Инициативная группа

«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»

На главную

В защиту свободы совести

КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  - УГРОЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Открытое обращение к министру образования РФ В.М. Филиппову

Уважаемый Владимир Михайлович!     

Участники Инициативной группы «Общее действие» выражают озабоченность стремлением представителей Министерства образования РФ использовать введение религиоведческих дисциплин для насаждения в общеобразовательных учреждениях идеологии, пропитанной православным клерикализмом и ксенофобией. Прежде всего, для этого уже больше года используется печально известный учебник А.В.  Бородиной «Основы православной культуры» M: Покров, 2002, его модификации. Несмотря на то, что внедрение «ОПК» уже вызвало множество протестов со стороны демократических СМИ, педагогических и правозащитных организаций, ученых, священнослужителей, депутатов и высокопоставленных должностных лиц, руководящие работники системы образования с упорством, достойным лучшего применения,  продолжают политику внедрения учебного пособия, в котором подросткам внушают такие не соответствующие евангельскому тексту представления, как то, что «иудеи распяли Христа», а также учат различать  «сектантов», «сатанистов» и «еретиков», и  сообщают,  какие народы ведут себя более благородно на русской земле, а какие - менее.

Год назад учебник Бородиной получил рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ, его апробировали в столичных школах структуры Московского Комитета образования, и готовили к печати в Издательском доме «Покров». Организаторов внедрения «Основ православной культуры» не остановило даже то, что учрежденный приказом Министра образования РФ №58 от 1 июля 1999 г. Координационный совета  не имеет полномочий давать рекомендации пользователям учебной литературы.

Вот оценка, которую получил учебник А.В.Бородиной «Основы православной культуры» (первое издание) со стороны экспертов и общественности:

- Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н.В.Шабуров: «учебник  не  отвечает  требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку  содержит некорректные высказывания,  способствующие разжиганию религиозной и национальной розни... представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия... рассуждения [о еврейском народе] не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер... содержит некритическое описание чудес... где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами....»;

  РОО «Клуб учителей «Доживем до понедельника»:  «не является по содержанию и подаче сведений религиоведческим и культурологическим учебным пособием...содержит утверждения, могущие формировать у учащихся представления об изначальном превосходстве или неполноценности определенных этнических, национальных или религиозных групп, создавать предубеждения к ним...»;  

-  историк Церкви, священник Яков Кротов: «автор обличает религии, верования которых не разделяет... Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков... содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий... приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из желтой прессы... взгляд [на “гостей” русского народа] противоречит и основам христианской веры... национализм “базарного типа”... классическая антисемитская тирада... не освещена история русской христианской мысли...»; 

-  «Объединенный комитет в защиту евреев в бывшем СССР»: «средневековые национально-религиозные представления, основанные на неприятии других вер и народов... Миллионы евреев были убиты, замучены или дискриминированы именно из-за [содержащегося в учебнике] мифа о коллективной ответственности еврейского народа за казнь Христа, а также из-за утверждений о стремлении евреев к мировому господству»;

-  Военно-историческая организация «Добровольческий корпус»: «культурологический шовинизм, разрушающий Россию». 

Мы считаем совершенно недопустимым, чтобы учебники, выражающие взгляды только одной из  многих групп верующих, существующих в российском обществе, были внедрены, пусть и с согласия родителей в государственных школах, существующих на деньги налогоплательщиков, среди которых не только представители  самых разных конфессий, но и атеисты и агностики. 

Громкие протесты против клерикализации школы и скандальная репутация учебника «Основы православной культуры» должны были бы заставить руководство Минобразования  отказаться от его насаждения. Тем более, что все разговоры о православии как религии подавляющего большинства россиян – чистая спекуляция. Число лиц, которых по данным социологических опросов и оценкам серьезных исследователей с большей или меньшей обоснованностью можно считать  православными верующими не превышает в России 4 - 9% (К.Каариайнен, Д.Фурман в книге «Старые  церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской  России», С-Пб.; М: Летний сад, 2000).

 Одно время казалось, что  руководство Минобразования вняло голосу рассудка. Сперва Вы, господин министр, обещали, что преподавание православной культуры будет вестись  только в рамках единого курса по истории мировых религий. Затем, видимо, чтобы отсечь школьников от знакомства с индуизмом, буддизмом, и самыми распространенными в мире христианскими направлениями (протестантизмом и католицизмом) - заговорили только о курсе «Религии России». Успокаивали, что учебник А.В.Бородиной не имеет статуса «рекомендованного».

Однако, вскоре, после того как общественность Вам поверила, были отброшены все публичные заверения о преподавании только объединенного курса по истории основных религий. Руководство Минобразования мгновенно позабыло собственные аргументы в пользу многоконфессионального учебника - и начался новый этап насаждения православной клерикализации школы.  Вместо курса «Религии России» стали готовить учебник «РЕЛИГИЯ РОССИИ»!

Открытым вызовом общественности стало решение Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской Патриархии РПЦ вторично рекомендовать для общеобразовательных и воскресных школ учебное пособие А.В.Бородиной “Основы православной культуры”, М: Покров, 2003 (второе, обновленное издание). Совет прошел под сопредседательством заместителя Министра образования РФ Л.С.Гребнева и Митрополита Сергия (Солнечногорского), которые и подписали рекомендацию. Основанием для этого решение послужили:

а) «положительные экспертные заключения» богословов, священнослужителей (некоторые из которых, напомним, руководят издательским домом "Покров"), а также должностного лица - первого проректора Московского института повышения квалификации работников образования С.Б. Романова (руководитель подготовки учебника);

б) "положительный результат внедрения данного учебного пособия в Москве, Московской, Курской, Белгородской, Смоленской области и других областях России".

Какой «положительный» результат имеется в виду, в решении не сообщается, зато,  как Вам хорошо известно, скандальный учебник вызвал резкую критику. 

Анализ фрагментов нового учебного пособия показывает, что и в новой редакции сохранены элементы прямой агитации в пользу православия, фактически превращающие его в учебник «закона божьего», проявления религиозного национализма, антисемитизма и ксенофобии.

Это значит, что с 1 сентября новые тысячи учащихся обречены получать оценки за успешное усвоение пассажей, подобных тем, которые мы процитировали в начале письма.

Упорство, с которым в учебнике Бородиной – несмотря на все протесты – сохраняются ксенофобные утверждения,  показывает их  важность для идеологов «возрождения духовности». 

Самое опасное заключается в том, что учебник А.В.Бородиной внушает подросткам, что национальное происхождение и религиозная принадлежность  обуславливают нравственные качества человека. Именно такие представления  и являются доктринальной основой шовинизма и расизма. Курс ОПК практически возвращает в современность средневековый уровень  межконфессиональной полемики, легализует религиозный национализм. Внедрение этого учебника перечеркнет все программы воспитания толерантности.

Мы считаем необходимым издание специального распоряжения министра образования РФ о недопустимости использования в качестве учебного пособия обоих изданий учебника А.В. Бородиной «Основы православной культуры», как не прошедших Федеральную экспертную комиссию по общему образованию и вызвавших обоснованную критику.

Конституция РФ запрещает возбуждение национальной и религиозной вражды и пропаганду национального и религиозного превосходства (ч. 2 статьи 28), обеспечивает правовые гарантии существования в России светского государства и не допускает превращения православия, равно, как и другой религии, в государственную идеологию (ч.2 статьи 13 и статья 14). Эти конституционные принципы не случайны. Человечество буквально выстрадало принципы веротерпимости и духовного плюрализма, равноправия и верующих, и неверующих людей.

Руководители Министерства образования не имеют права перечеркивать и подменять своими решениями основные принципы действующей Конституции.

Мы считаем, что требуется провести широкое обсуждение необычайно важного вопроса о целесообразности и допустимости приобщения государством подрастающего поколения к некоей национально-религиозной идеологии, выходящей за рамки принципов соблюдения и защиты прав человека, независящих от национальной и религиозной принадлежности учащихся. Если общество, все же сочтет необходимым и возможным делать это в государственных школах, потребуется ввести в Конституцию и законодательство соответствующие поправки. Однако и чиновники и общество должны полностью осознавать  все последствия таких фундаментальных решений.

Речь идет не только о светском характере образования и государства, но и об угрозе цепной реакции разнонаправленного религиозного национализма.

Мы призываем руководство Министерства образования РФ к соблюдению конституционных принципов светского,  неидеологизированного характера государственной системы образования в Российской Федерации.  Наилучшим выходом для решения вопроса об ознакомлении российских школьников с историей религий и религиозными догматами является создание – обязательно согласованного с главами реально действующих в РФ конфессий - единого учебного курса «История мировых религий», преподаваемого в рамках школьного курса истории.    

С уважением,                            

                                                      Л.М. Алексеева, Московская Хельсинкская группа

С.А. Ковалёв, депутат Государственной Думы РФ;

М.Г. Арутюнов, Международная правозащитная ассамблея;

А.В. Бабушкин, Общественный Благотворительный Комитет

 «За гражданские права»;

 

Е.Л. Гришина, Общественная организация «Правозащитная информация»

 

Л.С. Левинсон, Институт прав человека;

Л.А. Пономарёв, 

Общероссийское движение  “За права человека”; 

Ю.В. Самодуров, директор Музея и общественного центра

 имени Андрея  Сахарова; 

священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести

 

Уважаемые коллеги!
Направляю открытое обращение правозащитников к министру образования Филиппову в связи с курсом "Основ православной культуры". Если вы сочтете нужным - присоединитесь к нему или сделайте свою модификацию обращения и пошлите на адрес Минобразования: Москва, 115998, М-93, ГСП-8, ул. Люсиновская, 51
тел. (095) 237-76-75, факс (095)230-21-45
e-mail: bicad@ed.gov.ru
Филиппову Владимиру Михайловичу
 
попытайтесь опубликовать это обращение или разместить на сайтах
С уважением, Евгений Ихлов   
Hosted by uCoz