фильмов оказались неприемлемыми по содержанию. Более того, в интервью радиостанции "Эхо Москвы" директор Киноцентра на Красной Пресне Владимир Медведев обвинил ряд документальных лент в антироссийской направленности и заявил, что "лучше Киноцентр будет показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят".

  Сделав это громкое заявление, Медведев исчез из зоны достигаемости журналистов, предоставив возможность скандалу развиваться дальше, уже без его непосредственного участия.

  Киноцентр испугался?

  По мнению организаторов фестиваля - российских правозащитников, в частности, главы фонда "Права человека" Льва Пономарева, руководство Киноцентра просто испугалось испортить отношения с властью, показав неугодные фильмы.

 "Мы не знаем имя чиновника, который звонил и давил на Киноцентр, но это не имеет значение - Иванов, Петров или Сидоров, - говорит Пономарев. - Но это тревожный сигнал обществу. Оно должно проснуться. Не должно быть того лизоблюдства, которое мы сейчас наблюдаем от деятелей культуры. Это чудовищное лизоблюдство - такое же, которое было при советской власти".

 К числу наиболее антироссийских картин руководство Киноцентра отнесло не только фильм "Покушение на Россию", авторы которого попытались представить свою версию событий сентября 99-го года, когда были взорваны жилые дома в Москве, Буйнакске и Волгодонске.

 Кроме этой ленты, известной также как фильм Бориса Березовского, от которой были готовы отказаться сами организаторы, в число неприемлемых попал фильм Дэна Рида "Террор в Москве" о захвате "Норд-оста" и "Правдивые рассказы: война Бабицкого".

 По мнению журналистки Анны Политковской, которая не только видела многие из фестивальных фильмов, но и сама много раз бывала в Чечне, ничего антироссийского там нет.

 "Это патриотичные фильмы, - говорит она. - Это фильмы, которые говорят о тяжелых сторонах в жизни нашей страны только ради того, чтобы эти стороны изменились к лучшему. Они крайне патриотичные".

 ***

«Это фильмы, которые говорят о тяжелых сторонах в жизни нашей страны только ради того, чтобы эти стороны изменились к лучшему»

Анна Политковская 

 

***

 «Это тревожный сигнал обществу. Оно должно проснуться»

Лев Пономарев, глава фонда "Права человека" 

 ***

 «Лучше Киноцентр будет показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят»

Владимир Медведев, директор Киноцентра 

 

 

 

Utro.ru (01.10.03)

  Кто снял "Чечню" с просмотра

  Иван ОГАРЕВ

 В общественной жизни нашего государства, как известно, не может быть места никаким антигосударственным элементам. Ни под каким предлогом. Этот факт снова подтвердился сегодня в тот момент, когда руководство московского Киноцентра на Красной Пресне отказалось показывать фильмы международного кинофестиваля "Чечня", обвинив ряд зарубежных документальных лент в антироссийской направленности.

 По словам директора Киноцентра Владимира Медведева, фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы Бабицкого" - "чистая политика". В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он заявил, что "лучше мы будем показывать картины, которые ничего, кроме славы, России не приносят".

 Фестиваль "Чечня", организованный консорциумом российских правозащитных организаций, открылся не смотря ни на что, как и намечалось, сегодня в музее и общественном центре им. А.Сахарова. Сюда пришлось перенести и показ фильмов из Киноцентра. Мероприятие начнется завтра и продолжится до 4 октября.

 Руководство Киноцентра, по словам организаторов фестиваля, уведомило их попросту о разрыве контракта на аренду зала для просмотра фильмов. Утверждается, что руководство Киноцентра и ранее обращалось к правозащитникам с просьбой снять с показа несколько лент, которые содержат критику в адрес ФСБ.

 В интервью радиостанции "Эхо Москвы" один из организаторов фестиваля, директор Музея им. А.Сахарова Юрий Самодуров заявил, что, по его мнению, на руководство Киноцентра было оказано давление со стороны ФСБ.

 

Hosted by uCoz