На главную

  Инициативная группа

«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»

Архив пресс-релизов Региональной общественной организаций «Правозащитная информация»

30.05.2003

Саммит ЕС-Россия: ЕC должен более энергично выступать по вопросам прав человека 

(Брюссель 30 мая) Накануне встречи на высшем уровне Европейского Союза с Россией в Санкт-Петербурге Международная Амнистия призвала ЕС более энергично выступать за осуществление конкретных изменений положения дел с правами человека в Чечне во время своего диалога с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Международная Амнистия выпустила текст открытого письма (www.amnesty-eu.be), в котором описываются новые случаи «исчезновения» гражданских лиц в Чечне. Это письмо было разослано 15 главам стран ЕС и главам 10 стран, вступающих в ЕС, которые должны присутствовать на встрече.

«Сейчас для ЕС настало время значительных действий в направлении разрешения конфликта в Чечне и достижения конкретных результатов в области прав человека в Чечне», сказал Дик Устинг, Директор Европейского бюро Международной Амнистии.

Он сказал: «Если новый расширенный Евросоюз желает иметь в лице России стабильного соседа, исповедывающего правило главенства закона, то ЕС должен тщательно рассмотреть действия России в Чечне»

«ЕС даёт постоянные заверения о том, что эти вопросы будут подняты на саммите ЕС-Россия. Однако очень непохоже, чтобы Россия серьёзно относилась к ЕС, и, конечно же, ЕС нечего показать в плане результатов», сказал Дик Устинг. 

В открытом письме главам стран ЕС говориться, что, несмотря на недавний референдум в Чечне, чеченские гражданские лица могут по-прежнему стать жертвами как огульных нападений, приписываемых чеченским боевикам, так и специальных операций и так называемых «зачисток», проводимых российскими федеральными силами. Отчёты, включая отчёт прокурора Чеченской республики, о непрекращающейся череде грубых нарушений прав человека продолжают вызывать обеспокоенность Международной Амнистии

По имеющимся сообщениям продолжают «исчезать» люди или после своего задержания или на пропускных пунктах. В открытом письме приведены два случая, зафиксированных российской правозащитной организацией «Мемориал», когда три недели назад чеченские гражданские лица «исчезли» при подобных обстоятельствах.

ЕС должен настоять на том, чтобы президент Путин согласился принять немедленные меры и:

ћ         гарантировать немедленную защиту  прав человека чеченского населения, включая внутренне перемещённых лиц;

ћ         отдать в руки правосудия виновных в грубых нарушениях прав человека, совершенных во время конфликта в Чечне;

ћ         дать доступ в Чечню  докладчиков ООН по правам человека, восстановить присутствие наблюдателей из ОБСЕ и подтвердить желание сотрудничать с экспертами Совета Европы. 

Более подробная информация и интервью:

Европейское бюро Международной Амнистии (Брюссель):

тел: 32-2-5021499, факс: 32-2-5025686, адрес электронной почты: spm111@yandex.ru

Веб-сайт: www.amnesty-eu.be

Информация получена от пресс-службы Международной Амнистии

Тел. в Лондоне: +44 20 7413 5599, +44 7798 555 629,

Тел. в России: +7 (8) 903 113 4874

e-mail: spm111@yandex.ru - Лидия Аройо

 

 

4 июня 2003 г. в 14.00 в конференц-зале Пресс-клуба РИА "Новости" по адресу: Зубовский бульвар, д. 4 состоится пресс-конференция Международной Тюремной Реформы (PRI)на тему: «Проект "Альтернативы тюремному заключению": 3 года в России. Итоги и факторы успеха». 

В пресс-конференции примут участие:

Калинин Юрий Иванович, заместитель министра юстиции РФ
Филимонов Олег Вадимович, заместитель начальника ГУИН Минюста РФ, профессор
Сергеева Виктория Викторовна, и.о. регионального директора PRI по Центральной и Восточной Европе
Баранников Александр Евгеньевич, депутат Государственной Думы РФ
Уткин Владимир Александрович, директор Юридического института Томского государственного университета, профессор, д.ю.н., заслуженный юрист РФ
Фадеев Евгений Евгеньевич, заместитель генерального директора Областного государственного унитарного предприятия "Областной сельскохозяйственный торговый дом" (г. Томск)

Пресс-конференция посвящена итогам трехгодичного (2000-2003 гг.) проекта "Альтернативы тюремному заключению в России", направленного на расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, и реформирование системы уголовно-исполнительных инспекций России.

В ходе проекта в 8 регионах России создан и на практике отработан механизм реализации обязательных работ на основе взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций, судов, работодателей и местных органов власти, разработаны системы подготовки и переподготовки персонала уголовно-исполнительных инспекций, воссоздан институт общественных инспекторов, насчитывающий в настоящее время более 2000 человек, разработана система мониторинга обеспечения прав и законных интересов осужденных без лишения свободы. За время проведения проекта число заключенных в России снизилось более чем на 100 тысяч человек или на 10 процентов, что является серьезным показателем гуманизации и сбалансированности уголовной политики России.

Проект осуществлялся Penal Reform International (PRI) совместно с ГУИН Минюста РФ при участии региональных управлений исполнения наказаний в Самаре, Томске, Рязани, Саратове, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Кемерово, Калуге, Орле и Туле, Рязанской академии права и управления Минюста РФ, Юридического института Томского государственного университета, Самарского юридического института, Фонда независимого радиовещания, Агентства социальной информации и региональных общественных организаций.

Завершающим этапом проекта станет Международная конференция "Альтернативные санкции в российской уголовной юстиции: факторы успеха", которая пройдет в Москве с 5 по 7 июня 2003 г. Конференция посвящена представлению результатов трех лет работы проекта, обобщению практического опыта, обсуждению перспектив введения мер наказания альтернативных тюремному заключению.

Предполагается участие около 150 человек, в том числе государственных должностных лиц, представителей правоохранительных органов и неправительственных организаций, журналистов, а также независимых экспертов.

Среди гостей - представители администраций глав республик СНГ (зам. Главы Администрации Президента Республики Казахстан И. Рогов, ст. консультант по правовым вопросам Администрации Президента Республики Молдова В. Мирца и др.), первые лица министерств юстиции республик СНГ (Министр юстиции Республики Кыргызстан К. Осмонов, зам. Министра юстиции Республики Грузия К. Коберидзе, зам. Министра юстиции Республики Азербайджан А.Гасимов и др.).

Конференция состоится в отеле "Холидэй Инн Москва Виноградово" по адресу: Дмитровское ш., строен. 171.

Аккредитация обязательна, аккредитационные карточки журналисты смогут получить на пресс-конференции. 

Аккредитация на пресс-конференцию и конференцию проводится в Агентстве социальной информации по телефонам: 978-0542/ 2401, 258-9678/9679, e-mail: spm111@yandex.ru

 

 

Демократия и выборы несовместимы? 

28 мая 2003 г. состоялся круглый стол «Конституционная демократия и выборы в российский парламент». Его организаторами выступили клуб «Народный депутат» и Московским бюро по правам человека.

Председательствующий и ведущий круглого стола президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов, отметил: «В нашу жизнь все больше и больше входит такое понятие, как управляемая демократия, контроль и управляемость всем и вся: средствами массовой информации, избирательными процессами. Вопрос не только в том, чтобы разоблачить то, что происходит в стране, а в том, чтобы понять, как поправить это положение, опираясь на Конституцию».

Основными темами круглого стола, вокруг которых развернулась дискуссия, были: черный пиар и выборы, политический экстремизм и ксенофобия как инструмент предвыборных технологий, пути взаимодействия общественных организаций и правоохранительных органов.

Кандидат философских наук, президент «ROMIR- monitoring» Елена Башкирова представила общественно-политическую ситуацию накануне выборов.

Директор Центра по изучению России Игорь Чубайс обозначил проблему отсутствия ответственности, и в первую очередь ответственности власти, правительства, президента, депутатов за то, что происходит в стране. Если раньше, в эпоху социализма, как он выразился, на кого-то можно было свалить причины неудач или невыполнение пятилетнего плана, то теперь никто ни за что не отвечает. И это, по его словам, главное изобретение политтехнологов. Они совершенно уничтожили понятие ответственности. «Поэтому-то, - проиллюстрировал он свои слова, - за всю войну в Чечне отвечает полковник Буданов».

Президент «Вольного общества социальных технологий» Александр Урманов отметил, что на предстоящих выборах ксенофобские идеи обязательно найдут свое применение. Причиной тому он назвал все возрастающий административный ресурс, который довлеет над избирателями и влияет на их предпочтения в ходе выборов. И особенно в таких регионах, которые сегодня называют конфликтными или проблемными, легко играть на националистических чувствах избирателей.

В соответствии со статистикой, озвученной за круглым столом директором Московского бюро по правам человека Александром Бродом, 6-9 процентов россиян придерживаются открыто ксенофобских настроений, солидарны с движениями, разжигающими национальную и религиозную рознь, регулярно посещают их митинги, изучают соответствующую литературу. И хотя из года в год удельный вес такой категории людей практически не меняется, но существенно растет количество людей, сочувствующих ксенофобским идеям и считающим, что все беды России проистекают от засилья инородцев. Если в 92-м году данную идеологему поддерживали 35% россиян, то по опросам прошлого года уже 58% разделяют эту идею. Рост ксенофобских настроений активно используют политики, поскольку построить на них свою предвыборную кампанию легко и эффектно. И о том, как это предотвратить или максимально этому препятствовать с точки зрения права на предстоящих выборах, нужно думать уже сейчас. 

Информация получена от Московского Бюро по правам человека

Тел. 2073913, 2322990,9567615, e-mail: spm111@yandex.ru

 

Регистрация – не прописка, прописка – не регистрация 

29 мая 2003 г. Кировским федеральным судом г. Екатеринбурга вынесено решение об удовлетворении требований жалобы гражданки С. на отказ паспортно-визовой службы зарегистрировать ее по месту пребывания в квартире у своего дядюшки на основании наложения ареста на его квартиру.

В связи с тем, что арест помещения не является основанием для ограничения права выбора места пребывания, было принято решение:

ћ        Признать отказ в регистрации по месту пребывания незаконным.

ћ        Обязать паспортно-визовую службу Кировского района г. Екатеринбурга произвести регистрацию по месту пребывания со дня вступления судебного решения в силу. 

Интересы гражданки С. представляла юрист Екатеринбургского общественного объединения «Сутяжник» Людмила Чуркина.

ОО «Сутяжник» призывает граждан и впредь бороться за свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. 

Информация получена от ОО «Сутяжник» (г. Екатеринбург)

Тел. (3432) 56-36-51, e-mail: spm111@yandex.ru

 

 

Гражданский форум на Орловщине

Лидеры орловских НКО готовы брать на себя ответственность

29 мая 2003 г. по инициативе  региональных организаций Орловской области, входящих в Международную Коалицию некоммерческих организаций (НКО) "Мы, граждане!" (региональный координатор - Институт Общественных Проблем "Единая Европа") в помещении Орловской организации общества "Знание" России собрались представители наиболее активно работающих некоммерческих организаций Орловщины. Лидеры правового Центра "Защита потребителей" и природоохранного движения "Ковыль", Областной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Круглого стола молодежных и детских объединений, партнерского клуба "Орел - Оффенбах" и Фонда помощи больным "Свет мой" собрались чтобы обсудить вопросы создания системы взаимодействия между орловскими НКО, а главное - рассмотреть вопрос о проведении Гражданского Форума Орловщины.

Принявшая участие во встрече лидер Коалиции "Мы, граждане!" Нина Беляева (Москва), член оргкомитета проходившего в Кремле в конце 2001 года Гражданского Форума, рассказала о его итогах, а также проинформировала, что в октябре 2003 года в Нижнем Новгороде пройдет новая рабочая встреча НКО России - Российский Форум.

Лидеры орловских неправительственных организаций приняли решение о проведении в рамках подготовки к Российскому Форуму-2003 Первого Гражданского Форума Орловщины. Они объявили себя инициативной группой по подготовке и проведению Форума орловских НКО, заявив об открытости этой группы для присоединения к ней всех некоммерческих организаций области. Были определены некоторые проблемы - молодежь, социальная поддержка пожилых, поддержка малого и среднего бизнеса, защита прав граждан - которые должны стать предметом обсуждения на Форуме. По предложению Вероники Катковой, заместителя Директора Института Общественных Проблем "Единая Европа", представители гражданских ассоциаций региона соберутся через две недели для обсуждения как самих проблем, в решении которых готовы принять участие неправительственные организации, так и поиска конкретных путей.

Учитывая, что работа Гражданского Форума может быть эффективной только при взаимодействии неправительственных организаций и ответственных инициативных представителей власти, были подготовлены письма к Губернатору Орловской области Е.Строеву, председателю областного Совета Н. Володину, руководителям муниципальных органов с просьбой поддержать идею Форума, принять участие в его организации и направить представителей для создания и работы оргкомитета Первого Гражданского Форума Орловщины. 

Информация получена от Института общественных проблем

"Единая Европа" (г. Орел)

 

Неизвестная видеозапись Юшенкова:

в 1999 г. в России состоялся государственный переворот 

Нью-Йорк, 30 мая - Во время своей последней поездки в США в апреле 2002 г. Сергей Юшенков рассказал о секретном указе Бориса Ельцина, на основании которого началась вторая чеченская война. Этот указ, по словам Юшенкова, был издан в ответ на призыв 24 губернаторов к Президенту передать всю полноту власти премьер-министру Владимиру Путину. Обращение губернаторов и указ Ельцина датированы 23 сентября 1999 г., в день, когда благодаря счастливой случайности, был предотвращён взрыв жилого дома в Рязани. Незадолго до этого были взорваны жилые дома в Москве, а на следующий день, 24 сентября, Путин начал военные действия в Чечне.

В своём выступлении Юшенков выстраивает эти события в логическую цепочку, квалифицируя их как заранее спланированный государственный переворот. Он говорит о вероятной причастности российских спецслужб в к взрывам жилых домов с целью создания благоприятной для переворота атмосферы в обществе.

Видеозапись и стенограмма выступления Юшенкова обнародованы сегодня в Нью-Йорке Фондом гражданских свобод. Выступление состоялось в рамках презентации фильма "Покушенние на Россию" в Институте Кеннана в Вашингтоне 24 апреля 2002 г.

"Мы публикуем эти материалы без комментариев", - заявил директор Фонда Гражданских свобод Александр Гольдфарб. - "Российское общественное мнение в состоянии само сделать выводы в контексте последовавшей гибели Юшенкова".

Стенограмма выступления Юшенкова прилагается. СМИ, заинтересованные в получении копии видеозаписи, могут связаться с Нью-Йоркским офисом фонда.

 

Стенограмма выступления Сергея Юшенкова в Институте Дж Кеннана

Вашингтон 24 апреля 2002 г 

Уважаемые дамы и господа, разрешите прежде всего поблагодарить Институт Кеннана за предложение принять участие в дискуссии по тем проблемам, которые на мои взгляд достаточно выпукло были представлены в фильме французских журналистов «Покушение на Россию». Обычно я воздерживаюсь за рубежом говорить о сугубо внутренних проблемах, но в данном случае это не совсем внутренняя, я бы даже сказал, вовсе не внутренняя проблема, по следующим причинам.

Во-первых, борьба с терроризмом действительно является глобальной проблемой. И я хочу сказать, что я и наша партия в целом, конечно же, приветствуем сближение позиции России с Соединенными Штатами Америки во взглядах на борьбу с терроризмом. Мы рады тому, что между Россией и Соединенными Штатами Америки в борьбе с международным терроризмом восстановились фактически союзнические отношения. Но отношения между союзниками базируются не только на принципе политической корректности, но и в том числе на принципах откровенности при обсуждении самых острых проблем.

Во-вторых, на мой взгляд, очень серьезная проблема, которая не является сугубо внутренней - это проблема соотношения свободы и безопасности. После трагических событий 11 сентября прошлого года в Соединенных Штатах Америки, мы в России с напряженным вниманием следили за тем, что будет происходить в Соединенных Штатах. Разумеется, мы сочувствовали всему американскому народу, переживали вместе с ним эти трагические события, и одновременно в демократических кругах России шло обсуждение вопроса: что предпримут Соединенные Штаты Америки? Пойдут ли они на то, чтобы ограничить права и свободы во имя установления ощущения безопасности? Первое впечатление было, что руководство США и Конгресс и Президент забыли предостережение своего великого соотечественника Бенджамина Франклина, который говорил, что если из двух ценностей, свободы и безопасности, люди выбирают безопасность, они в конечном итоге теряют и первое, и второе. Но, слава Богу, кажется, не смогли террористы заставить Соединенные Штаты Америки, народ Соединенных Штатов Америки, отказаться от ценностей идеалов свободы.

И это стало возможным именно во многом в той системе демократической, которая много десятков, и даже столетий, функционирует в Соединенных Штатах. Речь, прежде всего, идет об установлении достаточно стройной системы гражданского контроля за деятельностью силовых структур и прежде всего спецслужб.

И фильм Шарля Денье, на мой взгляд, отчетливо показал фактическое отсутствие какой бы то ни было системы гражданского контроля за деятельностью спецслужб в России. И это третья причина, причина связанная с тем, что в демократических государствах вообще должна быть установлена система гражданского контроля.

Наши попытки в парламенте, в Государственной Думе, создать комиссию по расследованиям событий, произошедших в сентябре 1999 г., не увенчались успехом. Для граждан Соединенных Штатов Америки это кажется удивительным, потому что Сенат и Конгресс в целом, в общем-то, обладают всеми необходимыми возможностями для того, чтобы производить независимые расследования по общественно-значимому событию.

Вот, собственно говоря, эти причины, и еще бы я назвал одну причину- это абсолютнейшее нежелание российских властей обратить на это внимание и провести действительно объективное, независимое расследование тех событий. Помимо тех доказательств, которые представлены в этом фильме, мы имеем еще и другие доказательства, которые уже имеются в общественной комиссии по расследованию этих событий. Я думаю, что фильм достаточно убедительно доказал по крайней мере две вещи: первое - это вранье российских властей, беззастенчивое вранье, в отношении того, что же произошло в ночь с 22 на 23 сентября в городе Рязани. Предотвращен теракт, как придерживались этой версии не только глава МВД, но даже президент, или, после провала, как стал заявлять Патрушев, что это проводились учения ФСБ в Рязани.

Второе, на мой взгляд, безусловно доказательное утверждение в этом фильме. Предположим, что это проводились учения ФСБ в Рязани. Но тогда эти учения проводились с огромным количеством нарушений российского законодательства. Вместе с темой гражданского контроля: под видом учений, ФСБ может осуществить все что угодно - от подготовки к взрыву таких вот домов, где живут граждане, ничего не зная, ничего не ведая, до осуществления государственного переворота и даже развязывания войны.

В этой связи позволю себе выдвинуть одну версию. 23 сентября в России был совершен государственный переворот. И вот почему: 23 сентября группа губернаторов, 24 человека, инициатором этой группу был губернатор Белгородской области Савченко, обратились к Президенту РФ с требованием передать полномочия премьер-министру Путину. И 23 же сентября, президент издает секретный указ, на основании которого начинаются боевые действия в Чечне, начинается вторая война. Эти действия и шаги были предприняты именно потому, что в обществе утвердилось мнение, что дома в Волгодонске, Москве и дом в Рязани, готовились быть взорванными именно чеченскими боевиками. 24 сентября Путин отдал приказ войскам начать боевые операции в Чечне. Между прочим, это прерогатива президента. При этом вооруженные силы могут применяться только в трех случаях, в соответствии с нашей конституцией.

В случае объявлении состояния войны - принимается соответствующий закон. Война не была объявлена, естественно, никакого закона о состоянии войны не принималось. Указ издается президентом о введении военного положения, которое утверждается Советом Федерации - никакого военного положения введено не было. И в случае введения чрезвычайного положения, которое осуществляется точно так же, как и военное положение. Не один из этих видов правового режима введен в России не был. Боевые действия ведутся на основе закона о борьбе с терроризмом, в котором территория контр террористической операции определяется как дом и прилегающая к нему местность, часть улицы. Думаю, что определить Чечню как отдельный дом, с прилегающей к нему улицей, очень трудно. Да и к тому же, по соответствию с этим законом, вооруженные силы не применяются для ведения боевых действий.

Наша комиссия, которую возглавляет Сергей Адамович Ковалев, и я являюсь его заместителем, провела уже два своих заседания. Мы уже успели заслушать нескольких свидетелей, жителей тех домов, которые были разрушены в Москве. Мы имеем еще дополнительные доказательства причастности спецслужб к тому, что происходило в той же самой Москве, и что происходило в Рязани.

Разумеется, мы понимаем, что мы не можем вынести вердикт о том, что именно спецслужбы виновны во взрывах домов и подготовке взрыва дома в Рязани; для этого требуется более тщательное и более серьезное расследование. Но мы сформулировали наши вопросы на основе имеющихся сведений руководству МВД, ФСБ, Совету безопасности, Генеральной прокуратуре, и пока мы ответы на наши депутатские запросы – а в состав комиссии входят несколько депутатов - не получили.

Вокруг этих взрывов домов имеется очень много еще другой дополнительной информации, дополнительные улики. В фильме, например, отсутствуют показания бывшего исполняющего директора научно-исследовательского института «Росконверсвзрывцентр» Никиты Чекулина, который очень четко показал, каким образом гексоген уходил из Министерства обороны через этот институт различным группировкам, незаконным образом.

Мы здесь имеем пленку, можем показать, очень такая как бы уникальная пленка, на которую раньше мало кто обращал внимания, - это фрагмент заседания Государственной Думы 16 сентября 1999 г. Депутат Жириновский обвинил спикера Государственной Думы Селезнева в сокрытии фактов о том, что готовился к взрыву дом в Волгодонске. 13 сентября, на заседании Совета Думы, Селезнев объявил, что он получил сообщение о том, что взорван жилой дом в Волгодонске. Дом был взорван 16 сентября, через три дня. Позднее, в том числе на наши запросы, Селезнев говорил, что речь шла о взрыве 12 сентября в Волгодонске просто гранаты, от взрыва которой были ранены семь человек. Но 16 сентября Селезнев не опровергал информацию Жириновского, и более того, депутат от Ростовской области Братищев тоже не опровергал вот те сведения, которые были озвучены Жириновским.

Можно приводить и другие примеры. Здесь присутствует в зале Алена Морозова, она здесь вместе с сестрой Татьяной, они организовали организацию здесь «Сентябрь-99 г.», у них погибла мать на улице Гурьянова в Москве, и она тоже может рассказать, дополнительно дать информацию, особенно из переписки своей с Генеральной прокуратурой. Если есть, то может быть действительно Алена скажет… (В зале: «Потом»). Потом.

Я тогда завершаю. Все вот сказанное и все, что вы увидели, на мой взгляд, подтверждает правоту моих утверждений в начале выступления. Мы не хотим никому мстить, мы хотим только одного: узнать правду. Мы хотим, чтобы в нашей стране никогда больше спецслужбы не могли под видом каких бы то ни было учений совершать подобные вещи, которые они совершили в Рязани. Мы хотим, чтобы в нашей стране была создана надежная система демократического контроля за деятельностью силовых структур и спецслужб. Мы приветствуем те шаги, которые сегодня осуществляет руководство России в отношении сближения с Западом и в частности образования двадцатки России и НАТО. Но Россия, для того чтобы действительно стать полноправном членом такого сообщества, конечно же, должна соответствовать тем стандартам, которые существуют в демократическом сообществе, и это прежде всего относится к созданию системы гражданского контроля за деятельностью спецслужб.

Спасибо.

Информация получена от Фонда гражданских свобод (США, Нью-Йорк)

Phone: 212-397-2974, Fax: 212-397-2922, e-mail: spm111@yandex.ru – Александр Гольдфарб

www.kolokol.org

 

 

В Москве откроется выставка шведского фотографа Уллы Лемберг

"Наши дети - о мужчинах, детях и равноправии в Швеции" 

4 июня 2003 г. в 10.00 в помещении Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) по адресу: ул. Николоямская, д. 1 состоится российско-шведский семинар в связи с открытием выставки шведского фотографа Уллы Лемберг "Наши дети - о мужчинах, детях и равноправии в Швеции". Открытие выставки состоится в том же здании в 17.00.

Семинар проводит Посольство Швеции совместно с Институтом толерантности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. Тема семинара - "Мы и дети наши ".

На семинаре выступят: автор выставки Улла Лемберг, эксперт правительства Швеции в области равноправия Томас Веттерберг, представитель агентства Сида в России, Советник Посольства Швеции Кристер Эдвардс.  Среди российских ораторов - Мария Арбатова, Александр Асмолов, Анатолий Приставкин, другие известные российские журналисты, ученые и общественные деятели.

Откроют семинар директор ВГБИЛ и президент института "Открытое общество" (Фонд Сороса) Екатерина Гениева и Советник по культуре Посольства Швеции в России Марианна Хультберг. 

Выставка Уллы Лемберг, начиная с 2000 года, демонстрируется в разных странах мира. Она уже побывала в Париже, Брюсселе, Люксембурге, Лондоне, Мадриде и Неаполе. В 2003 году выставка демонстрировалась в Санкт-Петербурге (апрель - май), откуда прибыла в Москву. 

Просьба заранее сообщить о вашем желании посетить семинар и/или открытие выставки по факсу 937-9208

Справки по тел.:

937-9253 – Мария Веденяпина (Посольство Швеции) – после 1 июня

915-5870 – Людмила Скачкова (ВГБИЛ). 

Информация получена от Отдела культуры Посольства Швеции

Тел. 937-9253 – Мария Веденяпина

 

 

О реализации права граждан на выбор направления инвестирования

своих пенсионных накоплений

Заявление Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) 

В рамках реализации пенсионной реформы в Правительство РФ были внесены проекты постановлений, утверждающих дополнительные требования к участникам по отбору управляющих компаний и порядок информирования Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованных лиц о состоянии накопительной части индивидуального лицевого счета и порядки подачи заявлений о выборе управляющей компании. По мнению КонфОП, указанные документы не в полной мере отражают интересы граждан.

Предложенный порядок информирования граждан о состоянии накопительной части их лицевых счетов и подачи заявлений о выборе управляющей компании, с нашей точки зрения, нарушает право граждан на информацию. Во-первых, в проекте Постановления предусмотрено только информирование граждан о сумме страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившей в ПФР в 2002 г. Информирование же граждан о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений Пенсионным фондом не предусмотрено, хотя соответствующее требование содержится в Законе "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Это тем более странно на фоне многочисленных публичных заявлений председателя ПФР об успешных результатах инвестирования этих средств Пенсионным фондом и того факта, что в выбранную гражданином управляющую компанию будут переводиться как сумма страховых взносов, так и доход, полученный от временного размещения ПФР этих средств.

Кроме того, проектом Постановления не предусмотрено предоставление гражданам вместе с информацией о состоянии лицевого счета и бланком заявления о выборе управляющей компании списка управляющих компаний, из числа которых можно сделать выбор. Понимая, что в 2003 г. чисто технически сложно предусмотреть одновременную рассылку информации о состоянии лицевого счета и списка компаний, мы считаем необходимым:

-         четко указать в Постановлении, что данный порядок является временным и действует только в 2003 г.;

-         Постановлением Правительства определить иные каналы предоставления информации об управляющих компаниях, допущенных на рынок, в частности, обязать территориальные отделения ПФР предоставлять такую информацию гражданам.    

Что касается отбора управляющих компаний, то выдвинутые критерии, на наш взгляд, являются заниженными и не обеспечат достаточных гарантий профессионализма компаний, собирающихся работать с пенсионными накоплениями. Необходимо обеспечить высокую надежность УК, по крайней мере, на первом этапе пенсионной реформы. Это должны быть только крупные и авторитетные компании, умеющие управлять большими инвестиционными портфелями, с опытом работы не только на растущем, но и на падающем рынке, притом достаточно состоятельные, чтобы иметь возможность ответить собственным карманом в случае причинения вреда клиентам.

Предлагаемое в проекте Постановления условие о двухлетнем опыте работы является недостаточным. Также резко недостаточным является требование к объему активов под управлением - всего 40 млн. руб. Отсутствуют требования по величине собственного капитала управляющих компаний. Мы предлагаем ужесточить условия допуска на рынок частных управляющих компаний, введя все или некоторые из следующих критериев:

1)      Повысить планку объема активов под управлением с 40 млн. рублей до 80-100 млн. рублей;

2)      Повысить количество фондов под управлением с 2 до 3 (включая ПИФ, НПФ и акционерные инвестиционные фонды);

3)      Увеличить требования к опыту работы с 2 лет до 3 или даже 5 лет;

4)      Ввести требования к собственному капиталу на уровне 20 - 30 млн. рублей

Кроме того, мы считаем полезным добавить требование о том, чтобы у управляющей компании за время ее деятельности не отзывалась и не приостанавливалась лицензия за нарушения законодательства, а также на нее не налагались взыскания за административные правонарушения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг (сейчас это требование сформулировано только для физических лиц - руководителей и сотрудников компании). Разумно было бы также ввести обязательность членства УК, участвующих в конкурсе, в саморегулируемой организации (СРО).

КонфОП заявляет - принятие постановлений правительства без учета  вышеназванных требований не обеспечивает возможность реализации гражданами права выбора и может подорвать доверие граждан к  пенсионной реформе в целом. 

Информация получена от Института национального проекта «Общественный договор»

тел. 298-30-92, E-mail: spm111@yandex.ru - Олег Комаровский

 

Дети хотят влиять на принятие взрослых решений 

29 мая 2003 г. в Краснодарском клубе «Гражданское образование» Творческого союза «Южная Волна» прошел круглый стол «Участие детей в принятии взрослых решений».

Докладчик, координатор Коалиции «Права-детям» Вадим Карастелев, обратил внимание на то, что в мае 2002 г. в Нью-Йорке в рамках спецсессии ООН проходил Детский форум, собравший детей со всей планеты. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на форуме, подчеркнул: "В итоговом документе специальной сессии правительства заявили о своей приверженности делу изменения мира в интересах детей и при их участии в целях построения в XXI веке мира, пригодного для жизни детей".

Для того, чтобы реализовать принятые на международном уровне договоренности Коалиция в течение года осуществляет проект «Детский правозащитный университет», в рамках которого проходят обучение 20 молодых людей в возрасте от 12 до 21 года из южных российских регионов. 13-летний студент Вадим Мельник привел результаты опроса своих одноклассников, которые показывают, что родители практически не интересуются мнением своих детей, например, в какой кружок ходить, куда поехать.

Участники дискуссии высказали свои предложения о том, как сделать детей активными строителями своей жизни.

Проект «Детский правозащитный университет» осуществляется фондом «Школа Мира» и Коалицией «Права-детям» в рамках программы Швейцарского правительства “Дорога Свободы” по развитию правозащитных НПО в Российской Федерации. 

Информация получена от Фонда «Школа Мира»

тел.(8617) 61-10-70 spm111@yandex.ru (Арамат Прутина)

 

Hosted by uCoz