На главную

  Инициативная группа

«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»

Архив пресс-релизов Региональной общественной организаций «Правозащитная информация»

24.07.2003

 

Очередной доклад «Итоги призывной компании в Республике Татарстан», посвященный итогам весеннего призыва 2003 года. Доклад подготовлен Центром миротворческих и правозащитных действий (г. Казань) для передачи в государственные органы РТ.

Анализ материалов для этого доклада свидетельствует, что большинство проблем, связанных с нарушениями прав граждан во время призыва, остались. Более того, в ходе призыва весны 2003 года выявился ряд новых фактов нарушения прав граждан.

Тема призыва затрагивает интересы достаточно большой части населения. Весной 2003 года на мероприятия, связанные с призывом в Республике Татарстан, было вызвано 26 тысяч 265 человек, отправлено в армию около четырех тысяч. Уже зафиксированы первые побеги и первые погибшие.

Как отрадный факт отмечается, что несмотря на давление, растет число граждан выбирающих альтернативную гражданскую службу.

Меры по исправлению нарушений, предложенные в предыдущем докладе, были проигнорированы как властными структурами Республики Татарстан, там и властными структурами РФ.

Доклад подготовлен Центром миротворческих и правозащитных действий, который работает в области защиты прав призывников с 1998 года. ЦМПД является участником всероссийской Коалиции НПО «За демократическую АГС!», в которую входит более 80 правозащитных организаций из более чем 50 регионов Российской Федерации.

 

Информация получена от Центра миротворческих и правозащитных действий

тел. (8432) 774-995 - директор ЦМПД Алеткин Герман

 

 

Местная власть учится у федеральной уничтожать свободную прессу

 Депутат Госдумы от фракции "ЯБЛОКО" Сергей Митрохин направил запрос министру печати Московской области Андрею Барковскому в связи с ситуацией, сложившейся вокруг независимой газеты  города Сергиева Посада "Зеркало СП".

Коллектив редакции заявил о своем намерении начать 28 июля бессрочную голодовку. Таким образом журналисты, доведенные до отчаяния, выражают, как написано в их заявлении, протест против произвола местных властей, препятствующих распространению газеты.

Журналисты сообщают, что их газету, которой скоро исполняется 10 лет, много раз пытались дискредитировать в глазах жителей района, а то и просто распускали слухи о том, что она закрыта, издание не раз пытались закрыть, но многочисленные проверки не выявили никаких нарушений. Поводом же к очередному наступлению на газету, по мнению редакции, стала публикация об итогах восьмилетней работы главы администрации Сергиево-Посадского района Василия Гончарова, который собирается в третий раз выставлять свою кандидатуру на тот же пост.

"Мы придали гласности факты разбазаривания бюджетных средств, закрытия детского санатория "Юный" и другие неблаговидные факты из деятельности главы администрации", - говорится в заявлении главного редактора "Зеркало СП" Виталия Ильюшкина.

После этой публикации, в марте 2003 года ОАО Московское областное предприятие "Союзпечать" расторгло договор о распространении газеты "Зеркало СП" через свою сеть.

Жители Сергиево-Посадского района и г. Краснозаводска обращались к губернатору Московской области Борису Громову с жалобой на отсутствие газеты в киосках "Союзпечати".

Отвечая на это обращение, министр по делам печати и информации правительства Московской области А. Барковский обещал разобраться в сложившейся ситуации. Однако, на сегодняшний день газета в киосках до сих не появилась.

Журналисты "Зеркала СП" утверждают, что сейчас распространять газету под давлением местной администрации отказываются даже частные предприниматели.

Редакция обратилась за помощью к С. Митрохину, который и направил запрос министру печати Московской области А. Барковскому с требованием лично проконтролировать разрешение ситуации вокруг газеты "Зеркало СП" и приложить все усилия по недопущению акции "бессрочной голодовки".

По словам С. Митрохина ситуация в Сергиевом Посаде - зеркальное отражение событий с НТВ, ТВС, "Общей газетой" и т.п. Местная власть берет у федеральной "урок по уничтожению свободной прессы руками "хозяйствующих субъектов", если общество не даст достойного ответа на этот вызов, в стране будет установлена вертикаль цензуры и бесправия".

  Информация получена от пресс-службы "ЯБЛОКА"

Тел. (095) 292 5034, mailto:press@yabloko.ru – Сергей Локтионов

 


ЦЕНТР МИРОТВОРЧЕСКИХ И ПРАВОЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

420059, Казань, а/я 132                                         тел. (8432) 774-995

 


ДОКЛАД

 

Итоги призывной компании в Республике Татарстан весной 2003 г.

 

Данный доклад составлен по информации, привлеченной из открытых источников. Обобщены материалы СМИ (в том числе газет «Республика Татарстан», «Вечерняя Казань», информационных агенств «Татар-информ», Intertat). Обработаны более 150 зконков по "Горячей линии" для призывников, организованной ЦМПД, которая работала с 15 марта по 30 июня 2003 года, а также информация, полученная при индивидуальных консультациях призывников и взятая из высказываний должностных лиц (в частности, военного комиссара Республики Татарстан).

Тема призыва затрагивает интересы достаточно большой части населения. Весной 2003 года на мероприятия, связанные с призывом в Республике Татарстан, было вызванно 26 тысяч 265 человек, отправлено в армию около четырех тысяч (осенью 2002 года – 4.600, весной 2002г. – 4.000).

Доклад подготовлен Центром миротворческих и правозащитных действий, который работает в области защиты прав призывников с 1998 года. ЦМПД является участником всероссийской Коалиции НПО «За демократическую АГС!» куда входит более 80 правозащитных организаций из более чем 50 регионов Российской Федерации. При подготовке доклада был использован их опыт. Отдельное спасибо Правозащитному союзу Карелии.

Это второй доклад на тему призыва, подготовленный ЦМПД. Первый доклад освещал проблемы призыва осенью 2002 года. Он был направлен Уполномоченному по правам человека в РТ, Председателю призывной комиссии РТ, Главному федеральному инспектору по РТ, в иные государственные органы. Ответ получен только от Главного федерального инспектора по РТ. Кроме того, доклад в электронном виде был направлен президентам РФ и РТ, в прокуратуру РТ, в средства массовой информации. Полный текст доклада был опубликован в газете «Правозащитный вестник» (http://www.hrcenter.tol.ru).

Меры по исправлению нарушений, предложенные в предыдущем докладе, были проигнорированы как властными структурами Республики татарстан, там и властными структурами РФ.

Анализ материалов для второго доклада свидетельствует, что большинство проблем по нарушению прав граждан во время призыва остались. Более того, в ходе призыва весны 2003 года выявился ряд новых фактов нарушения прав человека. По-прежнему противоправной остается ситуация с формированием районных и городских призывных комиссий в РТ.

 

Учет граждан.

 

К сожалению, вынуждены констатировать, что учет граждан (их личных дел) по прежнему ведется в военкоматах на низком уровне. Фиксируются случаи пропажи дел. Это создает условия для противоправных действий, например, преднамеренной пропажи дел во время призыва с целью уклониться от призыва. Борьба с этим явлением в военкоматах сводиться к противозаконному изъятию паспортов у призывников при выдаче на руки личных дел.

Изменения в личные дела призывников вносятся несвоевременно. Часть ответственности за это лежит на гражданах, не ставящих в известность военкоматы об изменениях своего положения. Однако и военкоматы не всегда принимают и подшивают в дело представленные призывником документы. Отмечена тенденция применять к гражданам, не проинформировавшим военный комиссариат об изменениях, сразу максимальную санкцию по административному кодексу, т.е. штраф в 5 МРОТ. Однако закон позволяет оштрафовать и на 0,5 МРОТ. Применение максимальной санкции наносит серьезный удар по семейному бюджету малообеспеченных граждан. Решение о штрафе нередко выноситься с нарушением закона, т.е не военным комиссаром района, а нижестоящими чинами.

Вследствие неразберихи в документах и разграничении районов деятельности по-прежнему зачастую несколько военкоматов пытаются призвать одного человека. Подобные случаи отмечены, например, в ходе весеннего призыва 2003 года в действиях Советского и Приволжского райвоенкоматов г.Казани.

Не в достаточной мере обеспечиваются гарантированные Конституцией и законами РФ тайна личной жизни, медицинская тайна (в том числе о наркозависимости и о положительном анализе на СПИД), а также сохранение другой информации, содержащейся в личных делах призывников.

Призывные комиссии принимают решения в том числе на основе документов, имеющихся в личном деле призывника. Фактом, характеризующим уровнь подготовки дел работниками военкоматов, является выявление весной 2003 года фактов призыва в вооруженные силы РФ лиц, не имеющих гражданства России и, следовательно, не подлежащих призыву. Так, Ильнур Шарапов был призван в 2000 году Ново-Савиновским райвоенкоматом г.Казани и отслужил в Чечне, получив многочисленые ранения. При оформлении документов после возвращения из армии он узнал, что не является, по мнению паспортно-визовой службы, гражданином РФ. После обнародования данного факта газетой «Вечерняя Казань» в течение двух дней в Управление ПВС МВД РТ обратились житель Нурлата и житель Черемшанского района РТ по тому же вопросу.

 

Вручение повесток, извещение призывника о необходимости явки.

 

Повестки в большинстве случаев не вручаются надлежащим образом.

Как правило, повестку либо просто бросают в почтовый ящик, либо работники военкомата пытаются вручить ее под роспись родственникам призывника или соседям. И то, и другое не имеет для призывника правовых последствий. Повестка считается врученной только в том случае, если имеется подтверждение ее получения непосредственно призывником. Порядок вручения повестки определяется Положением о призыве, утвержденом Кабинетом министров РФ и приказом №400 Министерства обороны РФ. Родственники и соседи не обязаны по закону доставлять повестки, и доставленная таким образом повестка юридической силы не имеет. В крайнем случае, призывника стараются под самыми разными предлогами пригласить к участковому, в милицию, военкомат, где и предлагают расписаться за повестку.

При длительной невозможности доставить повестку в дело призывника подшивают рапорты лиц, ответственных за доставку. Однако строгого учета здесь не ведется. Статья административного Кодекса за неявку по повестке практически не применяется, что говорит о слабой доказательной базе.

Работники военкомата стараются сразу проинформировать призывника о возможности возбуждения уголовного дела, пользуясь слабой юридической грамотностью молодежи. Как правило, призывники не знают, что ответственность по 328 статье УК РФ наступает только после решения призывной комиссией о призыве, поскольку до этого момента уклониться от призыва невозможно – отсутстствует решение о призыве.

Анализ ст.328 УК РФ показывает, что она вообще не содержит квалификации состава преступления (уклонения от призыва). Подобная ситуация используется прокуратурами и военкоматами для чрезвычайно широкого толкования понятия уклонения от призыва, подлежащего уголовному преследованию.

Это приводит к таким казусам, как факты вручения призывникам повесток, по которым они должны явиться в военкомат через год и более после  вручения повестки.

Отмечены факты, когда для запугивания и обеспечения явки в почтовые ящики и непосредственно призывникам доставлялись повестки прокуратуры с соответствующими печатями и подписями. В тексте повестки предлагалось сначала явиться в военкомат, а затем в прокуратуру. На звонки призывников в прокуратуре сообщали, что повесток из прокуратуры  им не высылали.

В ходе призыва весны 2003 года отмечены факты направления призывникам повесток из прокуратуры с сообщением что против них возбуждено уголовное дело за уклонение от призыва. В частности, именно таким образом в прокуратуру Московского района г.Казани 26 мая 2003 года были приглашенны более 20 призывников. Среди приглащенных находились граждане моложе 18 лет, лица, обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов и т.п. Сотрудники прокуратуры от дачи каках бы то ни было пояснений уклонились. Канцелярия прокуратуры отказалась без объяснения причин отметить в повестках факт явки. У явившихся граждан повестки собрал начальник второго отдела Московского райвоенкомата и пригласил призывников и их родителей в здание военкомата, где им были вручены повестки уже от имени военкомата. По нашей информации, не в таком массовом виде, но подобные случаи имели место и в иных районах РТ.

Сама форма повестки не дает возможности призывнику определить, с какой целью он приглашен. Формы повесток утверждены приказом №400 Министерства обороны РФ. Данные формы не соблюдаются. В частности, не всегда на повестках проставлены положеные серия и номер, номер формы повестки. Подобные факты имели место в Московском и Вахитовском райвонкоматах, имеются сведения о подобных нарушениях и в других районах.

Ситуация с доставкой повесток провоцирует противоправные действия как призывников, так и работников военкоматов. Как правило, представленная военкоматами информация о количестве призывников, уклоняющихся от призыва, не соответствует действительности. Большинство призывников, фигурирующих в сводках, не уклоняются от явки в военкомат, а не извещены в соответствии с законом о необходимости такой явки. Именно с этим связаны факты, когда призывник обращается в военкомат с требованием выдачи военного билета по достижении 27 лет,  поскольку до этого он повесток не получал. Подобный факт отмечен, в частности, в Приволжском районном военном комиссариате г.Казани.

К сожалению, работники прокуратуры не относяться с должным вниманием к этим фактам и принимают к рассмотрению подобные дела (о якобы уклонении от призыва). В результате граждане подвергаются дополнительному психологическому давлению. О качестве подобных дел говорит сравнение числа дел, переданных в прокуратуру, с количеством осужденных за уклонения судом. По данным военного комиссариата РТ весной 2003 года «уклонялись» от призыва 1150 человек, а осуждены 7 человек. Осенью 2002 года – «уклонались» 2094 человека, весной 2002 – 2300 человек, за весь 2002 год были осуждены по 328 статье УК 27 человек. Максимальная санкция, примененная судами, - 1 год условно.

К административной отвественности военкоматами привлечены 710 человек (за призыв осени 2002 года - 923 человека, всего за 2002 год – 3026 человек).

 

Явка в военкомат.

 

Явка призывников в военкомат происходит либо по приглашению военкомата для уточнения обстоятельств, прохождения медкомиссии, прохождения призывной комиссии, либо по собственной инициативе призывников для получения справок, постановки на учет и т.п.

О проблеме извещения призывников уже говорилось выше. Подобная ситуация приводит к тому, что имеются факты, когда сотрудники милиции и сотрудники военкоматов осуществляют незаконную насильственную доставку призывников в военкоматы и на призывную комиссию. При этом заинтересованные стороны игнорируют, что работники военкомата не обладают правом задерживать и арестовывать гражданских лиц, лишать их свободы, изымать принадлежащие призывникам вещи или документы, подвергать их действиям, унижающим личное достоинство человека.

Также работники военкомата не вправе ограничивать доступ в помещение военкомата лиц, являющихся родственниками призывника, его представителями и адвокатами. Ссылки на то, что военкомат - это воинская часть, и военный комиссар имет право ограничивать доступ, с правовой точки зрения являются несостоятельными. Тем более, что на территории военкомата в период призыва располагается призывная комиссия, являющаяся по своему статусу гражданской организацией, подчиняющейся главе местного самоуправления (главе администрации), данного района.

Работники милиции при доставке призывников в военкомат не разъясняют призывникам, каков их правовой статус, являются ли они задержанными. Зачастую призывников вместо доставки в военкомат достаточно длительное время содержат в отделении милиции в камерах вместе с лицами, преступившими закон или подозреваемыми в этом. Призывникам не дают возможности связаться с родными, с адвокатом, известить о своем местопребывании, что причиняет родственникам моральные и физические страдания. Зачастую задержание происходит в форме приглашения в милицию для уточнения некоторых обстоятельств без оформления соответствующих документов. Нередко при осуществлении подобных мероприятий работники милиции и военкоматов нарушают конституционное право граждан на неприкосновенность жилища. При подобных действиях также нарушаются нормы Кодекса об административных правонарушениях, где четко оговарены права и обязанности сторон.

 

Проведение медицинского освидетельствования.

Проведение медицинского освидетельствования  на годность к службе в армии  относиться к призывным мероприятиям. Как таковое, оно не может проводиться в сроки, отличные от сроков призыва (ст.25 и 26 Закона о О воинской обязанности и военной службе). Однако, стремясь выполнить план, военкоматы начинают проводить эти мероприятия до официального начала призыва. Подобные факты наличествуют в большинстве районов РТ. Например, в Московском районе г.Казани медкомиссия начала работать  15 марта 2003 года.

Обследование на годность к службе в армии находиться на весьма низком уровне. Это вызвано в том числе недостатком персонала и необходимого оборудования, а также недостаточной мотивировкой работы вследствии неурегулированности межбюджетных отношений и порядка финансирования работы врачебных комиссий. Факты говорят о призыве граждан, объективно являющихся негодными к службе. Зачастую это выявляется только после прибытия призывника в воинскую часть. По итогам 2002 года официально возвращены как необоснованно призванные по состоянию здоровья 17 призывников из РТ. Данная цифра вызывает некоторые сосмнения, поскольку по итогам 2002 года из российской армии как необоснованно призванные уволены около 5000 человек.

Медицинские освидетельствования происходят с установкой на  выполнение плана призыва, а не выявление объективной картины состояния здоровья призывников. При отсутствии жалоб на здоровье со стороны призывника проведение медицинского освидетельствования превращается в формальность. Исключением являются проверка на СПИД и наркозависимость. При наличии жалоб их часто не принимают во внимание, игнорируют справки и документы, выданные лечебными учреждениями. Не предпринимают меры для постановки подробного диагноза. Не всегда в составе медкомиссии присутствуют все специалисты, нередко осмотр проводиться одним специалистом, проводящим записи сразу за нескольких врачей. Не всегда записи в медицинских документах соответствуют правилам, что дает возможность их изменения и исправления.

При направлении на дополнительное обследование зачастую граждан лишают законного права на выбор лечебного учреждения. Нередко военкоматы препятствуют этому, оказывая давление на лечебные учреждения, на призывников и их родителей. Нередко медицинские комиссии отказываются принимать во внимание и подшивать в личное дело справки и иные документы, полученные призывником в медицинских учреждениях самостоятельно.

Призывники испытывают трудности в доступе к правовым документам, регламентирующим медицинское освидетельствование. Диагнозы, выставляемые врачами военно-врачебной комиссии призывникам, не всегда соответствуют стандартам, принятым в этих документах, что ведет к нарушению прав призывников. Возможно, часть остроты проблемы снимет новое расписание болезней, вступившее в действие с 1 июля 2003 года, где классификация болезней приведена в соотвествие с мировыми стандартами. Однако вступление в действие этого документа порождает проблему возвращения из армии граждан, являющихся в соответсвии с этим документом необоснованно призваными.

Дополнительной проблемой является получение доступа к самому документу. В военкоматах нет соответствующих общедоступных стендов. Призывникам приходится самостоятельно искать и приобретать литературу, что затруднительно и не всегда по карману малообеспеченным гражданам. Призывники нередко вынуждены использовать в качестве источника газетные публикации и иную информацию СМИ, которая содержит неточности. Именно с вопросами годности по здоровью связано более половины вопросов, полученных по «горячей линии» ЦМПД.

 

Обеспечение доступа призывников к правовой информации

 

В настоящее время не обеспечен в полной мере доступ призывников к правовой информации, к законам и инструкциям, регулирующим их положение. Граждан лишь извещают об обязанности отслужить и о правовых последствиях уклонения от призыва. В школах дается только общая информация, она лишена конкретики и в период призыва не может быть применена призывниками самостоятельно. У них возникают проблемы на всех этапах, от правильного оформления заявления в военкомат до правильного написания жалобы в суд.

Призывники вынуждены самостоятельно искать и изучать тексты законов и Конституцию РФ. Им практически недоступны инструкции и иные ведомственные правовые акты, постановления правительства. А именно подзаконные акты конкретизируют законы и устанавливают нормы по предоставлению документов, образцы справок, повесток и т.п.

Законы РФ, регулирующие призыв, содержат противоречивые нормы. Не все призывники имеют достаточные материальные средства на обращение за юридической консультацией, на покупку необходимой литературы или получение информации иными способами. На стендах и в других документах военкоматов цитируется лишь пункт 1 статьи 59 Конституции РФ, что искажает ее смысл. В военкоматах, где, как правило, располагаются  призывные комиссии, присутствует на стендах лишь самая общая информация пропагандистской направленности. Тексты законов даются выборочно, в устаревшем виде. Например в Московском военкомате г.Казани Федеральный закон «О воинской обязаности и военной службе» на стенде представлен в редакции 1998 года, что вводит призывников в заблуждение, поскольку перечень отсрочек изменился. Подобная ситуация и в других военкоматах РТ.

Практически отсутствует информация об ответственности должностных лиц, о путях обжалования их решений, а также контактная информация для обращения с жалобами. Отсутствует информация о принципиальной возможности и путях обращения в Призывную комиссию Республики Татарстан.

В период призыва весны 2003 года действовала "Горячая линия" военной прокуратуры Казанского гарнизона, куда можно было сообщить информацию о действиях военнослужащих, т.е. работников военкоматов.

Граждане не имеют информации о возможных путях борьбы со взятками. О наличии подобных явлений говорит высказывание военкома  РТ  о коррупции среди подчиненных, которая позволяет богатым уходить от исполнения конституционного долга. Лишь весной 2003 года завершилась юридическая тяжба вокруг важного чина из Сармановского райвоенкомата, который за 1200 рублей пытался изъять из сейфа личное дело призывника, якобы для ксерокопирования.

Одной из форм получения информации стали «Горячие линии», проводимые общественной приемной в РТ представителя президента г-на Кириенко. Во время призыва весны 2003 года были проведены два таких мероприятия, в городах Казань и Набережные Челны. К сожалению, обе «Горячие линии» были приурочены к началу призыва и ограничились  несколькими днями. В качестве специалистов, отвечающих на вопросы призывников, инициаторы «Горячей линии» привлекли работников военкоматов. Ответы призывникам давались в устной форме, а не в форме документа, который можно было бы предъявить при необходимости. Способность аппарата Федерального инспектора по РТ влиять на ситуацию ограничена действующим законодательством.

Правовая информация от работников военкоматов и военной прокуратуры, собственная информация СМИ зачастую не соответствуют реально действующему законодательству, вводя в заблуждение призывников и их родителей.

Военкоматы используют сложившуюся ситуацию для выдачи документов неустановленного образца и затягивания ответов, тем самым нарушая конституционные права граждан.

 

Положение призывника на сборном пункте.

 

В настоящее время положение призывников на сборном пункте фактически не отличается от положения заключенных. По своему статусу призывники, находящийся на сборном пункте, не являются военнослужащими и ограничены только в праве получения загранпаспорта. Статус военнослужащего приобретается ими с момента отправки со призывников сборного пункта в воинскую часть. В то же время Приказом №400 Министерства обороны РФ предусматривается прибытие призывника на сборный пункт за 2 суток до его отправки к месту службы. Таким образом, до момента отправки гражданин обладает практически всеми правами, гарантироваными гражданам России Конституцией РФ, в т.ч. правом на свободу передвижения, личную неприкосновенность, доступ к правосудию и иными правами и свободами, перечисленными в гл. 2 Конституции РФ. Двухдневное содержание под стражей граждан является нарушением закона, так как лишение свободы в России допускается только по решению суда (ст. 22 Конституции РФ) или в порядке, предусмотренном Административным кодексом.

Законом «О воинской обязанности и военной службе» наличие и работа подобных объектов (сборных пунктов) вообще никак не регламентируется и о них не упоминается. Их существование определяется подзаконными актами.

К таковым относиться Положение о призыве, утвержденное правительством РФ. В нем указывается, что в целях обеспечения организованной отправки призывников к месту прохождения военной службы решением органа исполнительной власти субъекта РФ выделяются и оборудуются помещения и территории под сборный пункт. Работу сборного пункта организует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и военный комиссариат субъекта РФ, на территории которого расположен сборный пункт. Для организации работы сборного пункта органом исполнительной власти субъекта РФ совместно с военным комиссариатом субъекта создается временный штаб администрации сборного пункта под руководством начальника сборного пункта. Начальник сборного пункта подчиняется заместителю военного комиссара субъекта РФ. Во время нахождения призывников на сборном пункте они обеспечиваются горячей пищей по нормам общевойскового пайка, утвержденного Министром обороны РФ. На сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости, а также проводится воспитательная и культурно - массовая работа с призывниками.

Еще более конкретно работа сборного пункта определяется приказом № 400 Министерства обороны РФ. В частности, им оговаривается, что военнный комиссар субъекта Российской Федерации разрабатывает и представляет на утверждение главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проект решения о подготовке и проведении призыва граждан на военную службу, определяющего состав призывной комиссии субъекта РФ и порядок ее работы, порядок формирования и состав временного штаба администрации сборного пункта субъекта РФ. С призывниками на сборном пункте проводится воспитательная и культурно - массовая работа. При этом предусматривается проведение лекций и бесед об истории России, ее Вооруженных Силах и их боевых традициях, о военной присяге, об основных положениях общевоинских уставов, о порядке прохождения военной службы, о правах и обязанностях военнослужащих, о льготах для граждан, проходящих военную службу, и их семей, о правилах поведения в пути следования. Организуются встречи с ветеранами войны и труда, военнослужащими, образцово выполняющими воинский долг, просмотр кинофильмов, телепрограмм, другие культурно - массовые мероприятия, а также проводится разъяснительная работа с родителями граждан, призванных на военную службу. Воспитательная и культурно - массовая работа на сборном пункте организуется и ведется с участием представителей органов местного самоуправления, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юстиции, науки и культуры, общественных организаций, офицеров, пребывающих в запасе Вооруженных Сил и в отставке, и должна носить не только массовый характер, но и индивидуальную направленность.

В данном перечне отсутствует проведение обязательных строевых и спортивных занятий, жизнь по определенному распорядку. Призывники являются гражданскими лицами и любые мероприятия могут проводиться только с их добровольного согласия.

Не регламентировано в соответствии с законами право покидать сборный пункт, которого призывники в настоящее время лишены. Приказом №400 оговаривается лишь случай отмены решения о призыве. Это создает условия для противоправных действий. Призывнику не сообщают, что ответственность за самовольное оставление части наступает только после того, как начинается срок его службы, то есть после зачисления его в команду и убытия в часть. До этого момента он является гражданским лицом.

В вышеуказанных документах вообще никак не оговариваются и не могут оговариваться ограничение и лишение конституционных прав и обязнностей призывника, пребывающего на сборном пункте, и, следовательно, при их осуществлении гражданин может непосредственно руководствоваться Конституцией Российской Федерации. Ограничение его конституционных прав работниками сборного пункта является противоправным.

Работники сборного пункта с задержками и не полностью предоставляют информацию о призывниках, находящихся там, их состоянии и их убытии. Граждане не информированы о телефонах, по которым они могут прояснить ситуацию. Это доставляет родственникам призывников нравственные и физические страдания. Это ограничивает возможности призывников, адвокатов и правозащитников в случае незаконного призыва в армию.

Отсутствует доступная информация о порядке передач призывникам, сам этот порядок никак не регламентирован. В результате его определяют лично работники сборного пункта и лица, дежурящие на КПП.

Нечетко определен порядок встреч призывников с иными гражданами. Это также вызывает злоупотребления и противоправные действия, неправомерные отказы, создает почву для коррупции. Призывнику, его родственникам, иным лицам не может быть отказано во встрече с гражданином. Единственным основанием может служить отказ самого гражданина.

У призывников отсутствует информация о порядке обжалования решений призывных и военно-врачебных комиссий, а также действий работников военкомата и сборного пункта.

Чрезвычайно затруднено обжалование и в практическом плане. Использование призывниками телефона затруднено, личные встречи тоже. В результате призывник, как правило, не может, находясь на сборном пункте, оформить доверенность на представление своих интересов, что ущемляет его конституционные права.

 

Республиканская призывная комиссия, районные и городские призывные комиссии, их правовой статус.

 

В Республике Татарстан 43 района, 20 городов, из них 14 - республиканского подчинения. В столице РТ Казани 7 районов. Всего 52 района.

В каждом из них действует районный военкомат. Практически в каждом районе создается призывная комиссия. Большинство районов РТ - сельские. Численость населения и соотвественно призывного контингента в сельских и городских районах отличается на порядок. Анализ показывает административную избыточность в структуре военкоматов на територии РТ.

Статус призывных комиссий в законе и подзаконных актах определен только в общем. Это вызывает различные толкования законов и противочечивую правоприменительную практику.

Вследствие отсутствия на территории РТ органов местного самоуправления по-прежнему не определен статус городских и районных призывных комиссий. Решение Конституционного суда РТ  от 15 октября 2002 года определило, что органы, обладающие статусом местного самоуправления на уровне городов и районов отсутствуют, их обязанности никем не могут быть присвоены и не могут быть самопровозглашены. Тем не менее в соотвествии с ст. 1 Закона РТ от 30.11.1994 г. №2246-XII "О местных органах государственной власти и управления" функции органов местного самоуправления выполняют назначаемые, а не избираемые главы администраций. Фактически главы администраций присвоили себе статус органов местного самоуправления, что противозаконно и это подтвердил Колнституционный суд РТ. В любом случае, формирование призывных комиссий главами администраций является незаконным.

Неясен статус призывных комиссий, как юридических лиц, а также порядок их работы. Это сказывается, в частности, на оформлении документов, поскольку в разных районах РТ документы заверяются либо печатью военного комиссариата, либо печатью призывной комиссии с записью о ппринадлежности призывной комиссии к военному комиссариату. По своему положению призывная комиссия является органом гражданской администрации, и поэтому применение бланков и печатей военкомата в данном случае незаконно. Также незаконно и употребление военкоматами печатей с надписью «Призывная комиссия», поскольку призывная комиссия не является подразделением военкомата. Вызов граждан на призывную комиссию осуществляется непосредственно военкоматами. Подобные факты отмечены практически во всех районах РТ.

Не определена ситуация и с призывной комиссией в г.Казань. Глав районов столицы и главу администрации г.Казани назначает президент Татарстана. Но административной единицей по признакам (бюджет, территория, управление) является именно г.Казань и соответсвенно должна формироваться городская призывная комиссия. Именно так это делается в других городах Российской Федерации. Но в Казани городской призывной комиссии нет. Закон и подзаконные акты допускают несовпадение административных районов и района действия военного комисариата. При необходимости могут формироваться районные призывные комиссии. Но создаваться они должны главой МСУ Казани и возглавляться его заместителями.

Затруднена реализация права граждан на обращение в республиканскую призывную комиссию вследствие отсутствия в общедоступных местах, связанных с призывом, общедоступной контактной информации и информации о порядке обжалования. К работе в призывных комиссиях недостаточно привлекаются представители негосударственных некоммерческих организаций.

Отсутствует гласность в принятии решений. Призывников информируют о принятых решениях в самом общем виде, часто только в устной форме; в документах, выдаваемых им, отсутствует обоснование решений по их заявлениям и просьбам.

 

Реализация права на альтернативную гражданскую службу.

 

Закон об альтернативной гражданской службе вступает в силу 1 января 2004 года.

Военкоматы РТ не признают за гражданами конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской (АГС) и предлагают гражданам, как правило, в замену альтернативной гражданской службы направление в части, служба в которых, хотя и является военной, но не связана с ношением оружия. При этом призывникам не разъясняется, что юридический статус военнослужащих всех частей одинаков, одинаков и порядок прохождения службы. Все военнослужащие обязаны приносить присягу с оружием в руках, пройти курс молодого бойца, беспрекословно выполнять приказы. Место службы определяется Министерством обороны и после шести месяцев обучения любой солдат может быть направлен для похождения службы в любой регион, включая Чечню, без его согласия, где такой солдат будет поставлен перед тяжелым моральным выбором.

Часто членам религиозных организаций предоставляется отсрочка до вступления в силу закона (либо непосредственно призывной комиссией, либо по решению суда). Попытки военкоматов передать после этого материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела успеха не имели. Однако в большинстве случаев призывнику приходиться защищать свои права в суде.

В период весеннего призыва 2003 года по данным Военного комиссариата Республики Татарстан, были поданы более сорока заявлений на замену военной службы на альтернативную гражданскую (за 2001 – 26, за 2002 - 35). Из них 35 заявлений по религиозным мотивам были судами удовлетворены и решения призывных комиссий о призыве в армию были отменены. Остальные заявления содержали мотивировку нелигиозного характера. По ним суды приняли отрицательные решения. Обращает на себя внимание тот факт что в любом случае гражданам приходилось через суд добиваться отмены решений призывных комиссий.

Таким образом, ситуация с лицами, обосновывающими свое право на АГС нерелигиозными убеждениями, остается сложной. И призывные комиссии и суды, несмотря на представленные доказательства, очень часто отказывают гражданам в этом праве, что нарушает закон и конституционные права призывников.

 

Рекомендуемые меры

 

По результатам этого доклада Центр миротворческих и правозащитных действий рекомендует следующее:

 

·          Усиление влияния и контроля гражданской администрации за подготовкой и проведением призыва.

·          Разработка инструкции сотрудникам МВД по работе с призывниками в соответствии с конституционными нормами и законами.

·          Контроль прокуратуры за фактами применения повесток от имени прокуратуры иными органами и должностными лицами. Исключения из практики примениния повесток по типу факта, имевшего место в Московском районе г.Казани.

·          Обеспечение доступа призывников к правовой информации через оборудование соответствующих стендов в зданиях военкоматов, школ и иных учебных заведений. Ослеживание изменений законов и соответсвующего обновления информации на стендах.

·          Контроль за ответственностью работников военно-врачебных комиссий за решения, которые они принимают при медицинском освидетельствовании призывников. Закон предусматривает возможность личной отвественности членов призывной комиссии, в т.ч. и врачей, за результаты работы.

·          Разработка и принятие положения о призывной комиссии, фиксация ее правого статуса, регламентация работы.

·          Письменное оформление решений призывной комиссии, выдаваемых призывнику на руки в соотвествии с законом, т.е. с включением не только резулятивной, но и мотивировочной части.

·          Включение представителей негосударственных организаций в состав призывных комиссий всех уровней с целью гражданского контроля за процессом призыва.

·          Обеспечение свободного доступа к телефонам на сборных пунктах.

·          Облегчение доступа граждан на сборные пункты для общения с призывниками, передачи вещей и продуктов. Принять Положение, регламентирующее нахождение призывника на сборном пункте в соответствии с действующим законодательством (передачи, встречи с родственниками, иными лицами).

·          Обеспечение права граждан на информацию о своих родных, близких, знакомых, находящихся на сборных пунктах в качестве призывников. На сбрном пункте в общедоступном месте должны вывешиваться списки не только на отправку, но и всех призывников, находящихся на сборном пункте. Стенд также должен содержать информацию о телефонах должностных лиц, способных прояснить ситуацию.

·          Обеспечить присутствие на сборных пунктах нотариуса, предствителей уполномоченного по правам человека в РТ и прокуратуры для работы с призывниками.

·          Включение в штаб сборного пункта представителей общественных организаций.

·          Усилить контроль прокуратуры за содержанием дел по уклонению от призыва, обеспечить принятие мер к лицам, предоставившим недостоверную информацию или способствовавшим принятию решения с нарушением закона.

·          Государственным органам осуществлять в период призыва постоянную "Горячую линию"  для призывников, предоставляющую полную и юридически точную информацию с возможностью обратной связи в виде реакции на выявленые нарушения. По правовому статусу таковыми могут являтся либо прокуратура, либо Призывная комиссия РТ.

·          Вручение призывнику при получении приписного свидетельства памятки с полным перечнем его прав и обязанностей, контактной информацией по обжалованию действий должностных лиц.

·          Вручение призывникам, отбывающим в армию, памятки солдата с разъяснением его прав и обязанностей, контактной информацией по обжалованию действий должностных лиц.

 

24 июля 2003 г. в 15.30 в центральном офисе ИА «Интерфакс» по адресу: 1-я Тверская-Ямская улица, д. 2 состоится пресс-конференция адвокатов арестованного сотрудника службы безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина на тему: «Грубейшие нарушения законодательства при расследовании дела А. Пичугина».

В пресс-конференции принимают участие:

ћ        Олег Соловьев, адвокат А. Пичугина;

ћ        Татьяна Акимцева, адвокат А. Пичугина 

21 июня 2003 г. Генеральная прокуратура предъявила обвинение начальнику отдела внутренней экономической безопасности  НК ЮКОС Алексею Пичугину в организации убийства в ноябре 2002 г. двух человек в одном из региональных центров России (ст. 105 УК РФ). В отношении А. Пичугина суд санкционировал меру пресечения – содержание под стражей.

16 июля 2003 г. жена арестованного, Татьяна Пичугина, в своем заявлении потребовала общественного контроля за ходом следствия. «У меня есть серьезные основания полагать, что на мужа оказывается давление с применением психотропных препаратов с тем, чтобы склонить его к самооговору», - заявила Т. Пичугина.

18 июля 2003 г. депутаты Госдумы направили в Генпрокуратуру, ФСБ и Уполномоченному по правам человека в РФ О. Миронову запрос с просьбой проверить утверждение о применении к арестованному сотруднику службы безопасности НК ЮКОС А. Пичугину психотропных средств. 

Аккредитация по телефонам:

250-8835, 250-3434

 

 

Уникальная звукозапись процесса по делу Ракевич против России прямо из Европейского Суда (Страсбург, Франция)

 «Я не Набоков, для которого английский и русский были родными языками, поэтому я не смогу донести до Европейского Суда все тонкости дела», – начал, извиняясь, свое выступление представитель Правительства РФ Петр Лаптев.

Аспирантка МГУ Ольга Крылова, слушатель процесса: «Мне стыдно за свою страну, за свое Правительство. Мне стыдно за то, что зал на протяжении всего судебного заседания смеялся над тем бредом, что нес господин Лаптев. Мне стыдно за то, что наше Правительство не может позволить иметь представителя в Европейском Суде, который бы хоть немножко обладал пониманием, что такое «права человека» и мог более свободно и понятно излагать свои мысли».

Выступления представителей и советников сторон, вопросы Европейского суда без комментариев и ремарок, непосредственно в судебном процессе слушайте на сайте общественного объединения «Сутяжник» http://video.sutyajnik.ru 

Инструкция по видео-просмотру.  Кликните на http://video.sutyajnik.ru , зайдите в «Видеоархив», где необходимо выбрать первую или вторую картинку с фотографией здания Европейского Суда по правам человека и кликнуть на значке  

Приятного прослушивания!

О всех неполадках просьба сообщать на Sutyajnik-Press@sutyajnik.ru 

Информация получена от ОО «Сутяжник» (г. Екатеринбург)

Тел. (3432) 56-36-51, e-mail: Beliaev@Sutyajnik.ru

 

 

Битва с гостиницами продолжается 

Есть такая практика в столичных, да и в провинциальных, гостиницах – забирать у поселяющихся командированных паспорт. А при выезде – «забывать» отдавать обратно. Доехав до аэропорта или вокзала, когда надо предъявлять билет и паспорт, постоялец вспоминает, что паспорт-то остался у администрации гостиницы. И тогда – прощай самолет, поезд, прощай деньги, уплаченные за билет.

Почти такая история произошла с жителем Екатеринбурга, поселившимся во время командировки в гостинице ОАО «Центр международного сотрудничества «Олимпиец», что в Химках Московской области. При заселении, по требованию администрации, ему пришлось отдать паспорт, так как за гостиницу уже было уплачено, да и время позднее, чтобы подыскивать другое место проживания. Уезжая, сдал номер и поехал в аэропорт, и только по дороге вспомнил – а паспорт-то остался в гостинице. Пришлось ловить такси, возвращаться, забирать паспорт и мчаться обратно в аэропорт, боясь опоздать.

Возмущенный незаконными действиями гостиницы, из-за которых чуть было не опоздал на самолет, екатеринбуржец подал в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга жалобу.

Районный суд, хотя заявитель настоятельно просил истребовать с гостиницы необходимые доказательства, отказался содействовать жителю Екатеринбурга, указал, что подтверждения изъятия паспорта нет, что никакие права обратившегося за судебной защитой не нарушены, не удовлетворил требования жалобы. Екатеринбуржец обжаловал решение суда.

22 июля 2003 г. Областная судебная власть сочла решение неправильным и отменила его, признав, что самоуправство, допущенное гостиницей, незаконно. 

Информация получена от ОО «Сутяжник» (г. Екатеринбург)

Тел. (3432) 56-36-51, e-mail: Beliaev@Sutyajnik.ru

 

 

Положение цыган на Урале

28-29 июля 2003 г. в Екатеринбурге в конференц-зале здания гостиницы-общежития Уральской Академии Государственной Службы (УрАГС) по адресу: 8-е Марта 70 состоится «круглый стол», посвященный положению цыган на Урале. «Круглый стол» пройдет при совместном участии Совета Европы и цыганской национальной культурной автономии «Рома Урал»

Цель «круглого стола» – обеспечить понимание, способствовать сотрудничеству и контакту между представителями цыганской национальности, федерального министерства и местных органов власти, а также юристов, журналистов и учителей. Участники «круглого стола» совместными усилиями попытаются разработать программу действия, которая сможет помочь улучшению статуса цыганской общины и отношения к ее представителям.

«Круглый стол» будет базироваться на трех темах: образование, юридические вопросы и средства массовой информации. Данные темы являются наиболее насущными для цыган на Урале. В то же время они актуальны и в других регионах. Поэтому результаты данной дискуссии могут быть полезными для представителей власти других регионов Российской Федерации.

 Пресс-секретарь «Рома Урал» Чащихина Ольга

Тел: (3432) 63-09-26

Информация получена от ОО «Сутяжник» (г. Екатеринбург)

Тел. (3432) 56-36-51, e-mail: Beliaev@Sutyajnik.ru

 

О работе Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области 

Состоялось заседание конкурсной комиссии Губернского собрания общественности Иркутской области, на котором были рассмотрен 141 социально значимый проект, представленный общественными организациями и юридическими лицами из многих районов области, из которых 91 проект получит денежную поддержку (не более 30 000 рублей каждый).

Секция «Защита прав человека» (руководитель О.Стасюлевич), созданная при содействии комиссии по правам человека при губернаторе области, работала, как и в предыдущие годы, наиболее активно из всех 20 зарегистрированных секций Собрания. Она представила в Губернское собрание 15 проектов, из которых 10 (максимальное количество проектов из секций), отмечены денежными лотами. Эти проекты (Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск, Тайшет и др.) касаются развития правового просвещения граждан, улучшения положения заключенных (в т.ч. несовершеннолетних), создания службы социально-правового информирования населения и молодежного центра «Право» и т.д.

По словам председателя комиссии по правам человека Г.К. Хороших «реализация этих проектов, направленных на повышение уровня правосознания, поможет жителям Иркутской области овладеть механизмами защиты своих прав и повысит их гражданскую активность».

С 17 по 24 июля 2003 г. в комиссию по правам человека при губернаторе Иркутской области поступило 76 обращений (письменных и устных). Кроме того, сотрудниками приемной ведется ежедневное консультирование по телефону. Из поступивших 52 письменных обращений 42 касаются вопросов соблюдения прав человека в уголовной сфере (жалобы на предварительное следствие, приговоры судов, ходатайство о присутствии представителя комиссии на судебных заседаниях и т.д.) и 10 связаны с правами в социально-экономической сфере (трудовые и жилищные права, вопросы гражданства и т.д.). 24 устных обращения относятся к жилищным и трудовым проблемам граждан, и только 5 из них - к вопросам уголовного законодательства.

С 12 по 28 июня в п. Мишиха (возле о. Байкал) работает летний профильный лагерь Иркутской детской общественной организации «Соболь», программа которого «История возникновения государства и права России», активно поддержанная комиссией по правам человека при губернаторе Иркутской области, получила соответствующее финансирование. В течение трех последних дней работы лагеря сотрудник комиссии по правам человека при губернаторе области Инна Косенко (педагог и юрист по образованию) по ходатайству его руководителей проведет с детьми цикл бесед о правах и обязанностях несовершеннолетних, о правовой регламентации прав и свобод человека и гражданина, о деятельности комиссии по правовому просвещению, ролевые игры и конкурсы по вопросам соблюдения прав человека и гражданина. 

Информация получена от Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области

e-mail: svoboda@irmail.ru - Ивкович Марина, главный специалист Комиссии

 

Hosted by uCoz