Итоговый документ секции Гражданское общество и проблемы Чечни

Москва, 27 октября 2003 г.

 

Мы, участники Всероссийской Конференции гражданских организаций, обсудили ситуацию, сложившуюся в связи с продолжающейся на Северном Кавказе войной и пришли к следующим выводам:

В Чечне, продолжаются военные действия, принявшие характер партизанской войны. Гибнут солдаты и милиционеры, гибнут бойцы вооруженных формирований ЧРИ. Однако, в первую очередь от продолжающегося вооруженного конфликта страдают мирные жители.

В течение последнего года мы стали свидетелями, как война расползается за пределы Чеченской Республики.

Российская официальная пропаганда утверждает, что война в Чечне является важнейшей составной частью борьбы с международным терроризмом. Действительно, часть формирований боевиков взяла на вооружение тактику террора, направленного против мирных граждан как в Чечне, так и на всей территории России. Однако федеральные силы с самого начала так называемой контртеррористической операции осуществляли и продолжают осуществлять широкомасштабный террор против мирного населения.

Результаты контртеррористической операции ужасны.

Методы применения силы на Северном Кавказе, выбранные руководством нашей страны и российскими силовыми ведомствами, сделали нынешнюю чеченскую кампанию преступлением, повлекшим за собой массовые жертвы.

В течение последнего года сколь-нибудь заметного улучшения в области соблюдения прав человека не произошло. Чечня остается территорий, где эти права грубо и в массовом порядке попираются. В ходе зачисток и спецопераций по-прежнему не соблюдается пресловутый приказ Командующего Объединенной группировки войск № 80. Следует признать, что с осени прошлого года количество зачисток населенных пунктов на рпавнинной части Чечни резко сократилось. Однако, при этом возросло количество так называемых адресных спецопераций, в ходе которых исчезают люди, задержанные федеральными силами. Трупы некоторых из этих людей со следами пыток находят местные жители. Убийства и пытки, по-прежнему, остаются повседневными реалиями Чечни. Направление в Чеченскую Республику вахтовым методом милиционеров из разных регионов России лишь способствует укоренению практики применения пыток.

Органы прокуратуры демонстрируют совершенно различный подход к расследованию преступлений, совершенных представителями федеральных сил и боевиками. В отношении преступлений, совершенных боевиками, прокуратура быстро возбуждает уголовные дела и демонстрируют стремление эффективно их расследовать. Ситуацию же с расследованием преступлений, совершенных российскими военными, милиционерами и сотрудниками спецслужб, можно охарактеризовать одним словом безнаказанность.

Количество террористических актов, происходящих на территории России, с каждым годом увеличивается. Террористы все чаще целенаправленно нападают на мирное население.

Под предлогом борьбы с терроризмом de facto без соблюдения процедур, предусмотренных как внутренним законодательством РФ, так и ее международными обязательствами, введен режим чрезвычайного положения. Искусственно создан правовой вакуум, в котором силовые структуры получили права даже большие , чем при Сталине. Сейчас полномочия по незаконному применению насилия делегируются местным силовым структурам. В сочетании с высокой коррумпированностью российского административного аппарата это привело к возрождению криминального рынка заложников в значительно больших масштабах, но уже под контролем силовых структур, а не бандитов.

Федеральная власть демонстрирует полное неприятие идеи политического урегулирования вооруженного конфликта. Призывы сообщества правозащитных организаций к российской власти немедленно начать переговоры без предварительных условий с руководством ЧРИ были проигнорированы. Псевдореферендум и псевдовыборы, проведенные в Чечне, никак нельзя назвать этапами политического урегулирования. Наоборот, в результате этих двух масштабных спецопераций от политического процесса были отсечены все политические силы кроме клана А.Кадырова.

В этих условиях НГО пытаются смягчить страшные последствия вооруженного конфликта для населения. Для этого используются следующие формы работы:

-                    юридические приемные, где население получает бесплатные консультации,

-                    правовая поддержка жалоб жертв войны в органы прокуратуры, суды, Европейский суд по правам человека,

-                    мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, с донесением его результатов до СМИ, российской и зарубежной общественности, международных инстанций,

-                    составление списков задержанных, исчезнувших, похищенных; оперативная апелляция к власти по каждому такому случаю,

-                    направление запросов в органы прокуратуры по случаям нарушений прав человека с требованием возбуждения уголовных дел; отслеживание хода расследования этих дел,

-                    социальная помощь отдельным категориям граждан (беженцы, дети),

-                    гуманитарная помощь жертвам войны,

-                    осуществление миротворческих инициатив.

 

К деятельности НГО часто проявляют враждебность представители обеих воюющих сторон. Имели место убийства и похищения членов гуманитарных и правозащитных организаций, вторжения в помещения НГО, задержания членов этих организаций, неприкрытые угрозы в адрес правозащитников, был закрыт сайт одного из НГО.

При этом мы можем констатировать, что НГО добились определенных успехов:

-                    в осуществлении гуманитарной помощи,

-                    в информировании российской и международной общественности, международных организаций о происходящем в Чечне,

-                    в правовой помощи отдельным людям,

-                    в воспрепятствовании насильственному выдавливанию беженцев из Ингушетии назад в Чечню.

Очевидно, что именно предание гласности неправительственными организациями массовых нарушений прав человека в ходе многочисленных зачисток стало одним из важных факторов, способствующих тому, что эти спецоперации стали проводиться значительно реже.

Тем не менее, к сожалению, успехи в деятельности НГО носят весьма ограниченный характер. Добиться кардинального перелома в области соблюдения прав человека не удалось. На пути к политическому урегулированию конфликта возведены новые препятствия, взаимное ожесточение в зоне конфликта возрастает.

Важнейшим фактором, препятствующим работе НГО в регионе конфликта, является явное нежелание властей разного уровня идти на честное конструктивное взаимодействие с независимой общественностью.

В ходе своей работы НГО, естественно, постоянно взаимодействуют с государственными органами по отдельным конкретным вопросам.

Возникают вопросы о возможности и целесообразности установления более тесных постоянных рабочих контактов НГО с органами власти. Для этого по итогам Гражданского Форума была создана Рабочая группа, включающая в себя представителей ряда НГО и органов власти (прокуратуры, комендатуры, республиканские и местные администрации, МВД ). Однако работа этой структуры завершилась провалом. Власть проявила неготовность к честному и открытому диалогу с негосударственными организациями.

НГО были вынуждены заявить, что продолжение встреч и консультаций неправительственных организаций и власти в прежнем формате стало не только бессмысленным, но и вредным, поскольку они превращаются в ширму, за которой скрываются прежний произвол и незаконное насилие.

В этих условиях среди НГО имеются разные точки зрения о возможных формах и методах взаимодействия наших организаций с органами власти, о целесообразности участия представителей наших организаций в различных  общественно-государственных структурах. При этом мы считаем, что решать вопросы наших взаимоотношений с властью надо, координируя свои действия друг с другом. Наша внутренняя дискуссия по этому вопросу должна вестись доброжелательно, взаимные обвинения не допустимы. Пока это удается.

Сейчас стоит вопрос о взаимодействии НГО с администрацией Кадырова, коротая, со своей стороны, пока демонстрирует готовность вести диалог лишь с псевдонезависимыми псевдообщественными организациями. По этому поводу среди НГО имеются противоположные точки зрения. Предстоит серьезная дискуссия.

Мы считаем, что работа представителей ряда НГО в Комиссии президента РФ по правам человека, при всей ограниченности их возможностей, была плодотворной в деле защиты интересов беженцев, недопущения их насильственного выдавливания в зону конфликта.

Необходимо налаживать оперативный обмен информации между НГО, имеется предложение о создании единого информационного центра правозащитных организаций.

 

Мы констатируем, что в течение последних двух лет в России возникло, а вернее возродилось, антивоенное движение. Вернее его назвать общероссийским движением за соблюдение прав человека в Чеченской Республике и разрешение вооруженного конфликта политическими средствами. В эту деятельность во многих регионах России включились НГО самых разных направлений.

Участники этого движения:

-   информируют российскую и зарубежную общественность, СМИ о ситуации в Чеченской Республике,

-   проводят уличные акции (митинги, пикеты) против войны в Чечне, продолжающихся там массовых нарушений прав человека,

-   организуют дискуссии, встречи, диспуты, лекции по проблемам ситуации в Чеченской Республике.

 

Опросы общественного мнения, проведенные в последние годы, показывают, что в общественном мнении России произошли разительные изменения по сравнению с первыми годами войны. Сейчас большинство граждан России не поддерживают политику руководства России в Чечне, выступают за политическое разрешение конфликта путем переговоров между воюющими сторонами. Очевидно, что вклад участников общероссийского антивоенного движения в подобный поворот российского общественного мнения весьма большой.

Вместе с тем, мы вынуждены признать, что антивоенное движение не приобрело массовость. Не удалось вовлечь в него то большинство граждан, которое осуждает эту войну. Эти граждане пока остаются молчаливым большинством.

На это существуют объективные причины граждане не готовы занимать активную позицию по насущным вопросам жизни нашей страны в силу многих факторов. Одним из наиболее существенных является отсутствие независимых общенациональных СМИ.

Но есть и наша вина. Очевидно, что нужно менять что-то в работе.

Мы считаем чрезвычайно перспективными использование новых форм работы, таких как проведении антивоенных рок-концертов, концертов бардов, привлечение к антивоенным акциям более широкого круга известных публике лиц, выступление на митингах певцов, артистов. В этом смысле значительной удачей Московского антивоенного комитета стало появление обращения творческой интеллигенции Остановим войну вместе. Очень важно работать непосредственно с учащейся молодежью и с учителями, как с людьми, способными транслировать идеи.

Последние полтора года активизировались информационные сети между НГО. Но явно недостаточен информационный поток от НГО к широкой публике. Насущно необходимо переходить от демонстрации своей позиции к ее разъяснению самым разным категориям граждан.

Вызывает недоумение тот факт, что значительная часть активных негосударственных, в том числе и правозащитных организаций, никак не участвует в движении против войны и за соблюдение прав человека в Чечне. Это относится и к части организаций, присутствующих на этой конференции. А ведь здесь собралась активная и сознательная часть гражданского общества России.

Не следует забывать, что вопиющее насилие, творимое в Чечне разрушительно влияет на всю Россию. Физически и морально искалечены сотни тысяч молодых людей, воевавших в Чечне. Командированные туда милиционеры приобретают страшный опыт полной бесконтрольности и безнаказанности. А ведь в их власти может оказаться каждый гражданин России. В Чечне окончательно разлагается российская армия. В топку войны уходят средства, которые могли бы помочь решить насущные социально-экономические проблемы. Все больше людей в погонах занимают ключевые посты в органах государственной власти. Эта милитаризация - тоже прямое следствие продолжающейся войны в Чечне.

Мы призываем НГО России включиться в работу общероссийского движения против войны и за соблюдение прав человека в Чеченской Республике.

Мы считаем, что на предстоящих выборах в Государственную Думу и президента России гражданские организации должны всемерно способствовать победе тех кандидатов и партий, которые выступают за разрешение конфликта политическими средствами путем переговоров.

Мы по-прежнему требуем от Президента России начать переговорный процесс по политическому урегулированию конфликта с Президентом ЧРИ.

Мы считаем насущно необходимыми наблюдение и контроль международных организаций за ситуацией в Чеченской Республике. Для этого необходимо:

-                    восстановить миссию ОБСЕ в Чеченской Республике.

-                    сформировать под эгидой ООН специальный наблюдательный комитет по Чеченской Республике,

-                    создать под эгидой ООН Международный трибунал по военным преступлениям в Чеченской Республике,

- считаем необходимым обратиться от имени российских НГО в Совет Европы с просьбой ускорения рассмотрения в европейском Суде по правам человека жалоб от населения Чеченской Республики.

Большинство из нас поддерживают идею об учреждении под эгидой ООН международной администрации по управлению и восстановлению Чеченской Республики на период до завершения процесса мирного урегулирования и нормализации социально-экономической жизни.

 

Hosted by uCoz