ОБ ОТНОШЕНИИ К ПРОВЕДЕНИЮ В ЧЕЧНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕФЕРЕНДУМА И НЕОБХОДИМОСТИ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Заявление Всероссийского Демократического Совещания

 

Мы, участники Всероссийского Демократического Совещания, констатируем, что стратегия разрешения кризиса в Чечне, основанная на применении военной силы, завела ситуацию в тупик.

Урегулирование ситуации в Чечне возможно только через широкий политический процесс с участием всех заинтересованных сторон.

Мы считаем, что проведение референдума в Чечне без всесторонней предварительной подготовки - политическая ошибка. Разумеется, рано или поздно референдум по конституции необходим, но в условиях продолжающейся войны подобное мероприятие не сможет гарантировать разрешение чеченского кризиса, а скорее напротив - узаконит беззаконие и может поставить процесс политического урегулирования уже с первых шагов под угрозу срыва.

Проведение любых референдумов в тех условиях, которые сегодня фактически существуют в Чечне – «зачистки», блокирование войсками дорог и населенных пунктов, фактически действующий комендантский час – категорически и вполне обоснованно запрещено и международными нормами, и действующим  российским законодательством.

   Особенно опасны долгосрочные последствия несвоевременного и неподготовленного референдума и решений, принятых вслед за ним, которые могут обострить противостояние внутри чеченского общества и оказаться на руку силам, заинтересованным в гражданской войне.

В такой ситуации будет практически невозможно поднять экономику Чечни. Возникает замкнутый круг проблем: до тех пор, пока в Республике не прекратится террор, невозможно привлечение специалистов и восстановление промышленных объектов, финансовых и социальных учреждений. Отсутствие рабочих мест, социальных гарантий, образования в свою очередь порождает преступность, создает питательную среду для  терроризма.

Также ошибочно исключение из чеченского урегулирования международного участия.

Подготовка к референдуму уже вызвала жесткие меры по возвращению в Чеченскую республику беженцев, находившихся в Ингушетии, а также принуждение к голосованию на многие общественные организации, находящиеся на территории Чечни. Крайне затруднена на территории республики деятельность журналистов, особенно тех, кто хотя бы изредка позволяет себе не соглашаться с официальным мнением силовых ведомств.

Мы считаем, что участвовать в референдуме по принятию Конституции Чеченской Республики должны иметь возможность не только граждане, живущие в Чечне в настоящее время, но и все граждане, вынужденно покинувшие республику после 1991 года, независимо от места их нынешнего проживания и национальности.

Если Конституция Чеченской Республики будет принята на референдуме без обсуждения  и не только голосами жителей Чечни всех национальностей, а ещё и не малым количеством голосов военнослужащих федеральной группировки войск, то имитация референдума вряд ли положит конец войне. Принятая таким образом конституция, скорее всего не будет признана значительной частью населения Чечни, мировым сообществом, а значит, будут существовать условия для продолжения военных действия.

Демократическое Совещание обращает внимание на массовый характер исчезновений задержанных федеральными силами гражданских лиц, и в этой связи выражает особую озабоченность задержанием двух известных чеченских правозащитников, Сулумбека Таштамирова и Имрана Эжиева, которые вели агитацию против референдума и местонахождение которых в настоящее время не известно.

По нашему мнению начало мирного процесса в Чечне должно включать следующее:

- Воюющие в Чечне стороны договариваются о прекращении огня и заключении перемирия, которое предполагает как прекращение партизанских действий, так и боевых операций федеральных сил, в т.ч. «зачисток» чеченских населенных пунктов, а также прекращение обеими сторонами пыток, казней, практики исчезновения людей, насилия и разбоя, и начинают переговоры без предварительных условий по определению принципов и этапов осуществления мирного процесса в Чечне.

- Следующим этапом политического урегулирования Чеченского кризиса могла бы стать мирная конференция с участием всех противоборствующих и заинтересованных сторон.

Мы, участники Всероссийского Демократического Совещания считаем, что такая мирная конференция (круглый стол, совещание) с максимально широкими рамками дискуссии и составом участников станет лучшей формой первого публичного политического мероприятия в процессе мирного урегулирования в Чечне. Только на ней могут быть выработаны правильные подходы к продолжению мирного процесса, в том числе, к организации референдумов и других демократических процедур.

 

 

 

ВСЕРОССИЙСКОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

II ЗАСЕДАНИЕ

Москва, Новый Арбат, 36                                                                             03 декабря 2001 г

 

Принят за основу на I заседании ВДС

Принят в целом на II заседании ВДС 3 декабря 2001 г.

 

Регламент

Всероссийского демократического совещания

 

1. Общие положения

 

1.1.   Всероссийское постоянно действующее демократическое совещание (далее ВДС) - это форма диалога по наиболее важным вопросам развития страны, в котором участвуют на равноправной основе демократические политические партии и объединения, неполитические общественные организации, а также на персональной основе лидеры общественного мнения.

1.2.   Задача Всероссийского Демократического Совещания – выработка согласованных позиций  по наиболее важным проблемам Российской Федерации.

1.3.              Принципы деятельности Всероссийского Демократического Совещания – равноправие участников, стремление к поиску взаимоприемлемых решений, рекомендательный характер решений. Вопрос об участии во Всероссийском Демократическом Совещании решается участниками ВДС коллегиально.

 

2. Подготовка и созыв Всероссийского Демократического Совещания

 

2.1.              Всероссийское Демократическое Совещание проводится, как правило, раз в три месяца, но не реже, чем 1 раз в 6 месяцев.

2.2.              Председательствуют представители организаций поочередно. Председатель и повестка дня последующего заседания определяются на текущем заседании. Время и место проведения следующего заседания определяют совместно председательствующие прошедшего и последующего заседаний.

2.3.              Для подготовки заседаний создается постоянно действующая рабочая группа, состоящая из представителей участников Всероссийского Демократического Совещания.

2.4.              Внеочередное заседание может быть созвано председательствующими  прошедшего и будущего  заседаний Всероссийского Демократического Совещания. Инициаторы внеочередного заседания вносят мотивированные предложения по повестке дня и проектам решений Всероссийского Демократического Совещания.

2.5.              Участники Совещания оповещаются о времени, месте и проектах решений  Совещания не позднее, чем за 10 дней до его проведения.  Участники ВДС направляют в рабочую группу свои варианты проектов решений или поправки к уже внесенным проектам решений не позднее, чем за 5 дней до созыва Совещания.

2.6.              Рабочая группа с приглашением авторов поправок или альтернативных проектов рассматривает все проекты решений и поправки к ним и готовит проекты согласованных решений, при необходимости альтернативные проекты, либо таблицу разногласий и вносит их на Всероссийское Демократическое Совещание.

 

3. Проведение заседаний

 

3.1.       При наличии двух и более пунктов в повестке дня возможна работа по секциям.

3.2.       Время для доклада по вопросу, включенному в повестку дня, как правило, - до 15 минут.

3.3.    Позиции участников Совещания по вопросам, включенным в повестку дня, представляются в письменном виде и распространяются среди участников Совещания. Слово для изложения позиции предоставляется участникам, представившим свои позиции в письменном виде.

3.4.   Участники Всероссийского Демократического Совещания стремятся принять решение, против которого никто не  возражает.

     По публичным вопросам  повестки дня, а также по вопросам включения в состав участников Всероссийского Демократического Совещания решение считается принятым, если ни одна организация – участник ВДС не выступила против.

     Организация, выступающая против представленного проекта, вносит свой проект решения, либо письменную поправку в порядке, предусмотренном пунктом 2.5. В ходе Всероссийского Демократического Совещания участники определяют свою позицию путем поддержки одного из вариантов представленных проектов. Если Всероссийскому Демократическому Совещанию не удалось выработать единой позиции, то  позиции публикуются с указанием тех участников, которые их поддержали.

     Проект решения и поправки, внесенные непосредственно на заседании Всероссийского Демократического Совещания, могут быть приняты и опубликованы, если ни одна организация участник ВДС не выступила против.

     По остальным вопросам, в том числе по вопросам организации деятельности Всероссийского Демократического Совещания, решения принимаются большинством голосов от числа участников, принявших участие в голосовании.

 

 

4. Порядок обнародования решений Всероссийского Демократического Совещания

 

4.1.   Заседания Всероссийского Демократического Совещания проходят без участия представителей прессы (за исключением протокольных съемок).

4.2.       После окончания заседания в зал приглашается пресса для

проведения пресс-конференции со всеми участниками Всероссийского Демократического Совещания.

4.3.   Участники Всероссийского Демократического Совещания выступают в прессе в личном качестве (не от имени ВДС), кроме уполномоченных на то лиц.

4.4.               По решению участников Всероссийского Демократического Совещания итоговые документы могут быть обнародованы.

 

 

 

Председательствующий

На 2-м заседании ВДС                                                                                                Орлов О.П.

Hosted by uCoz