Инициативная группа

«ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»

На главную

Архив пресс-релизов Информационного центра правозащитного движения

21.01.2003

 

Всемирный Экономический Форум /Всемирный Социальный Форум:

Международная Амнистия за права человека

 

Давос/Порто-Алегре. Делегации Международной Амнистии на высоком уровне посетят Всемирный Экономический Форум и Всемирный Социальный Форум с обращением о «Глобализации прав человека».

Международная Амнистия проведет встречи с мировыми политическими и экономическими лидерами, которые соберутся в Давосе, а также с тысячами представителей гражданского общества изо всех стран мира в Порто-Алегре. Эти встречи являются одним из направлений работы организации, направленной на сотрудничество с организациями и другими лицами для обеспечения прав человека для всех.

Всемирный Экономический Форум

Делегация Международной Амнистии, возглавляемая Генеральным секретарем организации Айрин Хан, посетит Всемирный Экономический Форум в Давосе, лоббируя большую подотчетность компаний в отношении прав человека. Среди членов делегации – директор политической стратегии Международной Амнистии Дэвид Петрасек и Салил Трипати, эксперт по экономическим отношениям и правам человека. Делегация также примет участие в мероприятиях «Взгляд общественности – на Давосе» и «Открытый Форум Давос 2003» (информацию об этих мероприятиях см. на вэбсайтах: www.weforum.org  и www.evb.ch).

Международная Амнистия представит свою позицию СМИ на пресс-конференции 23 января 2003 г. с 15:35 по 16:05 в пресс-центре в Давосе.

Во время пресс-конференции Международная Амнистия также сделает презентацию отчета «Бизнес с Россией: подход с точки зрения прав человека».

 

Всемирный Социальный Форум

Одновременно делегация, возглавляемая Председателем исполнительного комитета Международной Амнистии Полом Хоффманом, посетит Всемирный Социальный Форум в Порто-Алегре. Среди членов делегации – Игнасио Саиз, заместитель директора программ Международной Амнистии по Северной и Южной Америке, Гита Сахгал, возглавляющая Гендерный Отдел, и Тим Кахил, научный сотрудник по Бразилии. Международная Амнистия сделает выступление о том, как права человека могут являться всесторонней основой по борьбе с негативным влиянием глобализации.

Пол Хоффман примет участие в конференции “Принципы, ценности, права человека, разнообразие и равенство», которая будет проходить 25 января с 15:30 по 17:30 на стадионе Гигантино в Порто-Алегре.

Делегация Международной Амнистии также примет участие в ряде обсуждений, семинаров и симпозиумов (информацию можно получить, сделав запрос или на вэбсайте www.forumsocialmundial.org.br)

Информация получена от пресс-службы Международной Амнистии

Лидия Аройо - +44 20 7413 5599, +44 7798 555 629, e-mail: laroyo@amnesty.org

Джудит Аренас - тел. + 44 7778 472 188 (Всемирный Экономический Форум в Давосе)

Симона Белтрами - тел. + 44 7778 472 116 (Всемирный Социальный Форум в Порто-Алегре

 

23 января 2003 г. в 12.00 в Институте развития  прессы по адресу: Тверской бульвар, д. 20, 2 этаж состоится пресс-конференция «Захлопнет ли объединенная Европа двери перед виновниками войны в Чечне?»

 

Темы пресс-конференции:

1. 35-летие Пражской весны: СССР тогда и Россия сегодня;

2. Наказание за нарушения прав человека: индивидуальная ответственность политика, коллективная ответственность стран;

3. Принятие решений о запрете на въезд в страны ЕС для политиков, нарушающих права человека, должно иметь прозрачный механизм, им мог бы стать «Суд чести Европейских политиков»;

4. Новый общественный институт будет быстрее и оперативнее реагировать на обращения общественности тех стран, где нарушены права человека.

 

В пресс-конференции участвуют:

ћ        Людмила Михайловна Алексеева, Московская Хельсинкская группа 1970-80-е гг. и в настоящее время;

ћ        Лариса Иосифовна Богораз, правозащитница, участница демонстрации 25 августа 1968 г.;

ћ        Александр Юльевич Даниэль, Общество «Мемориал», сотрудник «Хроники текущих событий» 1980-е гг.

ћ        Сергей Адамович Ковалев, депутат Госдумы РФ, член "Инициативной группы по правам человека" 1960-70-е гг.;

ћ        Александр Павлович Лавут, член Инициативной группы по правам человека 60-70е гг.

Члены организационного комитета антивоенных акций:

ћ        Лев Александрович Пономарев, Общероссийское движение “За права человека”;

ћ        Юрий Вадимович Самодуров, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова;

ћ        Николай Александрович Формозов, биолог

 

Правозащитники СССР и России обращаются с письмом к Президенту Чешской Республики Вацлаву Гавелу. Суть письма – создание механизма для принятия решений о запретах на въезд в страны ЕС политиков, нарушающих права человека.

 

Справки по телефонам:

229-3192, 777-0174.

Встреча Олега Миронова с членами Комиссии США по вопросам международной религиозной свободы

 

20 января 2003 г. состоялась встреча Уполномоченного по правам человека в РФ О.О. Миронова с членами Комиссии США по вопросам международной религиозной свободы. Встреча проходила в рамках рабочего визита Комиссии в Россию 17-25 января с.г. для ознакомления с обеспечением прав граждан на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации.

Председатель Комиссии Фелис Гаер рассказала о работе Комиссии и стоящих перед ней задачах, в число которых входит консультирование Президента и Конгресса США по вопросам укрепления международной религиозной свободы. Она отметила, что за последнее десятилетие в России произошел целый ряд значительных позитивных изменений в области государственно-церковных отношений, что свидетельствует об укреплении демократии и возрастании роли гражданских свобод. Вместе с тем, Комиссии стали известны отдельные факты нарушений прав граждан и религиозных объединений на свободу совести и вероисповедания, о которых члены Комиссии хотели поставить в известность Уполномоченного и выяснить его позицию по этим вопросам.

О.О. Миронов проинформировал членов Комиссии о своей деятельности по защите прав граждан на свободу совести и вероисповедания, выразил свое видение проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в России, подчеркнул особую роль правового просвещения в установлении толерантности в российском обществе и большую значимость работы с молодежью в этом направлении.

В заключение Уполномоченный ответил на ряд конкретных вопросов, касающихся нарушения прав граждан и религиозных объединений России.

 

Информация получена от пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ

Тел. 207-5337

 

 

«Антиконституционные тенденции в отношениях государства с религиозными организациями вступили в циничную фазу»

Заявление Института свободы совести

 

Сакрализация власти и клерикализация государства в современной России вошла в циничную фазу. Вопреки основополагающим принципам Конституции Российской Федерации элементы государственных вероисповедных предпочтений (коснувшиеся органов власти и государственного управления, «силовых» структур, государственной системы образования), вводимые в явочном порядке, имеют устойчивую тенденцию к законодательному закреплению с целью придания им характера государственной политики.

После принятия в 1997 г. дискриминационного Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», антиконституционные тенденции в области отношений государства с религиозными организациями проявили себя. в форме идеи специального выделения «традиционных» религиозных организаций с наделением последних значительными экономическими льготами (в форме двух проектов концепций государственно-конфессиональных отношений, опубликованных в 2001 г., и сериала из трех законопроектов).

Осень-зима 2002 г. ознаменовалась всплеском антиконституционной активности, характеризуемой небывалым  цинизмом, с которым попираются базовые принципы конституционного строя:

а) 10-11 октября – конференция на федеральном уровне «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования»;

б) 22 октября – Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Примерное содержание учебного предмета «Православная культура»;

в) 30 октября – проект Доклада рабочей группы президиума Государственного совета РФ «О совершенствовании деятельности государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации»;

г) 9-11 декабря в Екатеринбурге под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе прошла международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма»;

д) 20 декабря – в рамках научно-практического семинара «Северная столица - перекресток духовных традиций» прозвучало заявление о работе кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ над новым проектом концепции государственно-конфессиональных отношений с уклоном под борьбу с «религиозным экстремизмом»;

е) 24 декабря – создана Общественно-депутатская комиссия по поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей;

ж) 30 декабря – в Госдуму России внесен законопроект «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России».

Все упомянутые события направлены на эскалацию государственных конфессиональных предпочтений и/или на «специальные» ограничения и контроль мировоззренческой сферы, основанные на неправовых принципах и терминологии: «религиозный экстремизм», «религиозная экспансия», «традиционная религиозная организация», «православная территория», «секта». Например, в проекте Доклада рабочей группы президиума Госсовета РФ по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в РФ термин «религиозный экстремизм» фигурирует более 30(!) раз.

Уже сам термин «экстремизм» признается очень широким и не вполне юридически корректным. А с учетом отсутствия правового определения религии, применение термина «религиозный экстремизм» несет угрозы правам человека и основам конституционного строя.

На конференции по образованию власть фактически «дала добро» тотальной клерикализации государственной системы образования на региональном уровне, что и было исполнено Минобразованием, в виде подмены права на религиозное образование обязанностью государства финансировать конфессиональное образование для «традиционных религиозных организаций», и к тому же в рамках государственной системы. Таким образом «нетрадиционно» верующих не только ограничили в равных правах на религиозное образование, но и вместе с остальными инакомыслящими налогоплательщиками фактически заставили оплачивать конфессиональное образование, а в конечном итоге сакрализацию власти.

Если в вышеупомянутом проекте Доклада рабочей группы Госсовета в качестве угроз национальной безопасности России названа «религиозная экспансия» со стороны Римско-католической церкви, «новых протестантских организаций», «иностранных псевдорелигиозных общин», «некоторых исламских религиозных объединений», то в приложении к итоговому документу конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» просто приведен список «наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» числом более 300.

Очевидно, что власти для освящения себя нужна только одна «самая традиционная» конфессия, и даже вхождение в президентский Совет по взаимодействию с религиозными объединениями и поддержка антиконституционных инициатив не является гарантией от попадания в какой-нибудь «черный список» с перспективой «специальных» ограничений. Тем не менее, многие конфессиональные лидеры устремляются в сферу государственных предпочтений, забыв об ответственности перед паствой и обществом.

Указанные тенденции маскируются заботой о духовности, нравственности, человеке, а на самом деле подчинены интересам удержания власти и ухода от ответственности за происходящее в стране. История со всей кровавой наглядностью показывает, что манипулирование сознанием и основанная на нем неограниченная власть является самой большой угрозой для человека, общества, государства.

В результате, чтобы ни творилось в России – перманентный экономический кризис, коррупция, война в Чечне, вымирание населения – россияне все равно просто любят власть, отдавая свои голоса ее представителям во время выборов. В указанном контексте чистые выборы это не только соблюдение закона, но и приведение государственной политики в области свободы совести (включая законодательство) в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Фактический отход России от принципа светскости государства, выражающийся в клерикализации институтов государства и органов власти, неизбежно ведет к «специальной» регламентации духовно-нравственной сферы, навязыванию обществу “правильного”, по мнению властных групп, мировоззрения. Власть, выбрав одну из конфессий в качестве государственной идеологии, делает все для устранения любой ее альтернативы. Таким образом, в России активно формируется правой механизм ограничений основных прав и свобод человека, основанный на средневековых традициях сакрализации власти, с целью придания ей пожизненного статуса опекуна несовершеннолетней толпы, и имеющий тенденцию к реанимации соответствующего строя.

Сотрудничество и диалог государства и религиозных объединений как важнейших институтов гражданского общества должны строиться на общих с иными общественными объединениями правовых основаниях при неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации. Анализ обстоятельств и последствий заключения «специальных» соглашений органов государства с избранными религиозными объединениями говорит в пользу отмены упомянутых соглашений как антиконституционных.

Институт свободы совести выражает обеспокоенность тем, что конфессионально ориентированные структуры, в том числе позиционирующие себя научными и правозащитными, как правило, не способны иметь и выражать принципиальную позицию в связи с вышеупомянутыми тенденциями, а государственные научные учреждения и вовсе выполняют заказ власти по обоснованию антиконституционных государственно-конфессиональных отношений и вероисповедной политике.

Институт свободы совести заявляет о недопустимости формирования антиконституционной законодательной базы по закреплению вероисповедных предпочтений, а равно и «специальных» ограничений для религиозных объединений, основанных на неправовой терминологии и делающих реализацию права на свободу совести каждого заложниками интересов политических групп, конфессиональных и профессиональных корпораций.

В качестве позитивных решений проблемы реализации права на свободу совести, как основы построения правового государства и формирования гражданского общества необходимо создать научную базу для формирования законодательства, которое не позволит власти «специальные» контроль, ограничение, использование мировоззренческой сферы. В противном случае права каждого (включая верующих) будут нарушаться, а идеалы гражданского общества терпеть поражение.

Сопредседатели Института свободы совести

Сергей Бурьянов, Сергей Мозговой

 

Информация получена от Института свободы совести

Тел. 348-6289, 470-4884, e-mail: Lci-msk@yandex.ru

Россия - мировой лидер по продаже леса за бесценок

 

21 января 2003 г. на Горбатый мост у Белого дома поднялась необычная делегация. Активисты Гринпис в белых комбинезонах выгрузили из машин бревна, доски, стулья, бумагу для офиса и аккуратно разместили на брусчатке моста. Затем они развернули плакат с надписью: «Экспорт бревен - это грабеж России и гибель лесов». Так началась акция Гринпис против продолжающегося превращения России в сырьевой придаток, в поддержку более разумного использования российских лесов.

Россия, занимая седьмое место в мире по объемам заготовки древесины, является абсолютным лидером по экспорту круглого леса. Ежегодно 32 миллиона кубометров древесины экспортируется в другие страны в необработанном виде и уже там перерабатывается. Львиная доля доходов от переработки российской древесины достается странам-импортерам: например, стоимость экспортируемого в Финляндию круглого леса из России составляет лишь около 5% от стоимости готовой продукции, производимой из этой древесины. Дешевая российская древесина послужила хорошей базой для развития новых перерабатывающих производств в Финляндии, Швеции, Китае, Японии и других странах.

В это время в самой России закрытие старых перерабатывающих предприятий значительно превышает ввод новых. Чтобы сделать лесопользование в России разумным и экологически приемлемым, необходим пересмотр государственной политики по отношению к лесам. В первую очередь, необходимо пересмотреть систему экспортных таможенных пошлин. Например, для хвойной древесины и для полученных из нее пиломатериалов таможенная пошлина одинакова и составляет 6,5%, а на целлюлозу она даже больше - 10%. Это делает более выгодным экспорт круглого леса и не способствует развитию переработки древесины в России. В итоге, для достижения того же результата (получения того же дохода) в России вырубается в 2-3 раза больше леса, чем это нужно при разумном лесопользовании.

С другой стороны: при разумном использовании всей вырубаемой сейчас древесины можно получать в несколько раз больший доход и создать в 2-3 раза больше рабочих мест. Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки) и другие ведомства неоднократно предлагали Правительству РФ изменить соотношения экспортных пошлин на лесное сырье (круглый лес) и продукты его переработки. Еще в октябре 2002 г. Минпромнауки представило в Правительство России Концепцию развития лесной промышленности до 2015 года, где, в частности, предлагалась с 1 января 2003 года отмена вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины и увеличение с 1 июля 2003 года ставок экспортных пошлин на необработанную древесину твердолиственных пород. Хотя и этого недостаточно: ведь в экспорте России абсолютно преобладают хвойные и мягколиственные породы древесины, вывозные ставки на которые составляют 0- 6,5 %. Но даже и такое промежуточное предложение Минпромнауки не было принято.

«Похоже, наше правительство больше заботится о развитии лесной промышленности Финляндии или Китая, чем собственной страны. Планы правительства насчет строительства новых лесоперерабатывающих производств, может, и хороши, но, пока древесину выгоднее вывозить и перерабатывать за рубежом, они так и останутся планами, - сказал Алексей Ярошенко, координатор лесной программы Гринпис России. - Конечно, переход к более высоким вывозным пошлинам на древесное сырье будет непростым для некоторых регионов и предприятий, но это не значит, что развитие нашей страны должно остановиться на уровне сырьевого придатка соседних стран. Просто повышение пошлин на вывоз сырья должно быть постепенным и объявляться заранее, но оно обязательно должно быть».

Гринпис требует:

1.                         Изменить соотношение между экспортными таможенными пошлинами на необработанную древесину и продукцию ее переработки с тем, чтобы стимулировать переработку древесины внутри России. Вывозные пошлины на продукцию глубокой переработки древесины должны оставаться на существующем уровне или снижаться, в то время как пошлины на круглый лес должны быть повышены. Такое повышение должно быть постепенным, чтобы обеспечить возможность перестройки действующих предприятий. Целесообразно повышение вывозных пошлин до уровня в 20-25% на все породы, кроме твердолиственных, и до 50% - на твердолиственные. Такой уровень пошлин сделает переработку древесины более выгодной, чем вывоз круглого леса, даже в приграничных регионах.

2.                        Обеспечить приоритет передачи лесных территорий в аренду предприятиям перерабатывающей отрасли (целлюлозно-бумажным и лесопильно-деревообрабатывающим комбинатам), а не лесозаготовительным предприятиям (леспромхозам и их аналогам), как это делается сейчас. Специализированные лесозаготовительные предприятия должны выполнять роль подрядчиков, а не непосредственных арендаторов лесного фонда.

3.                         Принять на государственном уровне программу по повышению продуктивности экономически доступных лесов в регионах с развитой переработкой древесины - в первую очередь, ухода за молодыми лесами и восстановления лесов на вырубках улучшенным посадочным материалом. Такая программа сделает реформу лесной отрасли менее болезненной, поскольку перечисленные лесохозяйственные мероприятия обеспечивают наибольшее количество рабочих мест.  

 

Информация получена от Гринпис России по телефонам:

257-41-16/18/22 - Алексей Ярошенко, Алексей Морозов, Оганес Таргулян, Елена Суровикина

 

Hosted by uCoz